На III-м Всеармейском конкурсе специалистов психологической работы Вооружённых Сил РФ сразу два призовых места завоевали психологи, работающие в суровых условиях Заполярья.
Как уже сообщала газета «Красная звезда», победительницей конкурса стала Светлана АНТИПЕНКО - начальник пункта психологической помощи и реабилитации воинской части 12-го Главного управления Министерства обороны РФ.
Второе место жюри присудило психологу соединения атомных подводных лодок Северного флота Жанне КУЗМИНОЙ, которая трудится в гарнизоне подводников Видяево.
В ноябре обладательницы первого и второго места будут представлять Вооружённые Силы России на конкурсе специалистов психологической работы силовых структур РФ.
Именно это побудило связаться с призёрами и узнать, какой опыт они получили на прошедшем состязании и как намерены готовиться к новому испытанию.
Девушки загружены с утра до вечера: проводят диагностические, консультационные, коррекционные, профилактические и реабилитационные мероприятия с личным составом.
А потому времени свободного практически не остаётся.
Но при первой же возможности Светлана и Жанна охотно поделились полученным на прошедшем интеллектуальном состязании опытом.
Будущие участницы Всеармейского конкурса психологов заранее должны готовиться и знать, на что следует в каждодневной работе обращать внимание.
- Мы получили огромное удовольствие от этапов состязания, потому что все они имели практическую направленность, - признались Светлана АНТИПЕНКО и Жанна КУЗЬМИНА.
- Одной из важнейших задач был для нас обмен профессиональным опытом с коллегами. Дело в том, что все без исключения конкурсантки - грамотные специалисты, сильные психологи, профессионалы высокого уровня, поэтому польза от участия в конкурсе огромна.
Работу конкурсанток судило представительное жюри, в составе которого были профессора и доктора психологии, разработчики тестовых программ и создатели специальной аппаратуры.
Возглавлял коллегию жюри начальник отдела психологической работы Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ полковник Игорь ДЬЯЧУК.
ПЕРВЫЙ этап конкурса проходил в Самарском гарнизонном Доме офицеров.
Будущие участницы Всеармейского конкурса психологов заранее должны готовиться и знать, на что следует в каждодневной работе обращать внимание.
- Мы получили огромное удовольствие от этапов состязания, потому что все они имели практическую направленность, - признались Светлана АНТИПЕНКО и Жанна КУЗЬМИНА.
- Одной из важнейших задач был для нас обмен профессиональным опытом с коллегами. Дело в том, что все без исключения конкурсантки - грамотные специалисты, сильные психологи, профессионалы высокого уровня, поэтому польза от участия в конкурсе огромна.
Работу конкурсанток судило представительное жюри, в составе которого были профессора и доктора психологии, разработчики тестовых программ и создатели специальной аппаратуры.
Возглавлял коллегию жюри начальник отдела психологической работы Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ полковник Игорь ДЬЯЧУК.
ПЕРВЫЙ этап конкурса проходил в Самарском гарнизонном Доме офицеров.
Участницы состязания представили подготовленные пятиминутные ролики, в которых рассказали о себе и своей деятельности.
На ВТОРОМ этапе им необходимо было ответить на тест из 70 вопросов, каждый из которых касался работы на автоматизированных рабочих местах войскового психолога (АРМ-ВП).
На ВТОРОМ этапе им необходимо было ответить на тест из 70 вопросов, каждый из которых касался работы на автоматизированных рабочих местах войскового психолога (АРМ-ВП).
Тесты оценивал заместитель директора научно-производственного центра DIP Вадим ШАТАЛОВ, который лично занимался разработкой АРМ-ВП.
- Задания были очень сложными и требовали глубоких знаний специализированных программ, - пояснила Жанна Кузьмина.
- Задания были очень сложными и требовали глубоких знаний специализированных программ, - пояснила Жанна Кузьмина.
- Порой конкурсантки не могли понять самого вопроса. Достаточно сказать, что лучший из результатов - 53 правильных ответа.
ТРЕТИЙ этап конкурса состоялся на базе отдельной мотострелковой бригады 2-й ОА.
ТРЕТИЙ этап конкурса состоялся на базе отдельной мотострелковой бригады 2-й ОА.
Участницы протестировали с использованием трёх методик по 10 новобранцев, которые только прибыли в часть.
Затем бланки тестов обработали на АРМ-ВП.
По полученным результатам психологи-конкурсанты составили заключение о морально-психологическом состоянии группы и разработали индивидуальный психологический портрет одного из новобранцев, дав рекомендации его командиру взвода.
- Эту работу мы делаем постоянно, поэтому знаем, как важно правильно организовать психологическое тестирование, - пояснила Жанна Кузьмина.
По полученным результатам психологи-конкурсанты составили заключение о морально-психологическом состоянии группы и разработали индивидуальный психологический портрет одного из новобранцев, дав рекомендации его командиру взвода.
- Эту работу мы делаем постоянно, поэтому знаем, как важно правильно организовать психологическое тестирование, - пояснила Жанна Кузьмина.
- А для этого надо успокоить, расположить к себе молодых людей, для которых первые дни в армии - это серьёзный стресс.
Только тогда они смогут спокойно ответить на вопросы тестов, что позволит нам получить истинный результат, без искажения данных.
Первым делом психологи создали в классах доверительную атмосферу и только потом приступили к тестированию группы из 10 новобранцев, не забывая при этом о поддержании дисциплины и порядка.
Первым делом психологи создали в классах доверительную атмосферу и только потом приступили к тестированию группы из 10 новобранцев, не забывая при этом о поддержании дисциплины и порядка.
Работу специалиста оценивал член жюри, который учитывал организацию тестирования.
Затем надо было на АРМ-ВП обработать заполненные бланки и получить результаты.
Затем надо было на АРМ-ВП обработать заполненные бланки и получить результаты.
Понятно, что с этим без практических навыков было не справиться.
- В заключительной части третьего этапа требовалось составить психологический портрет тестируемого и выдать рекомендации, - продолжает Жанна Кузьмина.
- В заключительной части третьего этапа требовалось составить психологический портрет тестируемого и выдать рекомендации, - продолжает Жанна Кузьмина.
- На всё отводилось 1,5–2 часа.
Для меня большой неожиданностью стало именно ограничение по времени, потому что лично мне не комфортно работать, когда устанавливаются такие сжатые сроки.
Как пояснили участницы, при подготовке рекомендаций было очень важно дать только ту информацию, которая позволит командиру эффективно управлять, но не манипулировать подчинённым.
Как пояснили участницы, при подготовке рекомендаций было очень важно дать только ту информацию, которая позволит командиру эффективно управлять, но не манипулировать подчинённым.
По своему опыту призёры конкурса знают, что мало получить результаты тестов, главное - знать, как их использовать.
ЧЕТВЁРТЫЙ этап конкурса был организован прямо на полигоне, где на учебно-тренировочном комплексе проходили занятия по боевой подготовке разных подразделений бригады.
- Всё кругом грохочет, гремит, взрывается, словно идёт настоящее боевое сражение, - вспоминает Светлана Антипенко.
ЧЕТВЁРТЫЙ этап конкурса был организован прямо на полигоне, где на учебно-тренировочном комплексе проходили занятия по боевой подготовке разных подразделений бригады.
- Всё кругом грохочет, гремит, взрывается, словно идёт настоящее боевое сражение, - вспоминает Светлана Антипенко.
- Вот в таких условиях на Рощинском общевойсковом полигоне мы должны были представить опыт организации психологической работы в полевых условиях.
За короткий период времени надо было подготовить ответ на теоретический вопрос по психологии и подобрать верную методику для выполнения практического задания.
Столы, за которыми сидели члены жюри, были выставлены прямо в поле.
Столы, за которыми сидели члены жюри, были выставлены прямо в поле.
Каждый участник тянул билет с двумя заданиями - теоретическим и практическим.
Девушки готовили ответ по теории, а потом отвечали, стоя на полигоне перед жюри.
Здесь же они провели практическое занятие, пригласив поучаствовать в нём по 5–7 солдат разведывательного батальона, отрабатывавших поблизости свои учебно-боевые упражнения.
Здесь же они провели практическое занятие, пригласив поучаствовать в нём по 5–7 солдат разведывательного батальона, отрабатывавших поблизости свои учебно-боевые упражнения.
Можно сказать, что психологам представилась возможность проверить своё мастерство в условиях почти реального боя.
После подведения итогов четвёртого этапа конкурса Светлана Антипенко и Жанна Кузьмина стали безоговорочными лидерами состязания (прим.- ???).
После подведения итогов четвёртого этапа конкурса Светлана Антипенко и Жанна Кузьмина стали безоговорочными лидерами состязания (прим.- ???).
Этот результат так и не изменился до конца конкурса.
Неожиданностью для многих стало задание ПЯТОГО этапа состязания.
Неожиданностью для многих стало задание ПЯТОГО этапа состязания.
За день до его проведения конкурсанткам показали художественный фильм «Ливан», не оговаривая сути задания.
В фильме всё действие происходило в башне израильского танка, главные герои - командир танка, солдат-дембель и молодой стрелок.
В фильме всё действие происходило в башне израильского танка, главные герои - командир танка, солдат-дембель и молодой стрелок.
Они отправились перегонять танк (прим.- ???, по территории Ливана !!!) и попали в центр боевого сражения. (прим.- ???)
Оказавшись в экстремальной ситуации, каждый персонаж раскрылся по-своему.
И вот после просмотра картины конкурсанткам сообщили, что требуется сделать психологический анализ этого фильма, написав его в форме эссе.
И вот после просмотра картины конкурсанткам сообщили, что требуется сделать психологический анализ этого фильма, написав его в форме эссе.
За полтора часа участницы конкурса должны были описать психологическую картину коллектива, микроклимат группы, особенности межличностных отношений, мотивацию поведения каждого персонажа.
В конце своего эссе участницам необходимо было выдать предложения и рекомендации по возможному использованию фильма в качестве наглядного материала, а также уточнить, на какие моменты следует обращать внимание во время просмотра и составить перечень вопросов, заслуживающих коллективного обсуждения.
Так что не случайно, по признанию конкурсанток, Всеармейский конкурс психологов стал настоящим интеллектуальным сражением, в призёры которого вышли сильнейшие.
Автор Ольга ВОРОБЬЁВА,
В конце своего эссе участницам необходимо было выдать предложения и рекомендации по возможному использованию фильма в качестве наглядного материала, а также уточнить, на какие моменты следует обращать внимание во время просмотра и составить перечень вопросов, заслуживающих коллективного обсуждения.
Так что не случайно, по признанию конкурсанток, Всеармейский конкурс психологов стал настоящим интеллектуальным сражением, в призёры которого вышли сильнейшие.
Автор Ольга ВОРОБЬЁВА,
«Красная звезда». 29.06.2012 г.