среда, 25 апреля 2018 г.

Психолог Евгения Козицина. Мы не берем тяжесть проблемы на себя, а только помогаем раскрыть внутренние резервы, поверить в свои силы.

Военные психологи в армии появились после того, как в Вооруженных Силах России были упразднены должности политработников. 

В начале девяностых мы впервые услышали, что вводятся должности военных психологов. Кто эти люди, какую функцию им предстояло выполнять? 

Ответы на эти вопросы оставались открытыми. Но вместе с тем вырисовывалась очевидная проблема в войсках: «инженеров человеческих душ» сократили, но осталась необходимость работы с личным составом, индивидуального сопровождения военнослужащих. 

Жизнь военных подчинена особой логике и распорядку, здесь своя психология. Технологии совершенствуются, задачи усложняются, нагрузки на психику военных возрастают в разы. 

Психологи же, в свою очередь, призваны решать разносторонние задачи, начиная от боевой подготовки, заканчивая воинской дисциплиной в коллективах. 

В центре (психологической работы) отдела по работе с личным составом Черноморского флота, который возглавляет капитан 2 ранга Светлана Харитонова, команда профессиональных психологов. Евгения Викторовна Козицина из их числа. 

Уже имея базовое образование воспитателя после окончания индустриально-педагогического колледжа, проработав в детских коллективах, Евгения решила получить профессиональное образование психолога. И в 2002 году окончила Севастопольский гуманитарный университет, факультет психологии. Военная психология стала любимым делом нашей героини. 

Благо с годами в военной среде и отношение к профессии психолога стало более объективным. Сегодня многие командиры частей, подразделений понимают, насколько важна работа психологов. Наряду с усложнением задач, выполняемых военнослужащими, и военные технологии претерпели большие изменения. 

Изучение новых комплексов, боевых машин требует внимательности и проявления особых личностных качеств от человека: выносливости, наблюдательности, способности быстро и адекватно реагировать, умения выживать в экстремальных условиях. Все эти факторы влияют на уровень боевой подготовки. Без психологов эти вопросы не решить. 

– Обязанность специалистов психологической работы – решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспечивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем, – рассказывает Козицина. 

– Ведь выполнение боевых задач невозможно, если человек морально не готов к службе. Это касается в первую очередь молодых матросов. Сегодня большинство ребят приходят служить с желанием. Но, с толкнувшись с первыми сложностями военной службы, теряются. 

Не знают, как, например, адаптироваться к новым жизненным условиям, привыкнуть к новому распорядку дня и новому коллективу. Не все готовы к беспрекословному подчинению, что является главным фактором в службе. 

Козицина отметила, чтобы адаптация молодого пополнения прошла менее болезненно, с ними с первых дней пребывания в части работают военные психологи. Также тестирования, собеседования проходят матросы, изъявившие желание продолжить службу по контракту, вновь прибывшие лейтенанты.

– Специфика нашей работы – длительное наблюдение военнослужащих, – продолжает Евгения. – Переступил порог части новый человек, мы сразу начинаем с ним работать. Наблюдаем, как он адаптировался, как протекает его служба. 

А когда матросы готовятся к увольнению в запас, проводим с ними профессиональное ориентирование, подсказываем, к каким профессиям они расположены, в какой сфере им проще будет найти себя, кого-то ориентируем на контрактную службу. Когда человек не совсем уверен в своем выборе, ему нужны поддержка и толчок в нужном направлении. Потому что нет ничего важнее, чем сделать правильный жизненный выбор.

Да, высокая боеготовность частей является первостепенным фактором службы, но у психологов есть и другая сторона их работы. Ведь люди не машины. Помимо службы, у некоторых в жизни возникают и личные проблемы, которые порой в одиночку не решить. 

Потому наряду с объемными задачами, которые лежат на специалистах психологической службы, Евгения Викторовна считает, что главное в ее работе – чувствовать душу человека, быть с ним на одной волне. Особенно, когда человек просит о помощи, находясь, как ему кажется, в безвыходном положении. 

– Конечно, мы не волшебники, – улыбается Евгения. – Психолог не может за человека решить все вопросы. Вся жизнь в его руках, а не в наших. Мы, не погружаясь в его личную проблему, можем помочь человеку найти выход из сложной ситуации. 

То есть мы не берем тяжесть проблемы на себя, а только помогаем раскрыть внутренние резервы, поверить в свои силы и вместе найти пути решения волнующих вопросов. В этом и кроется профессионализм психолога, – поясняет Евгения.

 Каким должен быть настоящий психолог? На этот вопрос Козицина однозначно отвечает: «Психолог обязан быть внимательным к людям, уметь располагать к себе и адекватно оценивать свои возможности. В нашей профессии недопустимо равнодушие. Оно, как и бездействие, убивает. Все мы, я, мои коллеги пришли в психологию, чтобы всегда служить и помогать людям». 

Елена ЛОГВИНЕНКО.
Фото Александра Григорьева.

http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/FR-2018-04-20.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий