понедельник, 10 декабря 2018 г.

Спитак. Количество гробов и трупов не поддавалось осознанию.


Землетрясение утром 7 декабря 1988 года за полминуты разрушило северо-западную часть Армении. Эпицентры толчков силой 10 баллов пришлись на Ленинакан (сейчас — Гюмри) и Спитак, которые были уничтожены практически полностью.

СССР сразу обратился к миру с просьбой о гуманитарной помощи. Число жертв бедствия до сих пор точно не подсчитано: их от 25 тысяч (официальная цифра) до 150 тысяч (неофициальная) человек. 10 декабря 1988 года стал днем траура по погибшим.

Фотокорреспондент «Комсомольской правды» Сергей Кузнецов прибыл в Спитак вместе с медикаментами, техникой для спасателей и грузом гробов. Публикуем выдержки из его рассказа и фотографии первых дней после катастрофы.


«Было ощущение, что мы приземляемся в район съемок фильма ужасов. Количество гробов и трупов не поддавалось человеческому осознанию. Уже на земле я надеялся, что кто-то сейчас выйдет и скажет: «Стоп, камера. Съемки закончены. Всем спасибо». Однако, это были не декорации...»

«…За несколько дней в республике было развернуто 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь. Всего в спасательных работах, помимо добровольцев, принимали участие свыше 20 тысяч солдат и офицеров, на расчистке завалов использовалось более трех тысяч единиц военной техники. 

По всему СССР активно проводился сбор гуманитарной помощи. Гуманитарную помощь оказали 111 государств со всех континентов. Наряду со спасателями в Армению со всей страны в первую очередь отправляли врачей и психологов...»

«Я в одной из больниц Еревана…

…Мать и пятилетнюю дочь отыскали под завалами на восьмой день трагедии. Она признавалась: погребенной заживо, ей уже хотелось, чтобы все кончилось как можно быстрее.

Погибнуть сразу, от первого толчка, — чем вот так, в неподвижности, в холоде, голоде, ждать, ждать, ждать…

Но Гаяне опять просит есть, возвращая своими стонами смысл существовать еще минуту, час… И мать, разрезав себе руку, подкармливает малышку кровью.

Когда девочку привезли в реанимацию, физических травм у нее не обнаружили. Но Гаяне лишь внешне напоминала живого человека.

За неделю, проведенную под обломками, у нее исчезли все реакции, которые приобретает ребенок с момента рождения.

Она была неподвижна, глаза не реагировали ни на свет, ни на предметы. Медики оказались в замешательстве. Все их попытки вывести девочку из этого состояния не давали результатов.

На помощь пришли командированные из Москвы психологи: Федор Коньков и Владимир Панюшкин. Не прилагая никаких видимых усилий, они совершили чудо-чудное! Фёдор лишь поглаживал неподвижное тельце девочки и нашептывал какие-то ласковые слова для восстановления слуха.

И уже в первый же день Гаяне произнесла два слова: «Есть и мандарин». А еще через два дня Гаяне встретила папу улыбкой.

Экстренная помощь детям была главной задачей группы психологов, которую возглавила доктор педагогических наук, профессор Валерия Сергеевна Мухина, заведующая кафедрой педагогической психологии МГПИ им. Ленина. Она рассказывала, как в первый день специалисты "ломались", увидев ампутированные руки и ноги малышей.

В ординаторской профессионалы-психологи говорили, что они не могут работать, а только плакать. Но уже наутро, преодолев потрясение, начали делать то, что должно.

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/08/78866-zemletryasenie-v-spitake-1988-goda

Комментариев нет:

Отправить комментарий