вторник, 10 апреля 2018 г.

Метляева Е.В. Особенности социально-психологических факторов профессионального стресса женщин-военнослужащих. Окончание.


Окончание. Начало - https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2018/04/blog-post_48.html

Одним из феноменов, характерных для многих коллективов, является психологическое насилие, причина которого – ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции. 

Психолог и ученый доктор Ханц Лайм впервые провел исследование такого явления на рабочих местах в Швеции в начале 1980-х. Он ввел понятие «моббинг» и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтическое отношение одного или некоторых людей, направленное против другого человека» [2, с. 23]. 

Такое явление находит свое отражение и в армейской среде, когда одна женщина начинает вытеснять другую. Многие, благодаря воспитанию, основанному на традиционном представлении о роли и месте женщины, уверены, что их коллеги служат в армии лишь для того, чтобы найти мужа или получать дополнительную заработную плату для бюджета семьи.

Им нелегко принять и понять, что какая-то другая смогла успешно сделать карьеру и занять высокий пост, о котором она, возможно, и не мечтала. Реакцией на успех может стать резкое изменение отношения, причем очень часто в интригу вовлекается и мужчина. Для иллюстрации приведем пример. 

Делопроизводитель одного из подразделений В.,45 лет, - жизнерадостный и активный человек, к ее мнению часто прислушивались сослуживцы, кроме того, в этом подразделении она была единственной женщиной. 

В связи с переформированием подразделение дополнилось еще одной должностью делопроизводителя, на которую была переведена Н., 27 лет. Н. характеризовалась с прежнего места службы как квалифицированный специалист, всегда четко исполнявший свои обязанности. 

Новенькая была довольна своим положением, с работой справлялась отлично, и не испытывала никаких трудностей. В. начала подсмеиваться над Н. придираться к ней по пустякам. Со всеми, кто приходил в подразделение, В. говорила охотно и добродушно и лишь Н., была исключением. 

Если В. и Н. оставались вдвоем в кабинете, В. вела себя неприветливо, демонстративно не разговаривала с Н. или просто начинала её мучить. Напротив, сослуживцев она покоряла своей любезностью, отвечая на упреки Н. вежливым молчанием. 

В. стала жаловаться командиру, что Н. очень невнимательно выполняет свою работу и допускает много ошибок. Командование было недовольно работой Н., а сослуживцы просто отвернулись от неё. 

В результате Н., когда пыталась рассказать правду сослуживцам, в ответ лишь слышала обвинения в несправедливости. Она начала работать заметно хуже, из-за своей неуверенности допускала нелепые ошибки, которые раньше просто не могла сделать. 

У Н. начался тяжелый кризис, и она действительно стала вести себя вызывающе. Н. решилась сменить работу, лишь спустя некоторое время депрессивное состояние сменилось более оптимистичным настроением. 

Парадоксально то, что командиры прежде всего хотят избавиться от жертвы, но не от виновника конфликта, забывая о том, что зачинщица не успокоится на этом и начнет искать новую жертву. 

В ситуации моббинга женщина ведет себя так, как ждет от неё её противник, своим поведением убеждая окружающих в сложившемся о ней мнении. Виновница же на фоне жертвы выглядит более привлекательно и как профессионал, и как «приветливый», «душевный» человек. 

Есть много причин того, почему коллеги на работе вдруг резко меняют отношение к кому-то и какая-то из женщин становится мишенью для придирок и обвинений. Часто причина может заключаться в больном воображении некоторых из её сотрудниц или «подруг». 

Человек в своей профессиональной деятельности ценит совсем немногое, преследуя прежде всего, экономические интересы. У женщины сильнее выражен страх за своё существование и существование своей семьи, поэтому они готовы пойти на все, чтобы сохранить своё рабочее место. 

Причинами конфликта также могут быть ревность, зависть, жажда славы, нежелание того, чтобы раскрылись подробности «старых дел», слабость, особое отношение к женщине, противостояние сексуальному преследованию и др. 

Кроме того, существуют и психофизиологические особенности женщин и мужчин, поведение их в профессиональной ситуации в условиях стресса. Например: что касается профессиональной деятельности женщин в экстремальных условиях военной службы (речь идет о боевых действиях), большинство ученых считает: война действует на женщину иначе, чем на мужчину. 

«Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться «на военный лад», а женщине особенно». Проведенное военными психологами исследование служебной ситуации в экстремальных условиях (боевое учение) показало, что военнослужащие – женщины реагируют на прямые стрессовые факторы служебного функционирования, как правило, более последовательно и отсрочено по времени, пытаясь снять воздействия стресса на свою психику не за счет включенности личностного потенциала, а за счет использования возможности своего ближайшего окружения. 

Если мужчины стремятся экстраполировать, прогнозировать и моделировать стрессовую ситуацию, то женщины, как показало включенное наблюдение за отработкой неожиданных вводных в ходе учения, в большинстве случаев стремятся не думать о её приближении, а избежать стрессовой ситуации. В результате психика женщин реагирует на ситуацию уже с начала её действия [5, с. 69-70]. 

Изучая нейрофизиологические механизмы восприятия и воспоминания стрессовых событий, Ларри Кэхилл [3] выявил различия в процессах образования следов памяти на волнующие инциденты у мужчин и женщин (как известно, у животных эти процессы связаны с активацией миндалины). 

В одном из первых экспериментов добровольцам была продемонстрирована серия фильмов, содержавших сцены насилия, и с помощью позитронной эмиссионной томографии оценивали активность их головного мозга. 

Было обнаружено, что число фильмов, содержание которых могли вспомнить испытуемые, коррелировало с уровнем активности миндалины во время их просмотра. Различия в процессах формирования памяти на волнующие события у женщин выражены сильнее, чем у мужчин. 

Таким образом, наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами, по мнению автора, заключается прежде всего в нейрофизиологических механизмах восприятия и воспоминания стрессовых событий, в отношении к конфликтам и поведении в конфликтно-профессиональной ситуации. 

Кроме того, женщинам, стремящимся сделать карьеру, приходится постоянно доказывать мужчинам свой профессионализм, что является дополнительным источником стресса. 

Однако существуют и другие данные на этот счет, и, несмотря на огромное число исследований, они недостаточны и часто противоречивы. 

Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий в особенностях проявления стресса, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно должно быть междисциплинарным с учетом динамики социальных половых ролей и этнокультурных особенностей испытуемых. 

* * *
1. Бендакс Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005.

2. Ваниорек Линда и Аксель. Моббинг: когда работа становится адом. М., 1996. 

3. Кэхилл Л. Его и ее мозг // В мире науки. 2005. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciam.ru/2005/8/neyrobiology.shtml 

4. Минаева О. Военные, которые уходят в декрет // Аргументы и факты. 1996. № 37. 

5. Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика: монография. М.: Воен. ун-т, 2002. 

6. Рыков С.Л. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих ВС РФ: автореф… д-ра пед. наук. М., 2003. 7. Lazarus R.S. Patterns of Adjusiment. McGraw–Hill, N.Y., 1976.

Метляева Е.В. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 34 - 38.

Комментариев нет:

Отправить комментарий