Всякая война убивает и калечит людей не только физически, но и психически. Причем независимо от характера и целей войны и даже невзирая на время. Вспомните лермонтовского «Фаталиста», написанного по впечатлениям Кавказской войны полтора века назад.
Герой новеллы явно с отклонениями от нормы поведения. Его пренебрежение к опасности — нездоровое. Кстати, типичная манера поведения многих преступников. Вполне возможно допустить, что у «фаталиста» был прототип «сдвинутого по фазе», выражаясь языком нынешней молодежи. Что и привлекло внимание автора — офицера действующей на Кавказе армии.
Недалеко ушел и Грушницкий (из того же «Героя нашего времени») — болезненно обидчивый, с вызовом обществу носивший «на водах» (то есть на курорте, вдали от войны) солдатскую шинель. Вокруг подобных людей непременно конфликты, дуэли и в конце концов смерть. Согласимся, что в обывательском смысле «нормальным» это не назовешь.
Нечто подобное российское общество имеет и сейчас. Десятки тысяч людей прошли через кровавую мясорубку воюющего Кавказа. А испытание жесточайшим насилием, каковое является сутью всякой войны, бесследно не проходит.
Например, рецидивы этого насилия проявляются затем в мирной жизни. К слову, после святой и праведной Великой Отечественной войны в СССР был невероятный взлет преступности (см. фильм «Место встречи изменить нельзя»).
После «афганской войны» основу многих преступных группировок составляли бывшие солдаты «из-за речки» (имеется в виду пограничная с Афганистаном река Пяндж). До сих пор кипят страсти вокруг криминальных разборок «афганцев» на Котляковском кладбище в Москве.
Ставший уже культовым фильм «Брат» — о молодом ветеране одной из нынешних кавказских войн — отражает ту же проблему, но в новом прочтении.
Но это все — рецидивы исключительно насилия. Есть и другие последствия. Ведь далеко не все ветераны войн продолжают «воевать» и вне фронта, перейдя из окопов в криминал. Таких — абсолютное меньшинство. Говорить о них много не имеет смысла, потому что тема эта популярна и достаточно хорошо раскручена и в кино, и в литературе, и в публицистике, и в речах прокуроров на судах.
Гораздо любопытнее «тихое помешательство» на войне, последствиями которого не бывает ни смерть, ни преступность, но рушится отлаженная мирная жизнь даже вдали от передовой, ломаются судьбы и надрываются сердца.
Сергей ТЮТЮННИК, подполковник.
Журнал "Огонёк" №29 от 20.08.2000, стр. 7
Продолжение следует.
См.: «Психи» в камуфляже. Крыша поехала.
«Психи» в камуфляже. Ромео и Джульетта.
«Психи» в камуфляже. Синдром «Беспокойное сердце солдата».
Комментариев нет:
Отправить комментарий