пятница, 31 декабря 2021 г.

Поздравляю с Новым 2022 годом!


Уважаемые читатели блога!

Дорогие друзья!

Примите самые искренние поздравления с наступающим Новым 2022 годом! 

Мы прожили непростой 2021 год. 

Несомненно, он сделал нас только сильнее. 

Психологическая служба развивается, успешно решает поставленные перед ней задачи, обеспечивает подержание высокой морально-психологической готовности личного состава к действиям по предназначению.

Идет обновление кадров военных психологов, они активно повышают свою квалификацию, приобретают боевой опыт.

Впервые в новейшей истории психологической службы её представители встретят Новый  2022 год на боевых постах с личным составом в море.

Новый год - это новые надежды и успехи, новые профессиональные победы. 

Пусть в Новом году Вашими постоянными спутниками будут удача и хорошее настроение, пусть радость от сбывшихся надежд и желаний никогда не покидает Вас. 

Пусть в доме будет достаток, а в семье мир и любовь. 

Желаю Вам крепкого флотского здоровья, счастья и благополучия!

Берегите себя, своих родных и близких!

С Новым годом! С новым счастьем!

С уважением, Алексей Пелевин.   

четверг, 23 декабря 2021 г.

О.С. Ковшова. Психологическая служба Самарского региона в ситуации пандемии COVID-19.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ​. 

Доктор медицинских наук, доцент Ковшова Ольга Степановна. Психологическая служба Самарского региона в ситуации пандемии COVID-19 (в сокращении). 

Сотрудники кафедры и отделения медицинской психологии и психотерапии клиники Самарского ГМУ принимали активное участие в преодолении психологических проблем у населения и медицинских работников, находившихся в ситуации пандемии (COVID-19): 

главный внештатный медицинский психолог Министерства здравоохранения Самарской области приняла участие в работе службы психологической помощи под единым общероссийским номером в ситуации пандемии с марта по июнь 2020 г.— всего проконсультировано более 100 человек. 

Проводилась консультативная помощь сотрудникам клиники СамГМУ, находившимся в контакте по COVID-19; разработаны психологические рекомендации для медицинских работников, находящихся в экстремальной ситуации пандемии. 

Проводятся дистанционно Балинтовские группы для медицинских сестер и врачей в экстремальной ситуации пандемии. 

Созданы аудио- и видеоматериалы для лиц, находящихся на различных этапах психологической реабилитации после перенесенной коронавирусной инфекции.

Проводятся психологическое сопровождение пациентов с коронавирусной инфекцией в инфекционном госпитале и на этапах реабилитации, психологическая профилактика СЭВ у медицинских работников — медицинских сестер и врачей — в экстремальной ситуации пандемии.

Психологи Самарского региона в период самоизоляции принимали активное участие в оказании психологической помощи населению в дистанционном формате, оказывая помощь на телефонах горячей линии. 

С апреля 2020 г. в Самарской области начала работать служба психологической помощи для граждан, которые находятся на самоизоляции. 

Во время карантина от психологов Управления МЧС по Самарской области и психологов Министерства демографического развития работали телефоны горячей линии, были подготовлены различные методические рекомендации для населения в период самоизоляции.

Медицинские психологи осуществляли консультацию медицинских работников из группы контактных по коронавирусу инфекционного госпиталя больницы имени В.Д.Середавина, клиники СамГМУ, Самарской городской больницы N4, Самарского онкологического диспансера и других медицинских учреждений Самарской области. 

Главный корпус Самарской областной клинической больницы имени В.Д.Середавина был перепрофилирован под инфекционный госпиталь с апреля 2020 г. на 1 тыс. коек, в нем проходят лечение больные с COVID-19. 

Сначала работы инфекционного госпиталя в нем работали один психолог со стажем работы 10 лет и два психолога — молодые специалисты, выпускники факультета медицинской психологии февраля 2020 г., которые так рассказали о своей работе: 

«Мы сейчас получаем колоссальный опыт в работе с широким диапазоном психологических проблем не только у пациентов, но и прежде всего медицинского персонала, 

и, как молодые специалисты, еще в марте 2020 г. не представляли, что будем работать в специальных противоинфекционных костюмах. 

Мы испытываем гордость за нашу команду, за наших врачей, медицинских сестер и санитаров, также очень рады, что врачи видят результаты нашей работы, выражают свою благодарность. 

К нам начали прислушиваться, интересоваться нашей работой — это очень поддерживает и мотивирует!»

Были определены задачи медицинских психологов инфекционного госпиталя: обучение медицинского персонала адаптивным навыкам совладания со стрессом, навыкам саморегуляции (релаксация, дыхательные техники), работа с острыми реакциями на стресс среди медицинского персонала, работа Балинтовской группы.

Психологическое консультирование и психологическая коррекция пациентов госпиталя проводилась в «красной зоне». 

Основными запросами пациентов с коронавирусной инфекцией были: жалобы на организацию медицинской помощи (185 человек), панические атаки (11%), депрессия (20%), нарушения сна (45%), высокое чувство вины (21%) (перед близкими и коллегами из-за возможного заражения), суицидальные мысли (3%). 

По запросам врачей проводилась нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика.

Таким образом, психологическая реабилитация лиц с коронавирусной инфекцией вступает в силу с первого дня поступления пациентов в госпиталь, работа ведется в зависимости от тяжести заболевания. 

Направления работы конкретизируются в зависимости от характера ограничения здоровья (ментальная недостаточность, неврологические или соматические симптомы); изменение отношения больного к своему состоянию в болезни с рассмотрением экзистенциальных проблем, психологии смысла жизни и смерти (психология утраты). 

Регулярно проводилась работа с медицинским персоналом — профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений в индивидуальной и групповой формах психологической коррекции.

Быстрое и своевременное решение насущных психосоциальных вопросов клинической (медицинской) психологией в острых и кризисных ситуациях, таких как пандемия COVID-19,— это мост к психическому здоровью населения. 

Считаю целесообразным и предлагаю включить в Госстандарт специальности «Клиническая психология»: формирование практических навыков в работе клинических психологов в ситуации пандемии COVID-19; 

развитие и совершенствование курсов «Психология здоровья», «Психологическая реабилитация пациентов и медицинских работников в период пандемии COVID-19».

В настоящее время не подлежит сомнению и доказано клинической практикой значимое объединение усилий клинического психолога и врача для эффективного сотрудничества в области здравоохранения.

Список литературы: 

Жорняк Е.С. и др. Культурный контекст посттравматических стрессовых расстройств. Круглый стол // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 4. С.169–192.

Никишова М.Б. К характеристике отдаленных этапов хронических реакций тяжелой утраты// Материалы Съезда психиатров России. М., 2000. С.106–107. 

Тадевосян М.Я., Сукиасян С.Г. Психическая травма, ее последствия и предрасполагающие факторы //Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2011. Т.111(11). С.95–100. 

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

воскресенье, 19 декабря 2021 г.

Монография "Психологическое сопровождение пандемии COVID-19".


Во второй части монографии «Психологическое сопровождение пандемии COVID-19» - «Региональный опыт работы психологических служб в борьбе с пандемией» глава «Организация психологической помощи онлайн в условиях самоизоляции (из опыта работы системы образования Республики Татарстан)» написана доцентом кафедры педагогической психологии ИПО 
Казанского федерального университета Ириной Лушпаевой и доцентом кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Светланой Чиркиной. 

«В связи с постепенным введением режима самоизоляции из-за распространения коронавирусной инфекции было важно организовать психологическую поддержку родителей и детей в данный период, психолого-педагогическую поддержку образовательного процесса педагогов и учеников, который осуществляется в дистанционном формате. 

Был выстроен четкий алгоритм взаимодействия педагогов и педагогов-психологов с обучающимися и родителями. 

Трудности, с которыми столкнулись специалисты при оказании психологической помощи в онлайн-режиме: организационная и методическая неготовность полностью перевести все виды психологической помощи в онлайн-режим, 

недостаточные профессиональные навыки в области ведения кризисного и экстренного консультирования онлайн, психологические трудности самого психолога в дистанционном формате работы, недоверие клиентов и т. д.». 

Важно, отмечают авторы главы, чтобы психологи в этой работе эмоционально не подвергались «выгоранию», потому что только в стабильном состоянии они могут оказывать высококвалифицированную помощь

Профессор кафедры общей психологии ИПО КФУ Лилия Фахрутдинова написала главу «Психологические последствия вирусной эпидемии COVID-19: опыт Республики Татарстан». 

«Вирусная эпидемия Республики Татарстан проявила высокую степень коллективного психологического, нравственного благополучия народа, поскольку наблюдались проявления мобилизации, организованности, зрелости социально-психологических реакций в целом по Республике Татарстан. 

Опыт показал, что необходимо работать не только над физическим, биологическим благополучием, развитием здоровья: на первое место выступают психологическое, нравственное, социальное благополучие народа, которое может стать решающим в это время, наполненное катастрофическими событиями. 

Важным оказалось не столько и не только само по себе биологическое, психологическое, нравственное, социальное здоровье, сколько его степень, степень крепости, степень запаса, степень жизнестойкости, — пояснила Лилия Раифовна. 

— Исследования психологических последствий эпидемии COVID-19 на психологический статус пациентов, страдающих инфекционным заболеванием, показали, что наблюдаются изменения в эмоционально-волевых и когнитивных проявлениях поведения болеющих людей. 

Наблюдается также влияние на высшие психические функции и иерархии психического целого: способность к объективному, критическому анализу ситуации, способность к саморегуляции и принятию решений на основе логики и предшествующего опыта».

Данный научный труд станет отправной точкой в новой методологии проведения психологических исследований в условиях дистанционного образования и цифровизации, — уверен директор ИПО КФУ Айдар Калимуллин. 

 «Важность данной монографии в контексте деятельности психологов в области образования заключается в том, что эпидемия COVID-19 еще далека от завершения. 

И мы не знаем, как на нее реагировать. 

Поэтому в Казанском университете подготовка учителей по всем предметным областям и психологов ориентирована на их дальнейшую работу в чрезвычайных условиях. 

Это потребует внесения изменений в образовательные программы. 

И я надеюсь, что при подготовке нового федерального государственного образовательного стандарта по педагогическим наукам подобные новации будут учтены». 

Авторы монографии наметили шаги по реализации популяционных фундаментальных исследований по изучению психологических последствий пандемии, факторов риска и перспектив развития общества в кризисной ситуации. 

«Являясь участником нескольких международных исследовательских проектов по адаптации образовательного процесса в университетах различных стран мира в условиях пандемии, я заметил, что именно в России были предприняты адекватные меры, позволившие сохранить качество образовательного процесса. 

Этот опыт необходимо активнее представлять мировому научно-педагогическому сообществу. 

И в этой связи я бы хотел просить редакторов монографии продолжить работу и перевести данную монографию на английский язык, чтобы российский опыт стал частью мирового опыта по противодействию пандемии», — резюмировал эксперт встречи, директор ИПО КФУ, профессор Айдар Калимуллин.

Презентация коллективной монографии "Психологическое сопровождение пандемии COVID-19".


Коллективную монографию "Психологическое сопровождение пандемии COVID-19" презентовали на сайте МИА «Россия сегодня». 

Участниками мероприятия стали: 

заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Олег САЛАГАЙ; 

заместитель Министра науки и высшего образования Елена ДРУЖИНИНА; 

декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Психологического института РАО, президент Российского психологического общества, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Юрий ЗИНЧЕНКО;

директор Института психолого-социальной работы, заведующий кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения РФ, доктор психологических наук Мария КИСЕЛЕВА; 

директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар КАЛИМУЛЛИН; 

директор ФКУ "Центр экстренной психологической помощи МЧС России", заведующий кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент РАО Юлия ШОЙГУ; 

заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кандидат психологических наук Тимофей НЕСТИК;

главный внештатный специалист-психиатр, главный врач ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы", заведующий кафедрой психического здоровья факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор медицинских наук, профессор Георгий КОСТЮК. 

В монографию вошли новейшие результаты психологических исследований и научно-методического сопровождения разных групп населения во всех регионах страны в период пандемии.

В книге приводятся апробированные рекомендации по психологическому сопровождению, проведению психологического тренинга для медперсонала, нейропсихологической диагностике и реабилитации при COVID-19. 

Данный научный труд станет отправной точкой в новой методологии проведения психологических исследований в условиях дистанционного образования и цифровизации.

Авторы монографии наметили шаги по реализации популяционных фундаментальных исследований по изучению психологических последствий пандемии, факторов риска и перспектив развития общества в кризисной ситуации.

По словам Айдара Калимуллина, в монографии представлены работы российских и зарубежных исследователей, освещающие психологические аспекты влияния пандемии COVID-19 на нашу жизнь. 

Особое внимание уделено опыту реализации психологической помощи в различных регионах России и за ее пределами.

«Не секрет, что Россия – огромная страна, и в разных регионах наряду с федеральными были предприняты различные мероприятия по противодействию распространения коронавирусной инфекции. 

Накопившийся за два года пандемии уникальный опыт Саратова, Курска, Свердловской области, Санкт-Петербурга, Мордовии представлен в монографии. 

Отрадно, что в книге представлен и опыт Республики Татарстан. Эксперты отобрали для публикации материалы исследований ученых Казанского федерального университета».

Психологи РЦПР ЗВО на экскурсии в штаб-квартире РГО.

 

На фото Минобороны России психологи Регионального Центра психологической работы Западного военного округа (ЗВО) на экскурсии в штаб-квартире Русского  географического общества (РГО) в Санкт-Петербурге.



четверг, 16 декабря 2021 г.

На факультете психологии ВУМО состоялась викторина «Угадай психологический феномен».


На факультете психологии Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации состоялось заседание киноклуба (секции военно-научного общества). 

Основу работы секции составила викторина «Угадай психологический феномен», в ходе которой будущие специалисты психологической работы на примере фрагментов кинофильмов обсудили различные аспекты проявлений психической жизни человека.

Заседание киноклуба организовано преподавателями кафедры психологии Военного университета Анной Корбут и Еленой Митасовой, сообщает сайт учебного заведения.

Давайте вспомним некоторые психологические эффекты.


Например, эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. 

Известный советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник (на фото) в начале 1920-х гг. обнаружила интересный эффект: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. 

Незавершенная задача создает навязчивые мысли, направленные на то, чтобы вернуться к задаче и закончить прерванное действие. 

При незавершенной задаче, человек сам стремится к её завершению (разрядке). 

Данный феномен был назван эффектом Овсянкиной. 

Сценаристы сериалов хорошо знакомы с описанными выше эффектами и потому каждая серия заканчивается на интересном и интригующем моменте сюжета. 

Подобное прерывание похоже на прерванную задачу в экспериментах Зейгарник и Овсянкиной. 

Зритель очень хочет добраться до конца истории (завершить начатую задачу) и потому проводит за просмотром больше времени, чем планировал. 

И наконец, эффект Зейгарник проявляется при увольнении. 

Как оказалось, только около 37% специалистов покидают место работы без негативных эмоций. 

А остальные тут же начинают делиться своими переживаниями в соцсетях. 

Чтобы это предотвратить, достаточно провести обычную беседу с уходящим сотрудником: попросить его рассказать о том, что ему нравилось, а что нет. 

Это поможет человеку психологически завершить ситуацию, выплеснуть эмоции. 

Конечно, всего потока негатива прощальной беседой не снять, но уменьшить его в разы возможно. 

вторник, 14 декабря 2021 г.

Тренировка сенсомоторной координации в системе "глаз - рука".

Цель сенсомоторной тренировки - развитие координации и согласованности движений глаз, рук и шеи, как основы для развития навыков прицеливания из стрелкового оружия.

Из материального обеспечения тренировки: два лазерных целеуказателя (красного и зелёного цветов), которые крепятся на каске и на автомате (АК-12, АК-74); плакаты - формат бумаги А3 (297×420 мм), закреплённые на уровне глаз военнослужащего.

Время проведения тренировки - до 15 мин.


Перед началом тренировки военнослужащий выполняет 20 приседаний, 20 отжиманий и по 10 вращений по часовой и против часовой стрелки по очереди.   

Военнослужащий в штатной экипировке, на автомате закреплен лазерный целеуказатель для фиксации точности прицеливания, находится на удалении порядка 2-х метров от мишени.

Командир подразделения подаёт команду: "К бою", стрелок выполняет изготовку для стрельбы.  

Далее подаются команды на прицеливание: "Ориентир первый, вправо 10, ростовая фигура, уничтожить", "Ориентир второй, влево 20, автомобиль, уничтожить" и т.д.

Командир отделения толкает военнослужащего, мешая точности прицеливания.

Фиксируется правильность и точность прицеливания.


Сенсомоторная координация в системе "глаз-рука" (визомоторная или глазо-ручная координация) - это способность, с помощью которой мы можем одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий. 

Мы используем информацию, полученную при помощи глаз (зрительное восприятие пространства), для координации движений наших рук. 

Мы используем глаза, чтобы направлять внимание и помогать мозгу определять местоположение тела в пространстве (проприоцепция). 

Мы используем руки, чтобы на основе зрительной информации выполнять определённую задачу одновременно и скоординировано. 

Зрительно-моторная координация является сложной когнитивной способностью. 

С помощью зрительно-моторной координации мы осуществляем согласованные действия рук и глаз.


Примеры зрительно-моторной координации.

Делая записи на бумаге, мы используем глазоручную координацию. 

Во время письма наши глаза информируют нас о позиции руки и качестве написанного. 

На основе этой информации мы создаём различные моторные программы с целью коррекции проблем, которые могли возникнуть в ходе предыдущей моторной программы (обратная связь). 

Это последовательность очень быстрых и точных моторных актов, поэтому она требует определенных способностей и тренировки. 

Набор текста на клавиатуре компьютера. Типы движений, используемые для производства букв, будут различны, но в равной степени используется визуальная информация, чтобы направлять движения рук или исправлять ошибки. 

Пример зрительно-моторной координации - вождение автомобиля. Движения за рулем координируются в соответствии с поступающей визуальной информацией не всегда удачно. 

В зависимости от вида спорта, будет доминировать зрительно-мануальная (баскетбол, волейбол, теннис, бейсбол) или зрительно-ножная координация (футбол, лёгкая атлетика). 

Тем не менее, почти в каждом виде спорта требуется координация зрения с большинством мышечных групп, поэтому можно отнести эти случаи к примерам зрительно-моторной координации в целом.

Мы используем зрительно-моторную координацию, когда пытаемся вставить ключ в замок,  карту в банкомат, "флешку" в разъём на компьютере и не у всех это получается с первого раза.

Сборка и разборка автомата на время - это тест на зрительно-моторную координацию. 

Подробней: https://mil.ru/video/2021-09-28-Работа на посту.

воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Психологов РЦПР (ЗВО) познакомили с многовековой историей «Русского географического общества».


Для специалистов регионального центра психологической работы (Западного военного округа) провели специальную экскурсию по штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге, информирует сайт Минобороны России. 

Психологи смогли ознакомиться с экспозициями штаб-квартиры, выставленными в залах экспонатами из фондов общества, картинами, отражающими памятные события российской истории, в том числе из собрания бывшего «Центрального географического музея», а также пейзажами различных регионов России. 


Психологам в ходе экскурсии рассказали об основных этапах развития организации, предоставили для изучения справочные исторические материалы, портреты великих русских путешественников и личностей, внесших весомый вклад в развитие отечественной географической науки. 

Психологи Западного военного округа осуществляют непрерывное психологическое сопровождение военнослужащих, выполняющих задачи по проведению ежегодных совместных с Русским географическим обществом экспедиций. 


Знание истории и особенностей географических открытий и путешествий является неотъемлемой частью подготовки самих военных психологов. 

Научный архив Русского географического общества, расположенный в Северной столице, является старейшим в России специализированным географическим архивом, насчитывающим более 63 тыс. экспонатов и единиц хранения.

Военные психологи ЦВО приняли участие в международном форуме по когнитивным нейронаукам.


Психологи регионального центра психологической работы (Центрального военного округа) приняли участие в режиме видеоконференцсвязи в работе IV Международного форума по когнитивным нейронаукам «Cognitive Neuroscience-2021», информирует сайт Минобороны России.

Среди участников - ученые и практики не только в области психологии, но и неврологии, нейробиологии, нейропсихологии, математики, философии и филологии.

Традиционно ежегодный форум был посвящен интеграции опыта ученых и практиков – ведущих специалистов в области когнитивных нейронаук, определению перспектив развития современной нейронауки.

На открытии Форума с приветственными словами выступили директор Уральского гуманитарного института УрФУ Эльвира Сыманюк, первый проректор УрФУ Сергей Кортов, заместитель министра здравоохранения Свердловской области Ирена Базите и врач-эпилептолог первой квалификационной категории Татьяна Томенко.

В первый день Форума на пленарном заседании ведущие мировые ученые поделились исследованиями и перспективами развития нейронаук. 

Для удобства была организована трансляция выступления спикеров на youtube-канале Уральского гуманитарного института УрФУ, которая доступна в записи и её могут посмотреть все желающие.

С целью интеграции научного и практического опыта второй день Форума продолжился секционными заседаниями.

На форуме были рассмотрены вопросы психогенетики и нейропсихологии, когнитивные и психологические аспекты благополучия личности, хронобиологические аспекты психологического здоровья и когнитивных функций и др. 

Особое внимание уделялось применению аппаратных методов в работе психолога, особенностям развития и диагностирования познавательных процессов. 

Представлены результаты междисциплинарных исследований, проведенных на пересечении психологии, медицины, инженерных наук, математики и др. 

Регулярное участие психологов в специализированных конференциях, форумах и круглых столах является неотъемлемой частью поддержания их профессионального мастерства.

Отслеживание передовых разработок и их последующая интеграция в практику работы с военнослужащими позволяет военным психологам своевременно реагировать на актуальные запросы армии, утверждает сайт Минобороны России.

Фото Минобороны РФ.


пятница, 10 декабря 2021 г.

Ольга Кириллова. Презентация на конкурс «Лучший психолог МЧС России 2021».


Героиня этого ролика - Ольга Кириллова, старший психолог-инспектор отдела медико-психологического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре. 

Видео с Ольгой Кирилловой снимали летом для ее участия в конкурсе «Лучший психолог МЧС России 2021». 

23 сентября, в рамках ежегодной научно-практической конференции психологической службы МЧС России «Психология экстремальных ситуаций. Теория и практика», Ольга стала победительницей конкурса, заняв первое место! 

Она также получила приз зрительских симпатий. 

В конкурсе «Лучший психолог МЧС России 2021» участвовало 95 специалистов со всей России. 2 декабря Ольга Кириллова и Альбина Нацибуллина объявлены победителями Х Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души». 

Поздравляем Ольгу, желаем новых успехов в работе! 

В видео также использованы материалы из личного архива Ольги Кирилловой.

В Военном университете состоялась встреча курсантов-выпускников 2021 года с руководителем Департамента психологической работы


Накануне стажировки в войсках в Военном университете имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации состоялась встреча курсантов-выпускников с руководителем Департамента психологической работы.

Курсанты выпускного курса факультета психологии Военного университета встретились с руководителем Департамента психологической работы Министерства обороны России, доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Валентиной Барабанщиковой. 

Предметом разговора стали особенности стажировки и распределения выпускников в 2022 году, правовые основы рекомендаций специалистов-психологов, начальников групп психологической работы командирам войсковых частей и подразделений. 

Валентина Владимировна акцентировала внимание на экспертной роли войскового психолога, обновлении методического сопровождения психологической работы, внедрении новых диагностических инструментов в практику работы специалистов. 

Отдельно обсуждалась тема о современных требованиях к выпускным квалификационным работам.

четверг, 9 декабря 2021 г.

Ольга Кириллова. Презентация на Х Всероссийский конкурс профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души».


Героиня этого ролика - Ольга Кириллова, старший психолог-инспектор отдела медико-психологического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре. 

Ольга Кириллова и Альбина Нацибуллина объявлены победителями Х Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души». 

Всего за звание боролись 8 представителей из Министерства обороны РФ, МЧС России, Федеральной службы исполнения наказаний РФ и Следственного комитета России.



Психологическая оценка готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях Арктики.


К.пед.н. Е.Федак, П.Потяев, к.пед.н. И.Корчагин. Организация военно-политической работы в Арктическом регионе. 


В данной статье рассматриваются вопросы военно-политической работы с личным составом, выполняющим задачи за Полярным кругом, в суровых условиях Арктики.

Статья имеет цель дать психолого-педагогическую характеристику военно-политической работы с военнослужащими в регионе, раскрыть сущность и структуру ее компонентов.

Основная проблема, по мнению авторов – это адаптация к природно-климатической и физико-географической обстановке.

Значимость правильной психологической подготовки военнослужащего для действий в Арктической зоне очень велика, так как порой очень сильные в физическом плане люди довольно быстро слабеют и не могут дальше выполнять задачи в этих тяжелых условиях.

Основная нагрузка ложится на психику. 

Многие по возвращении из экспедиций в Арктике рассказывают о своих необычных ощущениях во время походов. 

Это опять же говорит об особенной психологической нагрузке. 

Необычайно большое количество белого цвета, снега, льда и сотни километров монотонных пейзажей вокруг. 

В такой обстановке многие теряются в пространстве. 

Также особенно сильное влияние на психологическое состояние оказывает тишина, так как в этих природных зонах нет естественных источников звука кроме ветра или шума воды у побережья. 

Все это может привести к чувству необъяснимого страха перед чудовищной силой природы, а поддаваться ему нельзя,иначе даже простейшая задача станет невыполнимой.

Явление полярного дня и ночи также оказывает большое психологическое давление на человека.

Людей, обладающих навыками для службы в Арктике, способных находиться длительное время в стрессовых условиях, осваивая мастерство ведения войны в Арктике, совсем немного. 

При психологическом отборе по необходимым критериям выживаемости в условиях Арктики в статье предлагается использовать авторскую программу ЭВМ «Психологическая оценка готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях на основе пятифакторной структуры личности».

Потяев П.Ю. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018664424 Российская Федерация. Психологическая оценка готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях на основе пятифакторной структуры личности (five-factor soldier inventory): № 2018661468.

Заявл. 22.10.2018: опубл. 16.11.2018 / В.Е.Петров, А.Ю.Сергеев, И.А.Ионов; заявитель ФГКВОУ ВО «Военный университет» Минобороны России. 

Пятифакторный личностный опросник позволяет изучить степень выраженности пяти базовых характеристик («Нейротизм», «Экстраверсия», «Открытость опыту», «Доброжелательность» и «Сознательность»).

А также степень выраженности пяти специальных индексов («Психологическая готовность к несению службы с оружием», «Дополнительное внимание со стороны психолога», «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях», «Адаптационный (профессионально-психологический) потенциал индивида», «Степень профессиональной деформированности личности»).

среда, 8 декабря 2021 г.

Военные психологи Северного флота готовят военнослужащих к экстремальным условиям Арктики.


Сегодня Арктическая зона исследуется и динамично осваивается – за счет Арктических шельфов увеличиваются границы России. 

Вооруженные Силы Российской Федерации ведут активное восстановление военной структуры на арктических островах, а также строительство новых военных объектов.

Именно здесь располагаются базы Северного флота. 

Однако в суровых условиях Севера человеческий организм испытывает огромный стресс, что связано с дезадаптирующими факторами: экстремальные климато-географические особенности, сенсорная депривация, специфические условия службы. 

Адаптационные процессы у личного состава, направляющегося в Арктическую зону, не всегда проходят успешно, ввиду отсутствия опыта службы в аналогичных условиях.

Создание и поддержание эффективной системы психологического сопровождения личного состава, разработка и внедрение особых подходов в специальной психологической подготовке военнослужащих в сложных климатических условиях – одна из основных задач регионального центра психологической работы (Северного флота). 

Сегодня военными психологами уже успешно реализуется специальная адаптационная программа. 

Начиная с этапа подготовки личного состава к убытию в длительную командировку специалисты-психологи с помощью определенных методов и приемов формируют у военнослужащих устойчивость к воздействию специфических стрессовых факторов,

научают способам быстрого восстановления и поддержания оптимального функционального состояния. 

Психологическая подготовка при этом способствует не только развитию профессионально важных качеств, но и повышению мотивации к выполнению поставленных задач в экстремальных условиях. 

Как следствие, сокращается восстановительный период военнослужащих по прибытию в пункты постоянной дислокации после несения службы в условиях повышенных психологических нагрузок.

Фото Минобороны РФ

вторник, 7 декабря 2021 г.

Названы имена лучших психологов силовых структур 2021 года.


Те, кто выбрал своей профессией психологию, знают, что она требует от специалистов, с одной стороны, постоянного совершенствования, тяги к знаниям, повышения квалификации, а с другой – неустанного следования законам науки и кропотливого труда. 

К психологам силовых структур эти требования выше. 

Ведь их деятельность неразрывно проходит с теми, кто ежедневно рискует жизнью. 

От качества проведенной работы (начиная от профессионального психологического отбора и заканчивая мероприятиями восстановления боеготовности и работоспособности) зависит эффективность всех силовых служб. 

Конкурс – это не только демонстрация уровня мастерства, но и возможность для специалистов обменяться опытом, найти единые подходы и новые решения иногда в столь разных, а иногда и равнозначных задачах. 

По традиции в нем приняли участие призеры ведомственных конкурсов, проводимых среди психологов Вооруженных Сил Российской Федерации, МВД России, ФСИН России, Следственного комитета Российской Федерации и МЧС России. 

Вооруженные Силы представили финалисты XII Всеармейского конкурса специалистов психологической службы ВС РФ, прошедшего в июне 2021 года в г. Мирном Архангельской области. 

2 декабря в режиме видео-конференцсвязи названы имена победителей: 

1 место разделили – педагог-психолог высшей категории Казанского суворовского военного училища Альбина НАЦИБУЛЛИНА 

и старший психолог-инспектор отдела медико-психологического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре Ольга КИРИЛЛОВА; 

2 место – начальник психологической службы, начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия майор внутренней службы Ольга СТОЛБОВА; 

3 место – ведущий психолог группы психологической работы соединения надводных кораблей Северного флота Элла ВОРОПАЕВА.

Также был объявлен победитель в номинации «Приз зрительских симпатий», получивший наибольшее количество зрительских голосов за видеоролик о методическом занятии – Столбова О.Ю. 

Всего более 7 тыс. зрителей приняли участие в онлайн голосовании на сайте Российского психологического общества.

Фото Минобороны РФ.



Руслан Цаликов: Абсолютно уверен, что состязание проведено среди ярких, талантливых, умных и «горящих» своей профессией людей.


«Конкурс среди психологов силовых структур и другие подобные мероприятия укрепляют взаимодействие между государственными структурами, ведомствами «силового блока».

Абсолютно уверен, что состязание проведено среди ярких, талантливых, умных и «горящих» своей профессией людей, и они получат свои заслуженные награды и за свой профессионализм, и за то, что хорошо проявили себя в конкурсе. 

Желаю, чтобы он развивался, и Министерство обороны со своей стороны делает для этого всё возможное». 

Из обращения Первого заместителя Министра обороны РФ Руслана Цаликова к участникам и гостям Х Всероссийского конкурса психологов силовых структур «Сила души».

Фото Минобороны РФ.

Руслан Цаликов: Важность профессии психолога сегодня очевидна всем.


Первый заместитель Министра обороны РФ Руслан Цаликов: 

«Важность профессии психолога сегодня очевидна всем. 

Наш мир меняется, он становится и в быту, и в службе, и в работе более спрессованным, с большим количеством стрессов. 

И то, что мы называем душой, конечно, требует своего внимания. 

Мы понимаем, что эффективность и результативность человека зависят не только от его квалификации, мастерства, но в значительной степени от его внутреннего состояния, от того, что мы называем «душевный настрой». 

Из обращения Первого заместителя Министра обороны РФ Руслана Цаликова к участникам и гостям Х Всероссийского конкурса психологов силовых структур «Сила души».

Фото Минобороны РФ.

суббота, 4 декабря 2021 г.

Альбина Нацибуллина - победитель X Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души».


Победитель X Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души» Нацибуллина Альбина Рустэмовна - педагог-психолог высшей категории Казанского суворовского военного училища. 

Окончила Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Психолог. Преподаватель психологии». 

Участвовала в конкурсе «Учитель года – 2010» в номинации «Лучший педагог-психолог года» и заняла 1 место в городском этапе и 2 место в Республиканском этапе конкурса. 

В 2013 году - волонтер на XXVII Всемирной летней универсиаде. 

Награждена памятной медалью и грамотой Президента Российской Федерации. 

С 2018 года работает педагогом-психологом в Казанском суворовском военном училище.

В 2021 году заняла 1 место в XII Всеармейском конкурсе специалистов-психологов Вооруженных сил Российской Федерации.

Заняла 2 место в конкурсе специалистов психологической службы воинских частей и военных образовательных организаций, подчиненных главнокомандующему Сухопутными войсками. 

В период с 1 по 26 февраля 2021 года в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Мурманск) прошел второй (финальный) этап конкурса среди педагогических работников довузовских образовательных организаций Минобороны России. 

В конкурсе приняли участие 41 педагогический работник из 22-х довузовских общеобразовательных организаций, представив конкурсные работы по военно-патриотическому, гражданско-правовому, духовно-нравственному, экологическому воспитанию и профессиональной ориентации. 

Педагог-психолог 3 роты Казанского СВУ Альбина Нацибуллина стала победителем в номинации «Лучший классный час по профессиональной ориентации» с видеороликом занятия «Путь к профессии». 

В психологии интересуется развитием коммуникативных компетенций личности, а также методами развития когнитивной сферы. 

Любит читать научную фантастику и исторические романы, занимается рукоделием.

А ещё Альбина Рустэмовна пишет стихи и научно-фантастические рассказы. 

Мастер-класс «Возможности народной игры в профилактике девиантного поведения».


На факультете психологии Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации состоялась встреча курсантов со студентами Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). 

Участники мастер-класса «Возможности народной игры в профилактике девиантного поведения» на собственном опыте ощутили психологические эффекты, возникающие в процессе игрового взаимодействия. 

К особенностям культурно-исторической значимости народной игры можно отнести обобщенность культурных содержаний в моделях поведения, которые невольно осваиваются в игре. 

Если в обычной сюжетно-ролевой игре, как правило, проигрываются очень конкретные сюжеты, то в народных играх — их обобщенные схематические модели. 

В таких играх представлена квинтэссенция народного опыта, опыта переживаний эмоциональных состояний, отношений между участниками. 

Например, в самой известной народной игре «Каравай» исследователи зафиксировали более десяти воспроизводящихся эмоциональных состояний, которые может пережить, освоить участник, включившийся в игру. 

Внутри традиционной игры создаются возможности широкой вариативности поведения, например, от индивидуального к коллективному и наоборот, что позволяет освоить разные модели поведения и обрести опыт определения самостоятельной индивидуальной стратегии в различных ситуациях.

В игре участники, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности, принимают и главенствующую роль игрового лидера, или низкую статусную роль входящего в игру, «новенького». 

Такое сочетание равноправия и соподчиненности развивает чувство уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий.

Практически все народные игры имеют четко заданный сценарий, правила, внешне не нарушаемые. 

Однако вариативность, как свойство традиционной культуры, допускает широкую возможность импровизации. 

Добровольность участия в игре и одновременная подчиненность ее правилам и сценариям вырабатывают навык быть свободным в принятии ограничений. 

Умение сохранить принятый закон игры вне зависимости от собственных желаний, — шаг на пути обуздания самоволия, профилактический и коррекционный ресурс в работе с девиантным поведением. 

Организаторы встречи Александр Черепанов и Анна Корбут (Военный университет), Владимир Чернушевич (МГППУ) отметили, что в современных условиях создание и поддержание межвузовских связей особенно актуально. 


Подробней: Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51—59. doi:10.17759/chp.2017130307

На фото: Школа юридического психолога МГППУ приглашает на очередное занятие "Народные игры как средство профилактики девиантного поведения" 

пятница, 3 декабря 2021 г.

Альбина Нацибуллина и Ольга Кириллова объявлены победителями X Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души».


Альбина Нацибуллина, педагог-психолог высшей категории Казанского суворовского военного училища принимает поздравления с победой в профессиональном конкурсе психологов силовых структур "Сила души". 

2 декабря в Москве в Центре экстренной психологической помощи МЧС России состоялось подведение итогов X Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души». 

За звание лучшего психолога силовых структур боролись 8 представителей из Министерства обороны РФ, МЧС России, Федеральной службы исполнения наказаний РФ, Следственного комитета РФ. 

Все финалисты конкурса – это опытные профессионалы, победители ведомственных профессиональных конкурсов, занявшие 1 и 2 места. 

В этом году в связи с коронавирусными ограничениями конкурс проходил в дистанционном формате на сайте Российского психологического общества. 

Финал конкурса включал в себя два задания. 

Первое – самопрезентация, в свободной творческой форме рассказать о направлении своей деятельности. 

Второе задание профессиональное: каждому специалисту предстояло подготовить методическое занятие на одну из заданных тем. 

В результате упорной борьбы 1 место в конкурсе заняли сразу две участницы: 

Ольга Кириллова, старший психолог-инспектор отдела медико-психологического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре; 

и Альбина Нацибуллина, педагог-психолог высшей категории Казанского суворовского военного училища. 

На втором месте - Ольга Столбова, майор внутренней службы, начальник психологической лаборатории ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Республике Карелия. 

Она же завоевала и Приз зрительских симпатий. 

Замкнула тройку лидеров Элла Воропаева, ведущий психолог группы психологической работы соединения надводных кораблей Северного флота. 

По мнению самих участников, межведомственное соревнование способствовало более тесному взаимодействию между психологическими службами силовых структур и повышению научно-методического уровня их работы. 

Позволило психологам обменяться опытом работы и показать свои творческие способности. 

Поздравляем победителей и призёров конкурса!

Конференция: «Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения».


18 ноября 2021 года Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Факультет социальных наук) провёл VI Международную межведомственную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения». 


Цель конференции - интеграция специалистов-практиков и научных работников в области психологического, педагогического, медицинского и юридического обеспечения профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях; 

обмен опытом в области диагностики, профилактики, коррекции и реабилитации человека в ситуациях дестабилизации ментального здоровья. 


К участию в конференции приглашались специалисты структурных подразделений МЧС России, Минобороны РФ, Национальной гвардии, МВД, ФСИН и других силовых ведомств, сотрудники подведомственных вузов, вузов министерства науки и высшего образования, а также все заинтересованные лица. 


Заявленные направления работы конференции: 

* Психология здоровья: теоретические и прикладные аспекты;

* Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

* Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни;

* Проблемы сохранения ментального здоровья в стрессовых условиях;

* Профилактика нарушений психологического здоровья сотрудников;

* Влияние пандемии COVID-19 на ментальное здоровье. 

Форма проведения: online на платформе ZOOM.


четверг, 2 декабря 2021 г.

X Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди психологов силовых структур «Сила души», 2021 год.


2 декабря 2021 года состоится подведение итогов X Всероссийского конкурса психологов силовых структур «Сила души». 

В этом году за звание лучшего психолога силовых структур борятся 8 представителей из Министерства обороны РФ, МЧС России, Федеральной службы исполнения наказаний РФ, Следственного комитета РФ. 

По традиции в финал конкурса «Сила души» выходят победители ведомственных профессиональных конкурсов, занявшие призовые места. 

Сам конкурс представляет собой межведомственное соревнование, основные задачи которого являются развитие взаимодействия между специалистами психологических служб силовых ведомств, обмен уникальным опытом, повышение уровня профессионального мастерства. 

В этом году в связи с короновирусными ограничениями мероприятие прошло в дистанционном формате на площадке Российского психологического общества. 

На сайте http://psyrus.ru/news/events/mchs/ можно ознакомиться с участниками конкурса.

Финал конкурса состоял из двух заданий, первое – самопрезентация. 

Участники рассказали об особенностях направления своей деятельности в конкретном ведомстве. 

Второе задание – профессиональное: каждому специалисту предстояло создать методическое занятие на одну из заданных тем, которая стала известна в результате жеребьевки. 

Жеребьевка прошла на базе Центра экстренной психологической помощи МЧС России 15 ноября 2021 года.

В ней приняли участие руководители психологических служб силовых ведомств, которые входят в состав жюри конкурса совместно с другими специалистами и экспертами в области психологии. 

Также в этом году поучаствовать в голосовании смогли специалисты психологических служб силовых ведомств. 

На сайте http://psyrus.ru/ можно было ознакомиться со вторым конкурсным заданием и проголосовать за понравившуюся работу. 

Участник, набравший наибольшее количество голосов по результатам общего голосования, будет удостоен номинации «Приз зрительских симпатий». 

По итогам зрительского голосования, 1552 голоса отдано Нацибуллиной Альбине Рустэмовне - педагогу-психологу высшей категории Казанского суворовского военного училища.   

1559 голосов у Столбовой Ольги Юрьевны - майора внутренней службы, начальника психологической лаборатории ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Республике Карелия.

В период с 27 по 30 ноября 2021 года на сайте Российского психологического общества в дистанционном формате состав жюри ознакомился с материалами участников, а 2 декабря 2021 года объявит победителя - лучшего психолога силовых структур 2021 года. 

Оценивать конкурсантов будут руководители психологических служб силовых ведомств, а также специалисты в области психологии. 

I Всероссийский конкурс «Сила души» был проведен в 2011 году. 

Решение об учреждении конкурса было принято Российским психологическим обществом и Обществом психологов силовых структур.

Психолог ФСИН Мария Кривец приняла участие в конкурсе профессионального мастерства психологов силовых структур «Сила души».


Кривец Мария Валерьевна - капитан внутренней службы, работает психологом психологической лаборатории ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл. 

В уголовно-исполнительной системе проходит службу с декабря 2006 года.

Специализация: НЛП-практик, гештальт-терапевт, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт, процессуально-ориентированный психолог, МАК-мастер, игротерапевт, специалист – нейрограф, музыкант, дирижер – хоровик. 

Мария Валерьевна увлекается музыкой, рукоделием, кулинарией, МАК, нумерологией, ведет трансформационные игры. 

Мария Валерьевна разработала авторские программы:

«Фарватер» (по реализации Ведомственной программы социально-психологической работы в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы) 

«Перевал» (по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных). 

Мария Кривец победила на конкурсе профессионального мастерства среди пенитенциарных психологов России в октябре 2021 года.

среда, 1 декабря 2021 г.

Флотский психолог Элла Воропаева достойно представила Минобороны РФ на X Всероссийском конкурсе психологов силовых структур «Сила души».


Министерство обороны РФ на X Всероссийском конкурсе психологов силовых структур «Сила души» представила Воропаева Элла Николаевна. 

Элла Николаевна - ведущий психолог группы психологической работы соединения надводных кораблей Северного флота. 

Окончила Мурманский Государственный педагогический университет по специальности «Психология». 

Основная специализация – организационная психология и психология труда, включая отбор, адаптацию, мотивацию, просвещение и развитие военнослужащих. 

Преподавала в Мурманском филиале одного из российских университетов. 

Ее студенты неоднократно принимали участие в региональных и международных конференциях и конкурсах и занимали призовые места. 

Как приглашенный специалист, работала в Мурманской нотариальной палате и одном из институтов, где составила и преподавала блок «Мотивация труда» в курсе «Управление персоналом». 

Среди научных интересов Эллы Николаевны – групповые процессы в воинском коллективе и формирование военно-профессиональной мотивации военнослужащих по контракту.

Элла Николаевна любит горные лыжи и путешествия по России. 

Владивосток, Калининград, Хабаровск, Карелия, Республика Коми – вот лишь неполный список мест, в которых ей довелось побывать. 

А ещё Элла Николаевна мечтает побывать на Северном полюсе.

Жюри X Всероссийского конкурса психологов силовых структур «Сила души».


Председатель жюри: 

Зинченко Юрий Петрович – декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Психологического института Российской академии образования, президент Российского психологического общества, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. 

Юрий Петрович – главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, главный внештатный педагог-психолог Минпросвещения РФ, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. 

Заместитель председателя жюри: 

Шойгу Юлия Сергеевна – директор ФКУ «Центр экстренной психологической службы МЧС России», вице-президент Российского психологического общества (РПО), заместитель председателя Этического комитета РПО, кандидат психологических наук.

Члены жюри: 

Барабанщикова Валентина Владимировна – руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО.  

Каменев Игорь Иванович – руководитель третьего отдела криминалистического сопровождения следствия технико-криминалистического управления Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции. 

Михалева Ирина Владимировна – заместитель начальника управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России.

Ковальчук Екатерина Алексеевна – начальник психологической службы ФТС России, подполковник таможенной службы. 

Тихомандрицкая Ольга Алексеевна – заместитель декана по научной работе, и.о. заведующего кафедрой социально психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент. 

Андрюшина Лариса Олеговна – главный эксперт Департамента кадровой подготовки персонала АО «Концерн Росэнергоатом». 

Касперович Юлия Григорьевна – заместитель начальника Управления организации морально-психологического обеспечения – начальник отдела организации психологической работы ДГСК МВД России, полковник внутренней службы.