вторник, 20 сентября 2016 г.

Психолог Ксения ДЬЯЧУК. Групповые формы психологической работы с военнослужащими. Фото. ВИДЕО.


Формы работы с военнослужащими условно можно разделить на индивидуальные и групповые. Но как индивидуальная, так и групповая работа начинается с выявления индивидуально-типологических качеств, особенностей, характеристик и других показателей психики военнослужащего.

В этом плане, отбор может быть осуществлен с использованием автоматизированного рабочего места военного психолога АРМ-ВП, в котором имеется набор тестового инструментария, позволяющего с минимальными временными затратами изучить группу военнослужащих: от познавательных индивидуальных до социометрических групповых показателей.


Психолог Центра психологической работы ВС РФ Ксения ДЬЯЧУК в ходе учебно-методического сбора специалистов психологической службы Тихоокеанского флота рассказала коллегам о групповых формах работы с военнослужащими.

Ксения Игоревна условно выделила несколько этапов в работе психолога:
1) Выявление уровня способностей, психодиагностика.
2) Психологическая подготовка – методические рекомендации.
3) Непосредственная работа в подразделении.
4) Завершающий этап, возвращение в пункт постоянной дислокации (ППД), работа с ПТСР.


Психодиагностика.

1) НПУ (ИТО+2, Адаптивность, Модуль)
2) Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП, Анкета СР, опросник доминирующего состояния (ДС) Л.В.Куликова).

3) Психическое состояние (Тест Люшера, 
Опросник ДПС, Опросник Куликова).

4) Направленность личности (Ориентировочная анкета, опросник волевого самоконтроля (ВСК), опросник МД, опросник ОР).

5) Дополнительные (Самооценка состояния – 010227, Социометрические: ОМО - 032721, социометрия непараметрическая - 150121).



Упражнения для знакомства. 
Цель: знакомство, налаживание эмоционального контакта, разминка, развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание, положительное закрепление знакомства. Для работы с военнослужащими предлагаются следующие упражнения:

«ИМЯ + прилагательное о себе»
Цель: знакомство, налаживание эмоционального контакта, разминка.
Ход работы: военнослужащим рассказывается о том, что наши имена порой могут отражать совершенно различные качества, свойства или просто ассоциироваться с чем-то. В этом упражнении предлагается представиться полной или краткой формой своего имени, добавляя при этом прилагательное, которое характеризует его на эту же букву.


«ТРИ ИМЕНИ»
Цель: развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.
Материалы: каждому военнослужащему по 3 листика, ручки
Ход работы: Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть, послужила причиной возникновения этого имени.

«ОБРАЗ СВОЕГО ИМЕНИ»
Цель: знакомство, налаживание эмоционального контакта, разминка.
Материалы: листы бумаги, цветные ручки, карандаши, фломастеры.
Ход работы: каждое имя можно представить в виде какого-то предмета, объекта или образа. Наши имена для нас носят некий определённый характер, поэтому предлагаем военнослужащим представить свое имя в виде любого образа, отобразить это на бумаге и рассказать товарищам о себе.

Упражнения: «Сравни соседей», «Везде-ходы», «Клубок», «Пожелания на день» и др.


Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения. 
Цель: высвобождение мышечного напряжения, снятия "зажимов" и формирование приёмов релаксации, увеличения эмоциональной подвижности, развитие чувства антиципации, эмоциональная подстройка.


Для работы с военнослужащими предлагаются следующие упражнения: 
"Мышечная гимнастика", "Снятие зажима", "Полёт", 
"Ванька-встанька", "Музыка тела",  "Массаж", 
"Найди пару", "Ладони силы" "Весенний дождь", 
"Судно, на котором я плыву" и другие.

Название крайнего упражнения военным морякам режет слух, так как слова "судно" и "плыву" навевают определённые ассоциации. Поэтому, название предлагается заменить на более благозвучное, к примеру, "Корабль (яхта), на котором (которой) я вышел в море".  


Упражнение «ПОЛЁТ». 
Цель: расслабление, снятие напряжения в области шеи.
Ход работы: Военнослужащие разбиваются на пары, один садится на стул, второй становится за его спиной и по команде психолога кладет ладони ровно посередине головы сидящего, плотно прижимая и плавно начиная надавливать (при наличии аудио-аппаратуры включается музыка). 


Психолог ведет отсчет до 1 минуты, далее руки убирают и сидящие на стульях испытывают чувство полета. Люди в парах меняются, процедура повторяется. Проводится шеринг: все делятся своими ощущениями и впечатлениями от «полёта».


ВИДЕО -


Упражнение "ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА" (Доверяющее падение по кругу).

Это упражнение хорошо давать в начале тренинга, чтобы участники научились доверять друг другу, не стеснялись физического контакта. Ведущий тренинга выстраивает участников в круг. Встать они должны плечом к плечу. Один из участников выходит и становится в центр круга. Участники смыкаются, снова образуя плотный круг (плечо к плечу). Ведущий внимательно следит за соблюдением этого условия (круг должен быть тесным).


Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: группа качает человека в каком-либо направлении.

Техника безопасности: Исходное положение у стоящих в кругу – правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность. Если в группе есть совсем слабый участник, то можно, либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).


Участники, которые стоят в кругу, вытягивают руки вперед. Участник в центре закрывает глаза, обнимает себя за плечи, выпрямляется, закрывает глаза. Ровно, словно палочка, он должен упасть в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качнуться в другую сторону. 

Качаемый должен поддаться и качнуться туда, куда его толкают. При этом желательно, чтобы он продолжал стоять на одном месте, в центре (не переступая ногами).



Ведущий говорит качаемому: «Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им!». Примерно через минуту (надо дать возможность качаемому насладиться новыми ощущениями) ход переходит к следующему. 

Тот, кого только что качали, становится в круг, из него выходит очередной участник, круг смыкается и т.д. В конце упражнения обязательно дать возможность участникам высказаться, рассказать про свои ощущения (шеринг).


ВИДЕОhttps://vk.com/video?z=video61638793_456239036%2Fpl_cat_updates


Телесно – ориентированная терапия в психокоррекционной работе с военнослужащими.
Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения "ЛАДОНИ СИЛЫ".


Цель: усиление чувства расслабления путем обратного напряжения.
Ход работы: военнослужащие выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга. Их задача представить, что перед ними находится стена и они должны ее сдвинуть. Выставляя руки и упираясь в товарища из противоположной шеренги, начинается некое противостояние. Психолог контролирует, чтобы военнослужащие не переусердствовали и не допускает травматизации, одновременно с этим задает условия: попробовать одной рукой, или на одной ноге. По завершению проводится шеринг.


Упражнение: «ПОСУДОМОЕЧНАЯ МАШИНА» или «АВТОМОЙКА». Телесно-ориентированная терапия, снятие зажимов, напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.


Все участники упражнения становятся в две шеренги лицом друг к другу, расстояние между ними около 1 метра. По очереди каждый из участников представляет себя либо каким-нибудь предметом кухонной утвари, либо автомобилем. Представившись, участник даёт инструкцию посудомоечной машине (автомойке), как и чем себя мыть.

Например: «Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить позолоту...»


Все имитируют «помывку» участника, который идёт вдоль строя, прикасаюсь к нему с различной интенсивностью. Можно имитировать сильные горячие струи воды, легкий прохладный душ или протирание теплым воздухом. 


По окончанию «помывки», «чайник» или «серебряную ложечку» должно обнять «полотенце» .  Прошедший становится в конец любой шеренги, а стоящий с начала одной их шеренг, начинает движение. Я  бы посоветовал уточнить, каким «полотенцем» встретят «чайник» или «серебряную ложечку» (вафельным, махровым, а может это «ежовые» рукавицы)? Прямо праздник для кинестетиков.


В данном упражнении Ксения ДЬЯЧУК обозначила себя, как КРУЖЕЧКА, а Ольга ЛЮКШИНА назвалась ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ЧАЙНИКОМ (видимо сильно накипело у Ольги Валерьевны), чем вызвала нескрываемое удивление у Валерии КАРШАНОВОЙ (ведь электрочайники в посудомоечных машинах не моют), но тем не менее...


Данное упражнение даёт богатое поле для творчества визуалистов и повод психологу проанализировать предмет кухонного набора, выбранный участником. Например: «Я – старый медный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок...».

Или: «Я – бокал для коктелей Милкшейк. Меня надо мыть бережно, свежим молоком с добавлением малинового сиропа ...». Или: «Я – гранёный стакан Веры Мухиной. Мыть меня надо русской водочкой, а обмывать огуречным рассольчиком ... ». 



Упражнения на общение и сплочение.
Цель: формирование взаимопонимания на невербальном уровне, развитие воображения и эмпатии, развитие позитивного мышления в сложных ситуациях, стимулирование к продуктивности обдумывания решений, координации и взаимодействию.


Для работы с военнослужащими предлагаются следующие упражнения:
«Через стекло», «Оптимисты и пессимисты», «Рисуем внутреннюю речь»,
«Адские башни», «Потерпевшие кораблекрушение», «Передача движения по кругу».

Упражнение: «ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ».
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации, совершенствование навыков координации и взаимодействия. Ход работы: группа располагается в кругу, психолог предлагает запустить движение с любым воображаемым предметом, не называя этот предмет. После того, как каждый покажет свое действие с ним, крайний военнослужащий называет, с каким предметом он работал, и потом по цепочке все аналогично высказываются.


Как оказалось, при отработке упражнения "ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ" Ксения ДЬЯЧУК запустила виртуального уссурийского тигрёнка !!! И никто из присутствующих в зале психологов лелея, целую и даже шлёпая это виртуальное нечто, не догадался, что передаёт по кругу тигра, полагая, что имеет дело с собакой. А ведь тигр из семейства кошачьих и кушает пёсиков на завтрак ... 


Подводя итоги нужно сказать, что в арсенале психологов Центра психологической работы ВС РФ более 90 различных упражнений, которые они применяют в групповой работе с различными категориями военнослужащих и щедро делятся с коллегами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий