суббота, 20 октября 2018 г.

«Психи» в камуфляже. Синдром «Беспокойное сердце солдата».


Продолжение. Начало - «Психи» в камуфляже. Ромео и Джульетта.

Они (прим. - психологи) не могут помочь капитану Валере. Он уже безнадежен. Но это не значит, что психологи не нужны в армии, а тем более на войне. Благодаря им уже спасены десятки жизней. И наоборот, игнорирование их помощи привело многих людей к гибели. Абсолютное нервное истощение и кардионевроз сгубили героя-морпеха А. Отраковского, умершего во сне в горах Чечни. Его любили все — от солдата до маршала.

У военных психологов есть термин: синдром «беспокойное сердце солдата». Этот синдром характерен не только для Отраковского, он есть у половины тех, кто штурмовал Грозный, он есть у тех, кто сейчас прочесывает горы, он есть у тех, кто спасает раненых.

Военный психолог 625-го центра психологической помощи и реабилитации СКВО добивается замены полковника-артиллериста, который сгорает на этой войне. «Еще несколько недель, — говорит психолог, — и инфаркт — лучший выход».

Увы, медики не всегда прислушиваются к рекомендациям сотрудников 625-го центра. Пятерых шизофреников среди солдат выявила Татьяна Ивановна Фаттахова. Добивалась, чтобы их убрали из группировки федеральных войск — как минимум, и уволили — как максимум. Ну, и чего добилась? Солдат продержали две недели в госпитале, искололи успокаивающими препаратами и отправили служить обратно.

В отличие от Фаттаховой Ирина Валентиновна Мисанова добилась увольнения троих бойцов, у которых «поехала крыша». Добилась вопреки отсутствию механизма взаимодействия между психологами и медиками. Благодаря настойчивости. Но дело не может держаться лишь на энтузиазме отдельных личностей.

У начальника 625-го центра старшего лейтенанта Ирины Викторовны Горбачевой — дел невпроворот. Диагностирование и помощь военнослужащим в Чечне идет непрерывно и постоянно, начиная с декабря прошлого года (с момента создания центра). До этого момента ни на какой войне у нас ничего подобного не было. 

Теперь, слава Богу, психикой воюющих солдат и офицеров всерьез занимаются не только в СКВО. Есть подобный центр и в Москве, и в структурах МВД. Польза от них — великая. Например, подчиненные И. Горбачевой только суицидов (самоубийств) предотвратили больше десятка. А если посчитать снятие синдрома «беспокойного сердца солдата»?

40-летний контрактник, «заболевший» еще при штурме Грозного, основательно «подсел» на таблетки и уверенно шел к инфаркту, пока не попал в руки сотрудников центра И. Горбачевой. После двух сеансов гипноза и массажа он уже отказался от таблеток и пошел на поправку. И таких, как он, — десятки.

Военные психологи, кроме того, добились четкой замены офицеров штаба Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе через каждые три месяца. До этого царила полная чехарда, когда люди с огромной ответственностью были на войне по семь, а то и больше месяцев. 

Многим грозила судьба генерала Отраковского. К сожалению, замена не рассматривалась применительно ко всей группировке. А значит, у военных психологов еще будет много работы.

Сергей ТЮТЮННИК, подполковник.

Журнал "Огонёк" №29 от 20.08.2000, стр. 7

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий