Во второй части монографии «Психологическое сопровождение пандемии COVID-19» - «Региональный опыт работы психологических служб в борьбе с пандемией» глава «Организация психологической помощи онлайн в условиях самоизоляции (из опыта работы системы образования Республики Татарстан)» написана доцентом кафедры педагогической психологии ИПО Казанского федерального университета Ириной Лушпаевой и доцентом кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Светланой Чиркиной.
«В связи с постепенным введением режима самоизоляции из-за распространения коронавирусной инфекции было важно организовать психологическую поддержку родителей и детей в данный период, психолого-педагогическую поддержку образовательного процесса педагогов и учеников, который осуществляется в дистанционном формате.
Был выстроен четкий алгоритм взаимодействия педагогов и педагогов-психологов с обучающимися и родителями.
Трудности, с которыми столкнулись специалисты при оказании психологической помощи в онлайн-режиме: организационная и методическая неготовность полностью перевести все виды психологической помощи в онлайн-режим,
недостаточные профессиональные навыки в области ведения кризисного и экстренного консультирования онлайн, психологические трудности самого психолога в дистанционном формате работы, недоверие клиентов и т. д.».
Важно, отмечают авторы главы, чтобы психологи в этой работе эмоционально не подвергались «выгоранию», потому что только в стабильном состоянии они могут оказывать высококвалифицированную помощь.
Профессор кафедры общей психологии ИПО КФУ Лилия Фахрутдинова написала главу «Психологические последствия вирусной эпидемии COVID-19: опыт Республики Татарстан».
«Вирусная эпидемия Республики Татарстан проявила высокую степень коллективного психологического, нравственного благополучия народа, поскольку наблюдались проявления мобилизации, организованности, зрелости социально-психологических реакций в целом по Республике Татарстан.
Опыт показал, что необходимо работать не только над физическим, биологическим благополучием, развитием здоровья: на первое место выступают психологическое, нравственное, социальное благополучие народа, которое может стать решающим в это время, наполненное катастрофическими событиями.
Важным оказалось не столько и не только само по себе биологическое, психологическое, нравственное, социальное здоровье, сколько его степень, степень крепости, степень запаса, степень жизнестойкости, — пояснила Лилия Раифовна.
— Исследования психологических последствий эпидемии COVID-19 на психологический статус пациентов, страдающих инфекционным заболеванием, показали, что наблюдаются изменения в эмоционально-волевых и когнитивных проявлениях поведения болеющих людей.
Наблюдается также влияние на высшие психические функции и иерархии психического целого: способность к объективному, критическому анализу ситуации, способность к саморегуляции и принятию решений на основе логики и предшествующего опыта».
Данный научный труд станет отправной точкой в новой методологии проведения психологических исследований в условиях дистанционного образования и цифровизации, — уверен директор ИПО КФУ Айдар Калимуллин.
«Важность данной монографии в контексте деятельности психологов в области образования заключается в том, что эпидемия COVID-19 еще далека от завершения.
И мы не знаем, как на нее реагировать.
Поэтому в Казанском университете подготовка учителей по всем предметным областям и психологов ориентирована на их дальнейшую работу в чрезвычайных условиях.
Это потребует внесения изменений в образовательные программы.
И я надеюсь, что при подготовке нового федерального государственного образовательного стандарта по педагогическим наукам подобные новации будут учтены».
Авторы монографии наметили шаги по реализации популяционных фундаментальных исследований по изучению психологических последствий пандемии, факторов риска и перспектив развития общества в кризисной ситуации.
«Являясь участником нескольких международных исследовательских проектов по адаптации образовательного процесса в университетах различных стран мира в условиях пандемии, я заметил, что именно в России были предприняты адекватные меры, позволившие сохранить качество образовательного процесса.
Этот опыт необходимо активнее представлять мировому научно-педагогическому сообществу.
И в этой связи я бы хотел просить редакторов монографии продолжить работу и перевести данную монографию на английский язык, чтобы российский опыт стал частью мирового опыта по противодействию пандемии», — резюмировал эксперт встречи, директор ИПО КФУ, профессор Айдар Калимуллин.