ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ
ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Караяни А.Г. (Москва).
Для оценки состояния современной военной психологии были изучены получившие известные учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи, руководящие документы, сайты психологических сообществ и военно-психологических структур армий 22 государств мира (n=212).
Установлено, что военная психология сегодня является одной из динамично развивающихся отраслей психологической науки и практики.
Это развитие обусловлено возрастающими потребностями боевой практики войск.
Непрерывно укрепляются психологические службы и структуры в армиях Австралии, Великобритании, Израиля, Канады, Китая, России, США.
Активно действуют психологи в интересах армий Германии, Франции. Дискутируется вопросы психологической работы в армиях Индии, Ирана, Норвегии, Турции и др.
На функционирование психологических служб выделяются значительные финансовые средства.
Непрерывно укрепляются психологические службы и структуры в армиях Австралии, Великобритании, Израиля, Канады, Китая, России, США.
Активно действуют психологи в интересах армий Германии, Франции. Дискутируется вопросы психологической работы в армиях Индии, Ирана, Норвегии, Турции и др.
На функционирование психологических служб выделяются значительные финансовые средства.
Широким фронтом ведутся научные исследования военно-психологической проблематики.
Проводятся целенаправленная подготовка, повышение квалификации, учения военных психологов.
Выявлено, что «центр» активности военной психологии в течение прошлого века перемещался из России (1904-1914 гг.) в Европу и США (1914-1942 гг.), затем в США (1941 – начало ХХI в.) и в начале нового столетия он движется в пространство международного военно-психологического сотрудничества.
Влияние США еще продолжает оставаться значительным в теории и методологии анализа военно-психологических проблем, в категориальном пространстве военной психологии.
Вместе с тем, военные психологи разных стран привносят собственные смыслы в такие базовые категории, как «боевой стресс», «боевая психическая травма», «посттравматическое стрессовое расстройство», «психологическая реабилитация» и др.[1]
Происходит понимание того, что открытые в США закономерности проявления психики воина в бою, статистика, касающаяся важнейших психологических сторон боевой деятельности не могут прямо экстраполироваться на армии других стран.
Выявлено, что «центр» активности военной психологии в течение прошлого века перемещался из России (1904-1914 гг.) в Европу и США (1914-1942 гг.), затем в США (1941 – начало ХХI в.) и в начале нового столетия он движется в пространство международного военно-психологического сотрудничества.
Влияние США еще продолжает оставаться значительным в теории и методологии анализа военно-психологических проблем, в категориальном пространстве военной психологии.
Вместе с тем, военные психологи разных стран привносят собственные смыслы в такие базовые категории, как «боевой стресс», «боевая психическая травма», «посттравматическое стрессовое расстройство», «психологическая реабилитация» и др.[1]
Происходит понимание того, что открытые в США закономерности проявления психики воина в бою, статистика, касающаяся важнейших психологических сторон боевой деятельности не могут прямо экстраполироваться на армии других стран.
Это объясняется психологическими особенностями американского солдата.
Отмечается существенное расширение предметного поля военной психологии.
Наряду с такими традиционными областями интереса военной психологии, как психологический отбор, боевой стресс и посттравматическое стрессовое расстройство, в фокус ее интереса попадают:
социально-психологическая реадаптация участников боевых действий;
Отмечается существенное расширение предметного поля военной психологии.
Наряду с такими традиционными областями интереса военной психологии, как психологический отбор, боевой стресс и посттравматическое стрессовое расстройство, в фокус ее интереса попадают:
социально-психологическая реадаптация участников боевых действий;
реабилитация ветеранов с травмами головного мозга;
психологическая подготовка психологически устойчивого солдата;
цифровые, «сетевые» и «социальные» технологии информационно-психологического противоборства;
борьба с терроризмом;
профилактика наркомании и самоубийств.
Психологи вместе с другими специалистами участвуют в разработке адаптивных программно-аппаратных средств отбора, виртуальных систем психологической подготовки, тренажеров, роботов, протезов для инвалидов.
В рамках национальных программ «Солдат будущего», разрабатываются средства «дальновидения», «супервидения», «суперсилы», удаленного контроля за психофизиологическим состоянием воинов.
Новую энергию получают междисциплинарные исследования, ведущиеся в партнерстве с нейронаукой, когнитивной, поведенческой, управленческой науками, информатикой, физиологией, научными отраслями, исследующими виртуальную реальность и др. [2]
Литература:
1.Караяни А.Г. Военная психология: учебник. В 2 ч. М.: Юрайт, 2016.
2.Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военная психология. Учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации. М.: ВУ, 2016.
Для цитирования: Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 3. – С. 82-83
http://psyrus.ru/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_3.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий