пятница, 3 мая 2019 г.

Михаил Решетников. Психотерапевтические аспекты психической травмы и посттравматического расстройства (ПТСР).


Продолжение. Началоhttps://aleksey-pelevin.blogspot.com/2019/04/blog-post_3.html

Травма должна быть обязательно отторгнута, чувства должны быть выплаканы или даже выплеснуты, или – хотя бы - рассказаны значимому человеку. Собственно на этом эффекте – на отторжении чувств путем рассказа кому-то (значимому!) и основана вся психотерапия. 

Любые (и позитивные, и негативные) человеческие эмоции для их адекватного переживания нуждаются в публичности. Наиболее простым подтверждением этого феномена являются свадьбы и похороны. Психотерапия – это тоже вариант «публичности» – один на один, когда пациент (нередко впервые) обращается к воспоминаниям, о которых до этого никогда никому не мог рассказать.

Концепция вытеснения травматических переживаний.

Здесь нам придется обратиться к достаточно сложному феномену психологической защиты, получившему наименование «вытеснение». Когда личность получает мощную психическую травму и оказывается не в состоянии перенести эти трагические, ужасные, непонятные или даже чуждые ей переживания, они как бы вытесняются из памяти и сознания. Но они все равно остаются психике. 

Для пояснения этого феномена напомним всем известный из школьной физики закон сохранения энергии, которая никогда никуда не исчезает, а только преобразуется из одних форм в другие (например, из электрической в тепловую и/ли наоборот и т. д.). 

По аналогии с этим в психологии появляется закон «сохранения психических содержаний», которые также никуда не исчезают, а лишь преобразуются в другие формы. В результате таких преобразований те или иные тяжелые переживания трансформируются в патологические симптомы, в патологические мысли и патологическое поведение. 

При этом, повторим еще раз, эти симптомы никак не указывают на конкретную психическую травму. Симптом просто говорит о каком-то душевном неблагополучии, у которого, в соответствии с принципом каузальности, имеется какая-то своя причина, выявление которой и составляет главную задачу первого этапа психотерапии. 

Подчеркнем еще раз: только первого этапа, после чего начинается самый трудный и самый протяженный этап – проработки травматических переживаний.

Напомним также, что по данным Всемирной организации здравоохранения, до 40% пациентов, которые обращаются за помощью к врачам общей практики с теми или иными жалобами на здоровье, не нуждаются ни в какой медицинской помощи, кроме психотерапевтической. 

Но при имеющемся в современной России дисбалансе (640 000 врачей общей практики и всего 1400 врачей-психотерапевтов), даже если мы добавим к последней категории около 40 000 психологов, надеяться на то, что эти 40% получат квалифицированную психотерапевтическую помощь, было бы наивно.

Навязчивое возвращение, регресс и фиксация травмы.

Термином «навязчивого возвращения» обычно характеризуются постоянные воспоминания о психической травме, проявления ее в сновидениях, при малейших упоминаниях о подобных ситуациях в прессе, в кино и т.д. 

Нередко к этим явлениям присоединяется регресс к магическому мышлению, выраженность которого широко варьируется. Одним из наиболее демонстративных примеров такого регресса является получившая трагическую известность искренняя вера некоторых матерей Беслана в возможность воскрешения их детей (которое за деньги предлагал осуществить якобы психолог по фамилии Гробовой).

Существует еще один сходный феномен, получивший наименование «навязчивое повторение», под которым понимается воспроизводство стереотипов поведения, некогда зафиксированных в травматической ситуации или даже полученных в процессе сопереживания некой трагической ситуации. 

Попытаюсь прояснить это кратко: психолог дошкольного учреждения, работавший в Беслане, вернулся к прежнему месту работы. Однажды, во время обычного рабочего дня в детском садике с полки для игрушек с грохотом падает тяжелый предмет. Психолог бросается к ближайшему ребенку и накрывает его собой. 

Приведу еще один пример из личного опыта. Мне с группой коллег довелось участвовать в реабилитации психиатров и психологов, работавших с пострадавшими в Бесланской трагедии. Работа проводилась в одном из лучших санаториев города Сочи. После этой работы всем членам нашей группы также потребовалась реабилитация.

Психодинамика травмы.

Когда трагический случай уже произошел и травматический процесс уже запущен, начинается внутренняя работа психики, и этот процесс имеет свою специфику и динамику.

Во-первых, психика трансформирует внешнюю травму во внутреннюю «самотравмирующую силу», которая продолжает действовать на протяжении месяцев, лет и даже десятилетий.

Во-вторых, происходит малигнизация («озлокачествение») психологических защит, которые из системы самосохранения психики превращаются в систему ее самоуничтожения. 

Поэтому обращение к рациональной части психики, попытки успокоить пациента или дезавуировать травму в большинстве таких случаев оказывается весьма затруднительным, а нередко – предельно бесполезным. 

Всяческие успокоительные доводы не воспринимаются, а личность остается фиксированной на травматических переживаниях, и как бы болезненно это не было, именно о них пациент в первую очередь хотел бы говорить, даже преодолевая себя самого.

Психотерапевт, который сталкиваясь с сопротивлением пациента, старается избегать обнажения таких болезненных переживаний (нередко в сочетании с рыданиями и мощным всплеском эмоций и даже агрессии) оказывает плохую услугу пациенту. 

При отсутствии адекватной терапии и поддержки ближайшего окружения психическая жизнь пострадавших в результате мощных психических травм иногда редуцируется до минимальных или стереотипных реакций, наиболее ярко проявляющихся в утрате интереса к жизни и смысла жизни. 

Это можно было интерпретировать как «замороженную» травму, а струящийся из нее холод постепенно охватывает всю личность. К сожалению, описание терапевтических техник работы с травмой и ее отреагированием в безопасной обстановке с «выпуском» энергии, которая была мобилизована в процессе травматического события, но не нашла выхода, выходит далеко за пределы объема данной публикации.

Вторая линия защит.

Важнейшей формой психологической защиты является уже упомянутое вытеснение, то есть перевод неприемлемых для личности психических содержаний из сознательной сферы в бессознательное и удержание их там. 

Вытеснение называют еще «универсальным средством избегания конфликта», когда неприемлемые воспоминания вообще устраняются из сознания (но они все равно остаются в психике). 

Но у вытеснения есть еще один аспект: неприемлемые для личности психические содержания из сознательной сферы вытесняются в бессознательное, а из бессознательного вытесняется симптом (который как бы и не связан с перенесенной травмой). 

Здесь уместно напомнить одну из уникальных идей выдающегося психиатра Р. Гауппа, выдвинувшего гипотезу о том, что аномальный тип реагирования на требования, предъявляемые жизнью, заложены в самой (в любой) психике, в связи с чем такие реакции могут обнаруживаться у кого угодно, когда человек сталкивается с непреодолимыми или непереносимыми трагическими обстоятельствами.

Когда стандартные варианты защиты не срабатывают, проявляется «вторая линия защит», так называемые примитивные защиты, основное предназначение которых состоит в том, чтобы непереносимая травма как бы вообще не была пережита, то есть происходит не переработка неприемлемой реальности, а уход от нее. 

В этих случаях мы сталкиваемся с проявлениями таких симптомов, как аутизм, трансовые состояния, множественные идентичности или расщепление личности, вплоть до шизофренического спектра.

Одной из самых мощных психических травм является смерть любимого ребенка. Мы не будем здесь касаться вторичных психических травм и вопросов репарации психической травмы – так как это потребовало бы значительного увеличения объема материала.

Собственная работа горя.

В последующем было установлено, что в норме – у переживания горя имеется своя собственная динамика и своя психическая задача, которая должна быть выполнена. Существует несколько основных стадий переработки горя. 

О каждой из них нужно говорить долго и подробно, и это могло бы быть предметом отдельного изложения. Но остановимся только на главном, что нужно понять: в зависимости от того, на какой стадии переживания горя вы встретились с вашим пациентом, будет зависеть вся терапевтическая стратегия и тактика. 

Здесь мы перечислим только наименования, в которых частично содержатся характеристика этих фаз или стадий.

1. Фаза отрицания («этого не может быть!);

2. Фаза «оцепенения», которая длится от нескольких часов до недели и сопровождается интенсивными переживаниями страдания и гнева;

3. Фаза «острой тоски и поиска утраченного объекта» с соответствующими поведенческими феноменами, может длиться несколько месяцев и даже лет;

4. Фаза «дезорганизации и отчаяния» (признания невосполнимости утраты), психическое содержание которой раскрывается в ее наименовании;

5. Фаза «реорганизации», то есть той или иной степени адаптации к жизни с тем, что невозможно пережить и нужно научиться с этим жить.

Соматизация психической травмы и механизм ее конверсии.

Когда психика перегружена переживаниями, которые невозможно отреагировать, нередко происходит соматизация психической травмы, когда «психическая энергия» преобразуется в «нервную энергию», то есть – «энергию иннервации органов или тканей». 

Но в отличие от обычной нервной регуляции деятельности всех внутренних органов, которая осуществляется с помощью импульсов определенной амплитуды и частоты, в данном случае из психической сферы в нервную систему происходит прорыв мощного энергетического потока «искаженного типа». 

Психическая сфера освобождается от чрезмерного перевозбуждения, а его разрядка направляется и осуществляется в соматической сфере. Именно так гипотетически описываются возникающие под влиянием сильных потрясений случаи инфарктов, инсультов, прободных язв желудка и т.д.

Продолжение следует.

Справочно. Полковник медицинской службы Михаил Михайлович Решетников — российский врач, психолог и психоаналитик, доктор психологических наук (1991), кандидат медицинских наук (1983), профессор (1993), Заслуженный деятель науки РФ (2010), с 1991 года ректор Восточно-Европейского института психоанализа (Санкт-Петербург), Почетный профессор Венского Университета им. Зигмунда Фрейда.

Начало - https://aleksey-pelevin.blogspot.com/2019/04/blog-post_3.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий