Первое, что бросается в глаза при входе в психологическую лабораторию смоленского следственного изолятора – большая песочница со множеством игрушек. СИЗО-1 - единственное подразделение УФСИН России по Смоленской области, где в психокоррекционной работе как с личным составом, так и со спецконтингентом используют элементы песочной терапии.
О том, кто приходит сюда строить «песочные замки», и что из этого получается, мы и решили узнать у психологов этого старейшего исправительного учреждения Смоленщины.
- У любого занятия арттерапией, к которой относится и работа с песком, два направления - психодиагностическое и психокоррекционное, - пока мы незаметно для себя организовываем в песочнице подобие морского пляжа, рассказывает начальник психологической лаборатории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области старший лейтенант внутренней службы Марина Крупенькина.
- Проводя диагностику, психолог видит как человек расставляет игрушки, как ведет себя во время выполнения упражнения, какие внутренние проблемы подсознательно обозначает.
Зачастую бывает так, что несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые (а именно в работе с ними чаще всего используется песочная терапия) хотят скрыть определенные моменты, обмануть психолога, пустить его по ложному следу.
А бывает и так, что человек просто не осознает тех проблем, которые накапливаются у него в подсознании, либо заблуждается в их причинах. Фигуры из песка, которые они лепят, расстановка игрушек как нельзя лучше раскрывают истинное положение вещей.
Психокоррекционная же задача подобной работы состоит в том, чтобы, выявив основные проблемы человека, затем предложить ему возможные пути их решения. В ходе коррекции пейзажи в песочнице преображаются, перестраиваются, а это значит, что человек осознал свою проблему, готов и в жизни сделать реальные шаги для ее решения.
Надо сказать, строить «песочные замки» очень приятно. Вроде бы, не особо задумываясь над процессом, руки сами перебирают песок и маленькие фигурки в нем. А в итоге помимо твоей воли в песочнице возникают целые истории. Нравятся эти занятия и сотрудникам следственного изолятора, с которыми, используя песок, проводятся занятия для снятия эмоционального напряжения и личностного роста.
Марина Владимировна тоже отмечает притягательность песка:
- Песок в любой группе вызывает интерес. Во-первых, потому что это нестандартная форма работы, а во-вторых - все с радостью окунаются в этот песочный мир, вспоминая детство. Людям нравится, что с песком можно взаимодействовать, что-то творить, да и просто, как им кажется, играть. Любой вид арттерапии в первую очередь позволяет сломить сопротивление, которое возникает у нормального человека при встрече с психологом. И неважно, сотрудник он или осужденный.
Психологи СИЗО-1 считают песочную терапию очень эффективной формой работы, которая всегда вызывает бурю эмоций. Как отрицательных, так и положительных. Когда человек начинает моделировать проблемную для него ситуацию, то и среагировать на нее они могут достаточно сильно – вплоть до слез или агрессии.
- Конечно, у тех, кто находится в местах лишения свободы, жизненные проблемы более ярко выражены, - делится Марина Владимировна профессиональными наблюдениями. - Все эмоции, чувства и переживания более акцентуированы, скажем так. Все проблемы воспринимаются и транслируются острее. Поэтому защитные механизмы, которые призваны их скрыть и удержать в себе, зачастую не срабатывают. Особенно у несовершеннолетних, для которых любая проблема становится глобальной.
У каждого, кто приходит в кабинет психолога, конечно же, свои проблемы. Марина Крупенькина твердо уверена - одинаковых случаев, как и одинаковых людей - не бывает. Но есть у обращающихся и общие черты. У подростков, например, очень остро стоит вопрос полового созревания.
Арттерапия – лучший способ это увидеть, даже если они и не хотят говорить на эту тему. Сотрудники-мужчины чаще выстраивают ситуацию конфликта, военных действий – это отпечаток службы в правоохранительной системе. Женщин больше волнуют семейные отношения.
Впрочем, тема семьи близка и осужденным-мужчинам, которые в силу сложившихся жизненных обстоятельств испытывают определенные проблемы с женами, которые их ждут или не ждут, уходят или возвращаются. Фигурку жены при этом они то ставят на песок, то снова убирают. А, бывает, и вовсе закапывают.
Особенно ярко прослеживается ситуация переутомления, когда человек испытывает желание отдохнуть, то строит дачу, море, пляж, лес, говорит вслух о желании отдохнуть.
Психологи, хотя и сами любят поиграть с песком, отнюдь не считают эту методику приоритетной. Выбор элементов арттерапии, признаются, зависит больше от настроения. В один день хочется рисовать, в другой – лепить. Иногда реализуется какая-то комплексная программа, в рамках которой на каждом занятии предлагаются конкретные задания для достижения определенных целей. Если это индивидуальные занятия, тренинги, то в выборе методики руководствуются личностью того, с кем будут сегодня работать.
А бывает, что сотрудники психологической лаборатории идут на хитрость, оставляя песочницу открытой. Ни один человек, пусть даже и пришедший в кабинет с другой целью, не остается равнодушным к песку и не может пройти мимо. За посторонним разговором он подсознательно выстраивает на песке то, что сейчас больше всего тревожит. Так, не напрягая пришедшего контактом с психологом, появляется возможность увидеть эмоциональное состояние человека, снять психоэмоциональное напряжение, принять решение о дальнейшей работе с ним.
Песком, как и вообще психологией, убеждена наша собеседница, должны заниматься люди, которые любят свою профессию и хотят развиваться в ней. А чтобы выбрать, какое из направлений ближе всего, стоит сначала попробовать различные методики, увидеть, как они работают на практике. А главное - использовать индивидуальный подход и слушать свое сердце.
Источник - http://www.rabochy-put.ru/news/89784-kto-stroit-pesochnye-zamki-v-smolenskom-sizo-1.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий