вторник, 14 февраля 2017 г.

Заключение судебного эксперта - психолога. Пример (образец). Начало.


Предлагаю читателям блога пример заключения судебного эксперта-психолога.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ судебного эксперта № X от 13 августа 2010 года на испытуемого П.В.В. 1982 года рождения в отношении, которого решается вопрос о его способности к осознанно-волевой саморегуляции своих действий и поведения в юридически значимой ситуации.

экспертизу произвел: клинический психолог ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ, кандидат психологических наук, доцент, имеющий высшее образование «Социальный педагог-психолог» (сокращенное название ВУЗа, серия и номер диплома, дата выдачи, здесь и далее) и «Психолог, Клинический психолог, Преподаватель психологии», прошедший профессиональную переподготовку по программе «Судебный эксперт-психолог», 

имеющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере судебно-психологической экспертизы и прошедший повышение квалификации «Практическая психолого-педагогическая и судебно-психологическая экспертиза», 

аккредитован на право проведения экспертизы информационной продукции, экспертный стаж работы 11 лет.

На основании постановления следователя прокуратуры Н-ского района Н-ской области, юриста второго класса Ф-а от 12.07.2009 года по уголовному делу №Х.

Мне, судебному эксперту Иванову И.И., в связи с поручением произвести экспертизу по уголовному делу № X начальником СЭУ разъяснены права и обязанности эксперта (ст.ст.16, 17 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»), а также содержание ст.307 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность задачу заведомо ложного заключения, о чем даю настоящую подписку:

______________ Иванов А.А.
«12»___июля____ 2010 г.

Вопросы, подлежащие разрешению при экспертизе, и другие разделы «Заключения» излагаются на следующих 9 /девяти/ листах.

Экспериментально-психологическое исследование в отношении М-з было проведено 13 июля 2010 года с 10.00 до 16.00 в помещении ООО «Центр клинической и прикладной психологии», по адресу: ул. Невская, д. 38. 

Исследование начато 13 июля, окончено 13 августа 2010 года.

На разрешение эксперта-психолога поставлены следующие вопросы:

1. С учетом уровня психического развития, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния П.В.В., а также конкретных условий ситуации правонарушения, мог ли П.В.В. правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания?

2. Имеются ли у П.В.В. признаки ПТСР в связи со спецификой профессиональной деятельности (командировка в ЗЧС Чеченская республика) нарушения произвольной саморегуляции?

3. Каковы индивидуально-психологические особенности П.В.В., оказали ли они существенное влияние на его поведение во время ситуации правонарушения?

4. Учитывая индивидуально-психологические особенности П.В.В. и содержание ситуации правонарушения, мог ли П.В.В. понимать характер и значение совершаемых им преступных действий?

5. Учитывая индивидуально-психологические особенности П.В.В. и содержание ситуации правонарушения, мог ли П.В.В. расценивать сложившуюся ситуацию как угрожающую его жизни?

6. Способен ли П.В.В. с учетом его уровня психического развития, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния, в ситуациях стресса адекватно оценивать реально происходящее?

И С С Л Е Д О В А Н И Е

В распоряжение эксперта были представлены копии:

1) Материалов уголовного дела №Х в 2-х томах;

2) Характеристики с места службы

При проведении исследования были использованы следующие методические материалы и специальная литература:

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. К.: Казанский университет, 1997.

2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: ВМА, 1999.

3. Бассин Ф.В., Проблема бессознательного, 1968.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ,2006.

5. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. СПб., 1997.

6. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза.Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза». Калуга – Обнинск–Москва, 1997.

7. Енгалычев В.Ф., Чижова Д.С. Психодиагностический инструментарий судебного эксперта-психолога: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. Кн. 1. Изучение психических свойств и состояний личности / Редакторы-составители В.Ф. Енгалычев, Д.С. Чижова – М: РУСАКИ, 2003.

8. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Изд.группа НОРМА – ИНФРРА-М, 1999.

9. Конева Е.В., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1998.

10. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика.Избранные труды. – М.: Генезис, 2010.

11. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 1996. – № 4., С. 26-35.

12. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие /Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М. Генезис, 2005.

13. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007.

14. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004.

15. Решетников М.М. Психическая травма: монография. – М.: Издательство: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.

16. Рубинштейн С.П., Основы общей психологии, 2009.

17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики в патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

18. Собчек Л.Н. Введение в психологию индивидуальности – М6 ИПП-ИСП, 2000.

19. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном Процессе: Научно-практическое пособие. — М.: Гардарика, Смысл, 1998.

20. Фетискин Н.П. Психотехнологии стрессосовладающего поведения. – М., Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

21. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагнстика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2010.

22. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика /Н.В. Тарабрина – М.: Изд-во «Институт психологии» РАН, 2009 и др.

Теоретические положения психологического исследования. 

В ходе психологического исследования специалист пользовался следующими определениями.

Психологическая травма (психотравма) – это переживание события, связанного с особым взаимодействием человека и окружающего мира, способного вызвать
глубокий стресс (Пергаменщик Л.А., 2004).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это последующая реакция организма на событие, которое выходит за границы нормального человеческого опыта, возникающее в результате психологической травмы (Пергаменщик Л.А., 2004, Магомед-Эминов М.Ш, 1996).

Кризисное событие - это событие, связанное с угрозой жизни, здоровью, психическому развитию, ставшее причиной психологической травмы (Пергаменщик Л.А., 2004, Решетников М.М., 2006).

Динамика переживания травматической ситуации включает четыре этапа (Шойгу Ю.С., 2007): 

Первый этап — фаза отрицания или шока. 

На этой фазе, наступающей сразу после действия травмирующего фактора, человек не может принять произошедшее на эмоциональном уровне. 

Этот этап, как правило, относительно непродолжителен.

Второй этап - фаза агрессии и вины. 

Постепенно начиная переживать случившееся, человек пытается обвинять в произошедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к событию. 

После этого у человека появляется агрессия на самого себя и чувство вины.

Третий этап — фаза депрессии. 

Она сопровождается чувствами беспомощности, обношенности, одиночества, собственной бесполезности.

Четвертый этап — это фаза исцеления. 

Для нее характерно полное (сознательное и эмоциональное) принятие своего прошлого и обретение нового смысла жизни.

Диссоциация - «отщепление» психической активности, которое может иметь разную степень выраженности (Бассина Ф.В., 1968). 

Выделяют выделяла легкие, обратимые, неполные формы диссоциации или «отщепления», которые могут наблюдаться на определенных этапах онтогенетического созревания в момент зарождения сложных эмоций при самых разнообразных аффективных состояниях, а также при зарождении творческого процесса (Рубинштейн С.Л., 2009).

Выделяют три уровня степени выраженности диссоциациативных процессов. 

На первом — «отщепление» имеет слабый характер, при котором некоторые переживания недостаточно отчетливо соотносятся с другими психологическими содержаниями и объективными ситуациями. 

Второй уровень характеризуется наличием изменений качества осознания, когда переживания осознаются, но нормальное их противопоставление объективной действительности нарушается, т.е. граница между «Я» и окружающим миром изменяется. 

Третий уровень как наиболее глубокий приводит к изменениям осознания, при котором наступает полная диссоциация между актуальным содержанием переживаний и психической деятельностью. 

Однако сохраняется приспособительная направленность отщепленной психической деятельности, несмотря на то, что она не контролируется непосредственно сознанием.

Индивидуально-психологические особенности - определенный комплекс свойств индивида, определяющих его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности (Еникеев М.И., 1999).

Психологическое состояние – это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации (Еникеев М.И., 1999).

Личностное развитие – это качественное изменение мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта (Еникеев М.И., 1999).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

Объект исследования - способность П.В.В с учетом его индивидуально-психологических особенностей, эмоционального состояния, к осознанной-волевой регуляции своих действий и поведения в юридически значимой ситуации.

Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние и способность обвиняемого П.В.В, понимать характер и значение своих действий, с осознанно-волевой регуляцией своих действий и поведения в юридически значимой ситуации.

Задачи исследования соответствуют проблематике вопросов, содержащихся в постановлении о назначении настоящего судебно-психологического исследования.

Методология исследования: на разрешение эксперта представлен список вопросов, относящихся к компетенции эксперта-психолога. 

В связи с этим в ходе проведения экспертизы применялась методология исследования, обоснованная в теоретических трудах по теории судебно-психологической экспертизе, а также трудах по психологии посттравматического стрессового расстройства.

Выбор методов исследования определялся поставленными вопросами. 

В качестве основных методов исследования были использованы психологический анализ материалов уголовного дела (ПАМУД) и метод экспертной психологической диагностики.

С целью выявления существенных для дела психологических феноменов посредством аналитико-синтетической деятельности при изучении и обработке документов использовался один из специальный метод юридической психологии - психологический анализ материалов уголовного дела (ПАМУД).

Далее: ВВЕДЕНИЕ.

Объективные особенности деятельности испытуемого в ситуации исследования.
Экспериментально-психологическое исследование.
Познавательные процессы испытуемого.
Индивидуально-психологическая и личностная сферы испытуемого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий