Второй Всероссийский съезд психологов силовых структур. Казань. Мастер-класс по теме «Развитие невербальной формы интеллекта МЕТОДОМ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ» проводит БАРАНЦЕВА Ирина Владимировна, старший психолог войсковой части, преподаватель правополушарного рисования (г.Москва).
Развитие невербальной формы интеллекта стало возможным благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего в 1981 году за свои достижения в области работы головного мозга Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.
Исследования Роджера У. Сперри во многом помогли объяснить, каковы церебральные механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений. Вместе со своим коллегой Рональдом Меерсом он обнаружил, что после комиссуротомии «каждое из разъединенных полушарий вело себя таким образом, как если бы оно не осознавало, какие познавательные процессы происходят во втором полушарии».
Эти опыты показали, что нервные связи между полушариями играют важнейшую роль для целостного чувственного восприятия у экспериментальных животных.
Ранее считалось, что левое полушарие является доминирующим, а кора этого полушария отвечает за более сложные познавательные функции, чем кора правого полушария. Эта точка зрения была основана на клинических наблюдениях за больными с органическими изменениями участков левого полушария, при которых нарушались специфические познавательные функции.
Так, при повреждениях левого полушария, затрагивающих центр речи, нарушалась речь. Поскольку у таких больных правое полушарие не брало на себя функцию поврежденных центров речи в левом полушарии, то считалось, что правое полушарие менее развито. Однако Р.У. Сперри со своими коллегами обнаружил, что правое полушарие также выполняет познавательные функции.
Р.У. Сперри со своими сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволяющий оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга. Для этого на короткое время предъявлялись изображения, которые воспринимались поочередно правым и левым полями зрения. Поскольку зрительные нервы в головном мозге частично перекрещиваются, информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения – корой левого полушария.
Типичный тест для больных с «раздвоенным» головным мозгом заключался в том, что изображение объекта, например, яблоко, кратковременно предъявлялось для восприятия правым полем зрения, следовательно, оно поступало в кору левого полушария. Затем больного просили назвать предъявленный предмет. В случае если информация об изображении поступала в «доминирующее полушарие», пациент всегда отвечал правильно: «Это яблоко».
Если то же самое изображение воспринималось левым полем зрения и обрабатывалось «недоминирующим полушарием», то больные либо не могли назвать предмет, либо утверждали, что не видели никакого изображения. При этом они вполне могли выбрать из предметов разной формы именно яблоко, что свидетельствовало о том, что они правильно восприняли изображение.
Таким образом, в этих опытах было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций. Иными словами, деятельность правого полушария дает возможность «узнать», что данный предмет является яблоком, однако оказывается недостаточной, чтобы человек мог выразить это словами.
При дальнейшем тестировании больных с «раздвоенным» головным мозгом было показано, что правое и левое полушария выполняют различные познавательные функции. Исследования Роджера У. Сперри и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются.
Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически, прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций.
Правое полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений, например с распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и понимает музыку.
Р.У. Сперри со своими коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений. Являясь сторонником интеракционистской психологической школы, Р.У. Сперри принимает положение, согласно которому в регуляции деятельности головного мозга участвуют «события», вырабатываемые эндогенной (внутренней) психической активностью; подобные события формируются сознанием.
В 1981 году Роджеру Уолкотту Сперри за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга, была присуждена половина Нобелевской премии по физиологии и медицине. Второй половины были удостоены совместно Дэвид Хьюбел и Торстен Визел.
Особенности работы правого и левого полушарий головного мозга с различных точек зрения известны благодаря работам известных ученых, таких как Э.А. Костандов, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. Результаты их исследований говорят о том, что правое полушарие быстрее левого реагирует на образную и словесную информацию. Люди с активным правым полушарием принимают решения быстрее левополушарных.
Причина объясняется отличиями между двумя полушариями. Итак, в чём же разница между полушариями и почему нам так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования?
Левое полушарие головного мозга:
– вербальное (использует слова, чтобы называть вещи своими именами);
– аналитическое (пошаговый процесс осознания действительности, буква – слог – слово);
– символическое (=, +, -, %) – известные всем и легко воспринимающиеся символы);
– абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды);
– временное (позволяет следить за временем и выполнять задания по очерёдности);
– рациональное (делает выводы, основанные на причинах и фактах);
– цифровое (позволяет использовать цифры);
– логическое (способность строить логические цепочки, где одно вытекает из другого);
– линейное (одна идея следует за другой, и они непременно связаны между собой).
Правое полушарие головного мозга:
– невербальное (восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне);
– синтетическое (складывает увиденное в одно целое);
– актуальное, реальное (видит вещи такими, какие они есть в настоящий момент);
– аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор);
– вневременное (отсутствует чувство времени);
– нерациональное (не требует основу из фактов и данных для вывода, склонность к откладыванию суждений);
– пространственное (видит отношение вещей друг с другом и как части составляют целое);
– интуитивное (происходит быстро и без усилий, склонно к внутренним откровениям, предчувствиям);
– целостное (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали).
Правая половина мозга (у большинства людей) функционирует в невербальном режиме, специализируясь на зрительной, пространственной, образной информации. Ее стиль обработки данных является нелинейным и непоследовательным, вся поступающая информация обрабатывается одновременно – весь объект охватывается сразу и целиком.
Правое полушарие старается отыскивать взаимосвязи между частями и определять, каким образом части складываются в одно целое. Оно предпочитает образную информацию, отыскивая характеристики или взаимосвязи, удовлетворяющие требованию визуальной пригонки, пространственной упорядоченности и согласованности.
Из-за быстроты, сложности и невербальной природы трудно выразить словами, как работает правое полушарие. Хорошим примером функционирования в обыденной жизни служит вождение автомобиля. Езда по автостраде требует быстрой обработки мгновенно меняющейся зрительно-образной информации. Режим работы левого полушария плохо подходит для такой задачи.
Основная деятельность правого полушария – пространственно-образное мышление, левого – логико-вербальное. Одно не исключает другое, то есть с помощью правого можно решать математические задачи, а с помощью левого – художественные.
Прошли тысячелетия с тех пор, как человек взял в руки уголь и начертил линии на камне. За это время сменились поколения, изменились предметы для рисования, но осталось неизменным одно – желание творить. Одним людям удалось реализовать свой творческий потенциал в полной мере, другим – нет: не написаны своими руками пейзажи, натюрморты, портреты.
История началась в США в 60-х годах, когда американская учительница Бетти Эдвардс основала удивительно эффективную методику обучения рисованию и назвала ее «Drawing on the Right Side of the Brain», источником которой являются результаты новаторских исследований психобиолога Роджера У. Сперри.
В 2001 году началось преподавание рисования по данной методике в России. Дословный перевод названия с английского на русский получился неловким, поэтому было предложено название метода «ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ», которое успешно объяснило, что это такое. Похоже, что это название всем очень понравилось, и его стали широко использовать.
СУТЬ МЕТОДА в том, чтобы избавить человека от анализа своих действий, активировать способности правого полушария, раскрыть его творческий потенциал. Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге человек создает изображения, на которые прежде не был способен.
ЦЕЛЬ МЕТОДА – не обучать академическим нормам изобразительного искусства, а раскрыть творческую индивидуальность, помочь автору оценить свой потенциал, раскрыть и развить талант. Рисовать может каждый, но чтобы начать, надо перестать анализировать свои действия и просто творить.
Метод правополушарного рисования позволяет:
– в первую очередь – видеть, а не смотреть;
– проявлять индивидуальность;
– упростить творческий процесс;
– отключить анализ деятельности;
– избавить от внутренних преград;
– раскрыть творческие способности;
– обрести внутреннюю гармонию;
– сделать человека более внимательным к людям и окружающему миру.
Метод правополушарного рисования требует соблюдения определенной последовательности. Автор следует за тренером-психологом, доверяя ему и себе. Сначала он знакомится с цветами и свойствами краски. Он работает с ними не только с помощью кистей, но и руками. Он покрывает бумагу краской так, чтобы выйти за пределы листа. Это специальный прием: выходя за края бумаги, человек выходит за свои ограничительные рамки, которые мешали его творческому развитию.
Работая с красками руками, человек ощущает себя ребенком. Это также помогает ему проявить свою непосредственность. Кстати, именно у детей активно правое полушарие – пространственно-образное мышление. Благодаря этому они воспринимают мир без особого труда и делают выводы, не уступающие по глубине выводам взрослых.
В то же время у взрослых путь к умозаключению труднее и дольше, потому что они перерабатывают больше информации, которую требует левое полушарие – логико-вербальное мышление. Следовательно, на тренинге рисуют просто, быстро и красиво.
Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Постепенно он развивает свой талант, на котором когда-то поставил крест. Во время занятий люди чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.
Этот метод хорош как для детей, так и для взрослых, и в каждом возрасте имеются свои положительные моменты, сказывающиеся на жизни человека, занимающегося рисованием. Занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, получению дополнительных знаний.
Человек становится спокойнее, получает меньше стрессов, начинает легче реагировать на трудности и преграды, видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучается владеть и верно направлять свои эмоции.
Очень благоприятно сказывается правополушарное рисование на людях, чья психика в этот момент подвержена изменениям и беспокойствам. В данном случае рисование помогает обрести душевное равновесие, во время активного участия открывается творческий канал. Так люди становятся талантливыми, легко добиваются всего в жизни.
Положительно рисование влияет и на семейные отношения, когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, они понимают, что родители являются отнюдь не скучными или отсталыми, а наоборот – очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и их детей.
Время, посвященное рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом. В связи с вышесказанным метод правополушарного рисования выступает и как элемент арттерапии.
В данном случае арттерапия выступает как творческая деятельность, учитывающая самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности и имеет активирующую направленность.
Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами. В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему.
При этом нередко удается увидеть удивительные, необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета – все это непосредственно связано с особенностями мироощущения человека, с его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые элементы его проблемы. Помимо лечебного эффекта, арттерапевтические занятия позволяют получить в этом случае также дополнительный диагностический материал.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ – неструктурированные занятия, на которых люди сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и прочее. Основная задача на первых этапах – преодолеть смущение человека, его нерешительность или страх перед непривычными занятиями.
Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно, чему способствует общение во время занятия. Функции психолога достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации. Ему необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать.
Наиболее важным компонентом его деятельности является налаживание контакта с человеком. Психолог должен учитывать психическое состояние человека, его личностные особенности, подготовленность, интеллект и многие другие факторы.
В ходе занятий открывается возможность вести наблюдение за формированием отношений между членами группы, проявлением творческих навыков, поэтому важно иметь постоянный контакт. Психолог участвует в совместной работе, включается в общую беседу о проблемах и, поскольку он воспринимается как член группы, его присутствие не мешает свободному общению и созданию дружеской обстановки. Также психолог участвует в развитии эстетических навыков.
Активная деятельность, творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки (не требующие непосредственной реализации конкретных обстоятельств перед собой и другими) способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтическим занятиям и страха перед ними.
Для изменения и повышения самооценки большую роль играет постоянный интерес и положительная оценка со стороны психолога, других участников, а также устраиваемые выставки, где можно увидеть плоды не только своего творчества, но и других. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе такой деятельности, снижают агрессивность, повышают самооценку «я не хуже других».
Эмоциональная личная заинтересованность участников активизируется. Со временем открывается путь для более эффективного воздействия. Об эффективности арттерапевтических занятий можно судить на основании положительных отзывов, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.
Данные исследований показывают, что нередко люди открывают в себе творческие возможности и после курса занятий продолжают уже самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки по которым они приобрели в процессе занятий. Также необходимо подчеркнуть роль арт-терапевтических занятий в повышении психологической адаптации к новым условиям. Опыт показывает, что занятия творчеством являются важным компонентом индивидуальной и групповой работы психолога.
Фото от пресс-службы МЧС Татарстана. Все фото большого разрешения
Материал по теме:
Доклад А.Г.КАРАЯНИ на Втором Всероссийском съезде психологов силовых структур
Торжественное открытие Второго Всероссийского съезда психологов силовых структур
Психологи силовых структур обменялись опытом в Казани
Мастер-класс психолога МЧС Евгения УЧАЕВА в рамках проекта "Научись спасать жизнь".
Комментариев нет:
Отправить комментарий