воскресенье, 2 декабря 2018 г.

Методика «Семейная доска» в помощь психологу. Продолжение.


«Семейная доска» в сравнении с другими методиками.

При всей внешней схожести по отношению к вышеназванному инструментарию «Семейная доска» отличается от него концептуально и методически. С проективно-направленным сценотестом и построенным на нем методом семейных скульптур «Семейную доску» объединяет прежде всего то, что все три метода используют символические фигуры в качестве материала.

Сценотест предлагает разнообразные, подобранные в соответствии с психоаналитическими концептами фигуры. «Семейная доска», напротив, имеет довольно экономичный внешний вид, что оставляет больше пространства для развертывания собственных образов и проекций испытуемого.

Интерпретация расстановок сцено-теста ориентирована на нормативные, лежащие в его основе концепты, что порождает определенные ожидания.

Интерпретация же «Семейной доски» заранее не предписана, в каждом случае она зависит от цели обследования. Сцено-тест интересуется персоной и так называемыми интроектами, а «Семейная доска», напротив, отношениями между элементами, в конечном итоге — образом взаимной привязанности между участниками одной социальной системы.

FAST и FPT были первой попыткой создать объективно измеряющую методику для диагностики семьи на основании нормативных концептов. В противоположность этим «психометрически» направленным методикам «Семейная доска» предлагает способ исследования с минимальными прагматическими и содержательными ограничениями.


Концепция методики.

Развитие «Семейной доски», по мнению Людевига (1992), происходило одновременно с возникновением системной терапии. Это направление покоится на позициях конструктивизма и системного подхода.

Под «системным» здесь понимается научная точка зрения или способ мышления, которые позволяют рассматривать человека во всей его неделимой биологической и социальной целостности. Человек, согласно этой теории, проявляется как таковой только во взаимосвязи с социальной системой.

Переход на подобную точку зрения порождает многочисленные метаморфозы: вы переходите от рассмотрения индивида к рассмотрению системы, от объяснения причин к объяснению соответствия, от абсолютных утверждений к относительным истинам, от заповедей объективности к критериям полезности, эстетичности и этичности. 

Существенным для такой точки зрения является значение (цель) «наблюдателя», поскольку все реальные высказывания объясняются в контексте социальных взаимодействий, определяемых наблюдателем. Мир наблюдателя состоит из описаний, которые в процессе взаимодействия с другими наблюдателями возникают и согласуются. 

Критерий истинности соответственно находится не в «событиях» или «вещах», а в значительной степени в близости, являющейся результатом коммуникации. Наблюдатель создает не объективную, а коммуникативную действительность.


Описание методики.

«Семейная доска» представляет собой коробку, игровое поле которой в развернутом виде имеет размеры 50 х 50 см. На внешней поверхности коробки в 5 см от края проведен рант. В набор методики входят деревянные фигурки трех размеров (большие, средние, маленькие) и двух форм (круглой и квадратной). 

Кроме того, предоставляется фигура для особых целей (она обычно делается восьмигранной). Фигурки очень просты по структуре и имеют не выраженное явным образом лицо с двумя круглыми глазами, носом и ртом. 

«Семейная доска» предлагает целый ряд вариативных параметров, которые сами по себе или в комбинации друг с другом способствуют отображению различных отношений фигур друг к другу при ее использовании. Это в первую очередь расстояние между фигурами, направление взгляда, расположение на поверхности доски (изолированно от других фигур; принадлежность к подгруппе), порядок появления фигур на доске и окончательный образ расстановки.

«Семейной доской» можно пользоваться как настольной игрой. Индивидууму или социальной группе — в зависимости от задач сессии — предлагается с помощью фигур представить каждого из участников определенной социальной системы и найти для него место на доске.

Наблюдатель (исследователь, терапевт) может инструктировать испытуемого так, как это лучше подходит для постановки вопроса исследования. Приведем пример инструкции для семьи.

Инструкция

Я хочу попросить вас для каждого члена вашей семьи выбрать одну фигуру и поставить ее так, как она, по вашему мнению, находится в семье по отношению к другим. Здесь вам предложены на выбор большие, средние и маленькие фигуры, круглые и квадратные. 

Дополнительные фигуры мы просим вас использовать только тогда, когда мы вам предложим. На доске нарисована ограничительная линия, которая делит ее на внутреннюю и внешнюю области. Вы можете использовать столько поверхности, сколько захотите. 

Фигуры могут располагаться далеко или близко по отношению друг к другу, но их нельзя ставить одну на другую. Они также имеют глаза и могут смотреть друг на друга. У вас в распоряжении столько времени, сколько вам необходимо.

Процедура проведения обследования.

Интерпретация расстановки с помощью «Семейной доски» зависит от задач сессии и теоретической ориентации терапевта. В общем и целом полезно, чтобы участники расстановки сидели вокруг стола, на котором расположена семейная доска. Возможны следующие фазы, на которые может быть разделено «обследование».

Фаза 1. Стандартная расстановка. Фигуры предлагаются в том виде, в котором они находятся в коробке. После получения инструкции участники имеют столько времени, сколько им необходимо для создания удовлетворяющей их расстановки. По окончании расстановки им задаются вопросы.

- Кого представляют те или иные фигуры?
- Что вы хотели изобразить?
- Что означают те или иные параметры фигур (размер, форма, размещение на поверхности, расстояния, направление взгляда, отдельные подсистемы и общая картина расположения фигур)?

На этом обследование может заканчиваться или перейти к следующему этапу.

Фаза 2. Фаза интервенций. Типичной интервенцией является «Удаление», например: важную, решающую фигуру можно переставить на внешнее поле, двигая ее в направлении, обратном ее взгляду. Участнику после этого предлагается отреагировать на эту интервенцию и объяснить, что значит для него это удаление.

Фаза 3. Динамическая игра. При терапевтически-и консультативно-направленных расстановках наблюдатель может осуществлять различные перестановки и наблюдать, какую реакцию они вызывают у клиента. Этот процесс вполне соответствует «диалогу без слов». 

В рамках супервизии супервизор может даже убрать некоторые фигуры, другие сдвинуть вместе или изолировать. Во время проведения всех этих интервенций важно тем не менее обращать внимание на то, чтобы количество нагрузки оставалось переносимым и дозированным для участников. 

Как правило, благоприятно расценивается, если к окончанию расстановочного процесса напряжение спадает, тогда клиенту еще раз предлагается восстановить исходную картину или свое видение идеальной картины. Эта игра, естественно, недопустима в тех случаях, когда расстановка на семейной доске применяется в конце сессии как заключительная интервенция.

При работе с парами или любыми другими системами, включающими несколько человек, было бы предпочтительно, чтобы участники могли создавать свои расстановки персонально, тогда у них будет возможность сравнить расстановки друг с другом. 

Например, если у вас есть две семейные доски, то можно провести расстановку на них в двух раздельных комнатах, потом поставить доски одну около другой, сравнить и отрефлексировать полученный опыт.

Фаза 4. Документирование. В зависимости от требуемой точности расстановки могут быть приблизительно набросаны на листе бумаги или точно перенесены на прозрачный лист, положенный на поверхность доски.

Дополнительные фигуры. Наряду с основными фигурами в наборе есть восьмигранная фигура, которая может быть наделена наблюдателем или клиентом особым смыслом (свекровь, врач, судья, шеф и др.). Ее можно ввести, например, на фазе интервенции, чтобы спровоцировать у клиента специфическую для ситуации реакцию. 

Относительно возможных дополнительных фигур фантазии пользователя ничем не ограничены. Так, например, в работе с алкоголиками может быть использована маленькая бутылочка. Если речь идет о ситуации планирования семьи, то можно использовать, например, маленькие весы или презерватив. Иногда может оказаться полезной маленькая собачка или кошка.

«Семейная доска» как средство для коммуникации.

«Семейная доска» способствует развитию коммуникации в социальных системах (метакоммуникация). Расстановка фигур ближайшего окружения на доске побуждает испытуемых нарисовать картину своего, до сих пор в основном не сформулированного взгляда на структуру и способ функционирования рассматриваемой системы. 

При этом субъективным представлениям придается некоторая вербальная реальность. Как и при каждой коммуникации, клиенты имеют риск быть неправильно понятыми и при расстановке. Это является не столько следствием интерпретаций наблюдателя, сколько тем, что испытуемые имеют индивидуальное видение отношений. 

Более того, остальные члены системы будут конфронтировать с данной версией «реальных отношений, которая для них является новой и вызывает бурную реакцию. 

Опыт работы показывает, что «Семейная доска» способствует даже таким коммуникациям, которые не могли быть вербализованы сами по себе. Это в первую очередь касается тех случаев, когда участники с трудом могут объяснить свою внутреннюю картину или плохо владеют языком. Наряду с испытуемыми наблюдатель также принимает участие в коммуникациях. Он ни в коем случае не безучастный адресат, скорее — активный участник.

Важно, что ни параметрам фигуры, ни их возможной комбинации не может быть приписан однозначный смысл. Круглые фигуры не означают автоматически женские, а могут иметь значение мягких, понимающих, гибких. Большие фигуры, вопреки ожиданиям, могут быть не только взрослыми, но и властными, доминантными, а также просто большими людьми. 

Одинаковые параметры, например расстояние между двумя фигурами в 5 см, может выражать как тесные, так и привлекательные отношения между представленными персонами. Тесный круг в центре доски, а также круг, занимающий всю поверхность, могут в одинаковой мере выражать тесную привязанность. 

Это подтверждает положение коммуникативной теории, что значение рисунков и слов не в них самих, а в том, как и для чего они применяются. Они могут быть поняты только по отношению к контексту. Лишь после дополнительных расспросов испытуемых расстановки могут быть согласованным образом интерпретированы.

На доске лишь две исследуемые переменные имеют постоянный смысл: пространственное отдаление фигур друг от друга выражает социальную или эмоциональную дистанцию, а направление взгляда одной фигуры на другую отражает интенсивность отношений. 

Амбивалентные отношения могут быть представлены при помощи расстояния и направления взглядов фигур. В этом случае фигуры разносятся на достаточно большое расстояние, но при этом смотрят друг на друга.

Все остальные параметры (размещение на доске, последовательность расстановки, размеры и форма выбираемых фигур) являются непостоянными и имеют неочевидное значение. Только после расспроса в контексте окончательной расстановки они могут получить свое собственное коммуникативное значение.

Как средство коммуникации «Семейная доска» позволяет исследователю влиять на процесс расстановки. Изменения, предпринятые извне, например удаление фигур или дополнение новыми фигурами членов семьи или ближайшего социального окружения, воздействуют как интервенции. 

Чтобы интегрировать индуцированное изменение, семья должна разработать стратегию преодоления. Такие интервенции могут быть применены, чтобы реконструировать кризисные ситуации или любые другие, интересующие исследователя. «Семейная доска» способствует прояснению специфичных для семьи стратегий разрешения кризисных ситуаций.

Например, в одном из исследований проблемным семьям было предложено провести пять совместных расстановок семейных скульптур в следующей последовательности:

до наступления проблемы;
на этой неделе (сейчас);
в ситуации интервенции (отделение) — удаление фигуры пациента;
в будущем;
идеальная картина (то, чего семья желает для себя).

Для того чтобы расстановки были сравнимы между собой, исследователи использовали измерения направления взгляда и центра тяжести. Центр тяжести используется для определения центра расстановки.

Например, близость фигуры к центру тяжести дает возможность рассматривать ее как центральную. Первая расстановка (до наступления проблем) рассматривается как исходная. Из сравнительного анализа других расстановок по отношению к ней можно определить, какое значение для семьи имели события, связанные с возникновением проблемы.

Пенитенциарные психологи Удмуртии в работе с осуждёнными применяют методику «Семейная доска».

https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/634-metodika-semejnaya-doska.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий