вторник, 30 апреля 2024 г.

Александр Караяни. Зарубежный опыт социально-психологической реадаптации участников боевых действий.

Социально-психологическая реадаптация — специальный, продолжительный, организованный период перевода психики участников боевых действий с военного на мирный режим функционирования, постепенного, «щадящего», нетравматического включения их в систему социальных отношений мирного времени.

Александр Караяни. Зарубежный опыт социально-психологической реадаптации участников боевых действий. 

 Доклад профессор кафедры служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, член-корреспондент РАО, руководитель общественной организации "СоДействие" А.Г. Караяни основан на материале лекции, прочитанной в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2018 году. 

В докладе анализируются психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях, обосновываются необходимость, функции, задачи и формы психологического возвращения участников боевых действий в мирные условия жизнедеятельности. 

#военная психология #психологическая помощь #реадаптация #Караяни

понедельник, 29 апреля 2024 г.

Организация и направления профориентационной работы с абитуриентами и студентами, вернувшимися из зоны СВО.


Российская академия образования (РАО) последовательно прорабатывает комплекс вопросов, связанных с социально-психологической реадаптацией, ресоциализацией и социальной интеграцией участников специальной военной операции в российской образовательной среде. 

Стало традицией систематическое проведение стратегических сессий и научно-практических конференций по данному направлению. 

23 апреля в Москве на базе РАО прошла проектно-аналитическая сессия для психологических служб в системе высшего образования "Организация и направления профориентационной работы с абитуриентами и студентами, вернувшимися из зоны СВО". 


Организатором мероприятия выступил Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования. 

С приветственным словом выступили: Брайнес Анна Александровна – заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 

и Брель Елена Юрьевна – руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук. 

С экспертным докладом на тему «Посттравматический рост как ресурс студентов, вернувшихся из зоны СВО» выступил профессор кафедры служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, член-корреспондент РАО, руководитель общественной организации "СоДействие" А.Г. Караяни.

В рамках Сессии была организована работа исследовательской группы «Посттравматический рост как ресурс эффективной профориентационной работы» (модераторы А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни, Е.С. Асмаковец). 

Участники группы выработали практические рекомендации по социально-психологической реадаптации, ресоциализации и реинтеграции ветеранов СВО в рамках образовательной системы.

#Реадаптация

Караяни А.Г. ПСИХОЛОГИ В СТРОЮ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА.


Дорогие друзья! 

  
В 2025 году весь наш народ будет торжественно отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. 

В прошлом 2023 году мы запустили Всероссийскую патриотическую акцию «Психологи в строю Бессмертного полка». 

Во многих высших учебных заведениях от Владивостока до Севастополя прошли яркие и интересные мероприятия, раскрывающие военный, научный и гражданский подвиг наших великих предшественников — психологов военной поры. 

Но как показала акция, в активной памяти современных психологов представлены лишь самые выдающиеся учёные военного времени, чей вклад в Победу — сродни подвигу. 

В актуальной и популярной литературе крайне скудна информация о многих наших коллегах военной поры, чья деятельность не только достойна памяти, но может служить примером гражданственности и научной порядочности для современных учёных. 

Наш журнал, в сотрудничестве с научной школой «Военная психология: методология, теория, практика», начиная с настоящего выпуска, открывает специальную рубрику «Психологи в строю Бессмертного полка». 

Мы приглашаем наших авторов и молодых, начинающих учёных принять участие в подготовке научных статей, посвященных деятельности отечественных психологов в годы Великой Отечественной войны. 

Для исключения дублирования информация об уже выбранных героях статей будет публиковаться на ВК-странице общественного объединения «СоДействия» https://vk.com/club214841742 и телеграм-канале «СоДействие» https://t.me/ActZJS7zH8NlNGEy

Давайте вместе сделаем это — отдадим долг памяти людям, преданно служившим психологии и своему народу в годы самых суровых и судьбоносных испытаний. 

Главный редактор Российского военно-психологического журнала, руководитель научной школы «Военная психология: методология, теория, практика» член-корреспондент РАО, профессор А.Г. Караяни

VI Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств. Екатеринбург.


Ежегодный Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств (Форум) в апреле прошел на площадке Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина уже в 6 раз. 

Целью его проведения является интеграция научного знания и практических наработок в области экстремальной и кризисной психологии. 


В организации и мероприятиях Форума приняли участие психологи силовых ведомств (МЧС России, Министерства обороны, Федеральной службы исполнения наказаний, МВД России, Федеральной таможенной службы и ведомственных образовательных учреждений), специалисты медицинских, социальных и научных государственных организаций. 

В этом году в секционных заседаниях Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии» и мастер-классах Форума участвовали не только психологи субъектов Уральского федерального округа, но и коллеги из Москвы, Самары, Оренбургской области, Краснодарского края. 

Всего в мероприятиях Форума принял участие 291 человек. 


Программа Форума, как всегда, была очень насыщенной: в течение двух дней психологи посетили пленарное и секционные заседания, круглые столы и мастер-классы. 

Большой интерес вызвали мастер-классы по первой помощи, проведенные инструкторами Свердловского регионального отделения Российского общества первой помощи. 

«Мы рады, что специалисты-практики из разных ведомств шестой год собираются в стенах Уральского федерального университета. 

Круглые столы и секционные заседания позволяют нам узнать о тех актуальных вопросах, которые волнуют психологов государственных структур и силовых ведомств, и совместно предложить варианты их решения», – поделилась директор департамента психологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Анна Печеркина.


Специалисты приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии», которая прошла в рамках Форума.

Конференция объединила представителей Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России, регионального центра психологической работы ЦВО, ЕкСВУ, ГУФСИН, МЧС, МВД по Свердловской области, Уральского таможенного управления,

областной психиатрической больницы, центра психоло-педагогической, медицинской и социальной помощи, региональные отделения общественной организации «Российское общество первой помощи» и «Российского психологического общества», а также Уральского регионального научного центра РАН. 

Целью конференции являлась интеграция научного знания и практических наработок в области экстремальной и кризисной психологии. 

Сотрудники силовых ведомств обсудили актуальные вопросы психологии травмы, факторы психологического благополучия личности и тенденции психологического сопровождения специалистов государственных и силовых структур. 

суббота, 27 апреля 2024 г.

САФУ. Курс повышения квалификации «Процессуальный анализ в работе с участниками СВО».


В САФУ прошло обучение ведомственных психологов.

В САФУ психологи различных ведомств (УФСИН, УМВД, Росгвардия и др.) прошли обучение на курсах повышения квалификации «Процессуальный анализ в работе с участниками СВО». 

Курсы были организованы кафедрой психологии САФУ в рамках реализации проекта «Ресурсная площадка ведомственных психологов: вместе, чтоб стать сильнее» при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. 


Ведущий курса — Андрей Дегтярёв, супервизор «Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров им. профессора В.А. Ананьева», г. Санкт-Петербург. 

Ведомственные психологи под руководством А.А. Дегтярева изучали механизмы развития чувств и технологию работы с ними методом процессуального анализа. 

Рассмотрели работу с чувством страха (в том числе страхом смерти), виной, обидой, гневом, горем, а также познакомились с методом работы в ситуации выбора. 


Теоретическая информация тут же отрабатывалась на практических примерах. 

Психологи разных ведомств обменивались опытом работы с участниками СВО.

Анализируя результаты совместной деятельности, участники курсов подчеркнули важность объединения профессионалов из разных ведомств для выработки общего подхода к психологическому сопровождению участников СВО и их семей, что позволит оказывать помощь более эффективно и своевременно. 


Психологи выразили благодарность организаторам курсов, создателям проекта «Ресурсная площадка ведомственных психологов: вместе, чтобы стать сильнее». 

Авторский проект Людмилы Шаховой и Марии Кореховой «Ресурсная площадка ведомственных психологов: вместе, чтобы стать сильнее» - победитель конкурса грантов Губернатора Архангельской области 2023 года.

Людмила Ивановна Шахова и Мария Владимировна Корехова награждены Почетной грамотой Министерства Архангельской области за плодотворную педагогическую и научную деятельность, профессиональное мастерство, значительный личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для Архангельской области. 

Поздравляем коллег!


Людмила Шахова: Добрый день, с удовольствием следим за Вашим блогом, пользуемся ценной информацией, делимся ею со студентами и коллегами. Благодарим за вашу работу. 

Приятно, что вы в курсе про нас (кафедра психологии Северный ( Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск).

Ветераны СВО получат доплату за технические средства реабилитации от фонда «Защитники Отечества».


У государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», созданного по инициативе Президента, появится больше возможностей для оказания помощи ветеранам и членам их семей. 

Подписано распоряжение о внесении в устав организации необходимых для этого изменений.

Теперь в уставе предусмотрено, что ветераны СВО могут получить доплату от фонда за технические средства реабилитации, которые они приобретают по электронному сертификату Социального фонда России. 

Таким образом, ветераны будут обеспечены более дорогостоящими и высокотехнологичными средствами реабилитации. 

Кроме того, фонд сможет перечислять средства пожертвований благотворительным организациям, которые помогают демобилизованным бойцам и семьям погибших. 

Это позволит оказать поддержку по более широкому перечню обращений. 

Также фонд будет вести мониторинг и оценивать качество мер социальной поддержки и услуг с помощью обратной связи с ветеранами и их семьями. 

 Государственный фонд поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» создан в 2023 году. 

Его основной задачей является комплексное сопровождение ветеранов СВО и членов семей погибших бойцов. 

Указ о расширении функционала фонда был подписан Президентом 3 февраля 2024 года.

Распоряжение подготовлено для его реализации. 

Подписанным документом вносятся изменения в распоряжение Правительства от 6 мая 2023 года № 1168-р. 

Источник: Правительство РФ.

Светлой памяти капитан 1 ранга запаса Михаила Юрченко.


Памяти товарища. Невосполнимая утрата. 

23 апреля на 62-м году жизни ушел в свою последнюю автономку кандидат психологических наук капитан 1 ранга запаса Михаил Юрченко. 

Михаил родился 23 марта 1963 г. в Севастополе в семье потомственных военных моряков.

В 1980 году вместе с Виктором Козловым (финалист Первого конкурса войсковых и флотских психолог ВС РФ) по путёвке Печенгского райкома ВЛКСМ Мурманской области поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище.Б

Определён в четвёртый класс второй роты, назначен заведующим фото-классом на кафедре партийно-политической работы, а затем – киностудии училища, экскурсоводом училищного музея истории политорганов и партийно-политической работы ВМФ. 

С фотоаппаратом и кинокамерой присутствовал на всех значимых мероприятиях курсантской жизни и столицы Украины. 

Сотрудничал с редакциями газет: КВВМПУ «Политработник флота», Черноморского флота «Флаг Родины», Киевского военного округа «Ленинское знамя». 

Дважды был победителем олимпиад по высшей математике. 

Его конкурсный реферат по военной психологии занял первое место в ВС СССР. 

Активно участвовал в художественной самодеятельности училища, являлся ведущим концертных программ. 

Победитель конкурсов художественного чтения. 

Был в составе делегации КВВМПУ в шефской поездки к шахтёрам Ворошиловградской (ныне Луганской) и Ростовской областей в мае 1981 года

В 1982 году участвовал в шлюпочном походе по маршруту: Киев – Черкассы — Киев. 

В 1983 году в дальнем походе на учебном корабле «Хасан» проекта 887 по маршруту: Севастополь — Триполи (Ливия) — Кронштадт в качестве курсовой работы снял документальный фильм.

С 1984 по 2013 год, после окончания КВВМПУ с отличием, Михаил Вячеславович проходил службу на кораблях и в воинских частях Северного Флота.

Секретарь комитета ВЛКСМ эсминца «Современный» 56-й бригады эскадренных миноносцев 7-й оперативной эскадры СФ - головного корабля проекта 956, только принятого в опытовую эксплуатацию. 

В 1985 году на нём выполнил полугодовую боевую службу и принял должность заместителя командира боевой части управления (БЧ-7). 

Мечта Михаила Вячеславовича стать подводником реализовалась в 1987 году.

Заместитель командира по политической части подводной лодки Б-2 641 проекта 42-й бригады подводных лодок Краснознамённой Кольской флотилии разнородных сил СФ.

Заместитель командира по политической части подводного атомохода 671 РТМ проекта – 603 экипажа 33-й дивизии 1-й Краснознамённой флотилии подводных лодок СФ. 

В 1995 году назначен начальником отделения социально-психологической работы и профилактики правонарушений отдела воспитательной работы 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. 

1999 - 2005, старший офицер, начальник отделения социально-психологической работы – заместитель начальника отдела социально-психологической работы и профилактики правонарушений Управления воспитательной работы Северного флота. 

Во время службы в подплаве М.В. Юрченко проводил большую исследовательскую и практическую психологическую работу. Михаил Вячеславович организовал взаимодействие с Институтом медико-биологических проблем по вопросами психологического сопровождения подводников. 

Результатом взаимодействия стал «Комплекс психологической поддержки подводников «Академия». 

Был оборудован первый в ВС РФ Центр психологической помощи и реабилитации в помещении спецполиклиники 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. 

В 2004 г. на основе своих исследований, опыта психологической работы Михаил Юрченко защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук. 

М.В. Юрченко объявлялся лучшим психологом ВС РФ. 

В 2005 г. капитан 1 ранга М.В. Юрченко назначен заместителем командующего Краснознамённой Кольской флотилией разнородных сил Северного флота по воспитательной работе – начальником отдела воспитательной работы в г. Полярном. 

С 2013 г. М.Юрченко - заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» по работе с личным составом. 

После увольнения в запас 9 апреля 2018 года Михаил Вячеславович был назначен советником губернатора Санкт-Петербурга по вопросам морской политики. 

Занимался активной общественной работой в президиуме Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ, в правлении Общероссийского Движения Поддержки Флота. 

С января 2022 года - директор «Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско». 

Под руководством и при его непосредственном участии был создан уникальный Центр истории ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, который открылся в марте 2024 года.

У Михаила Вячеславовича было много планов и идей по дальнейшему развитию музейных пространств, патриотической работе с подрастающим поколением. 

Судьба распорядилась по-другому…

Военные психологи, однокашники по КВВМПУ выражают искренние соболезнования родным и близким Михаила Юрченко.

М.Юрченко похоронен на Серафимовском кладбище 26 апреля с.г.

В педагогических вузах России заработают Центры переподготовки участников СВО.


Центры переподготовки участников спецоперации для ведения в дальнейшем образовательной деятельности в школах будут открыты во всех педагогических вузах России. 

Они будут работать по аналогии с тем, который есть на базе Государственного университета просвещения, сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. 

«Такие центры будут созданы у нас во всех педагогических вузах по всей стране», — сказал он на встрече с участниками специальной военной операции на площадке центра военно-патриотического воспитания «Вершина» Государственного университета просвещения. 

Глава Минпросвещения отметил значимость того, что бойцы СВО приходят в школы и рассказывают ребятам о спецоперации. 

Он напомнил, что с 1 сентября в школах будет введен предмет «Основы безопасности и защиты Родины», в рамках которого значимая часть времени будет посвящена начальной военной подготовке. 

Источник: ТАСС.

пятница, 26 апреля 2024 г.

Исследование. Выявление структуры и феноменологии переживания участниками боевых действий.


В помощь студентам специалитета 37.05.02 «Психология служебной деятельности».   

Цель исследования - выявление структуры и феноменологии переживания, сохранение и систематизация живой информации о чувствах и переживаниях участников боевых действий (БД) (ликвидации последствий ЧС, выполнения специальных задач) по свидетельствам самих участников.

Методология исследования

Л.С. Выготский представил троичную структуру переживания: эмоциональная реакция, осмысление, интерпретация, указав, что в переживании представлены социальная среда, личностные особенности и социокультурный нормативный контекст. 

С. Л. Рубинштейн определял переживание как комплексное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, чувства, настроение и мысли, возникающее в результате воздействия на человека внешних и внутренних стимулов, проявляющееся в его поведении и действиях. 

По мнению С.Л. Рубинштейна переживание может быть положительным и отрицательным, оно находится в непосредственной зависимости от восприятия и оценки человеком переживаемой ситуации и помогает человеку адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, являясь важным элементом личностного развития. 

Организация исследования

Исследование проводится в форме интервью участников БД (ликвидации последствий ЧС, выполнения специальных задач), их родных (близких, знакомых), 

и написания психологических эссе, отражающих особенности ощущений, эмоций, чувств, переживаний при принятии решений, инсайтов в зоне БД (ЧС, выполнения специальных задач) и после возвращения домой. 

В процессе интервью студент получает практику общения с участниками событий. 

Материалы интервью могут быть анонимными, то есть содержать информацию лишь о поле, возрасте участника

Вопросы интервью. Блоки. 

Блок 1. Основные и дополнительные биографические сведения: 

Пол, возраст; дополнительные биографические данные (по желанию). 

Блок 2. Наиболее сильные воспоминания, эмоции, чувства: 

Какое самое яркое воспоминание из жизни, событий, действий (можно несколько, но важно чтобы одно было негативным, а другое положительным)? 

Чем они запомнились? 

Какие эмоции и чувства вызывают? 

Какие ощущения, эмоции, чувства, переживания были самыми частыми? 

Блок 3. Соотношение эустресс- и дистресс-факторов: 

Испытывал ли страх и тревогу? 

При каких обстоятельствах? 

Помогало ли это или мешало? 

Как справлялся? 

Испытывал ли радость? 

При каких обстоятельствах? 

Что помогало? 

Что больше всего не нравилось или мешало? 

Блок 4. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера: 

Приходилось ли принимать экстренные решения, действовать быстро и решительно, в экстремальной обстановке? 

Что переживал, чувствовал при этом, какие эмоции и ощущения испытывал? 

Что помогало и что мешало принимать решения и действовать? 

Какие чувства преобладали в разных условиях обстановки? 

Чего больше всего хотелось? Почему? 

Блок 5. Рефлексия: 

О чем размышлял? 

Какие вопросы задавал сам себе? 

Какие ответы давал? 

К каким выводам пришел? 

Что открыл для себя неожиданно, находясь в зоне БД (ЧС)? 

После возвращения? 

Какие переживания и чувства испытал по этому поводу? 

Что изменилось в жизни после возвращения? 

Какие чувства, эмоции испытывает сейчас? 

Чем занимается? 

Возвращается ли мыслями в зону БД (ЧС, спецзадач)? 

Переосмысливает ли происходившие события? 

Что чувствует и думает об этом? 

Этапы исследования: 

Этап 1. Разработка методики исследования. Сбор первичных данных проводится при помощи структурированного интервью с заранее подготовленными вопросами. 

Этап 2. Выбор респондентов и согласование с ними времени проведения интервью. 

Этап 3. Проведение структурированного интервью. Участникам предъявляются вопросы, на которые необходимо ответить в свободной форме. 

Этап 4. Обработка результатов. 

После проведения интервью, качественно (посредством применения метода феноменологической герменевтики) и количественно (с помощью метода контент-анализа) обрабатываются все результаты. 

Этап 5. Интерпретация результатов исследования. 

Методы исследования:

метод структурированного интервью; 

метод качественного анализа данных (феноменологическая герменевтика); 

метод качественно-количественного анализа (контент-анализ); 

метод количественного анализа данных: мера центральной тенденции, расчет среднего арифметического. 

Карта контент-анализа феноменологии переживания участниками БД.

Этап Рефлексия.

Что переживает: 

радость, переосмысление жизни, сомнения, поиск себя; 

умиротворение; 

потерянность; 

переосмысление жизненных приоритетов; 

волнение, гордость; 

переосмысление ценностей.

Смысловые ед. (паттерны): 

радость от возвращения домой; 

осознание несерьёзности своих проблем в гражданской жизни; 

желание посетить горячие точки; 

поиск себя; 

переосмысление своих проблем в гражданской жизни; 

желание вернуться в зону БД; 

понимание себя как личности; узнавание нового о себе; 

радость от встречи с родными и близкими; 

волнение за сослуживцев; 

правильность своих поступков; 

переосмысление жизненных ценностей; 

стал более уверенным, переоценка ценностей; 

гордость за свою страну.

Подробней: Мильчарек Т. П., Мильчарек Н. А., Пауксон М. В., Макарчук А. И. Структура и феноменология переживания боевых действий военнослужащими // Российский военно-психологический журнал. – 2024. – №1(3). – С. 103–113.


воскресенье, 21 апреля 2024 г.

В Архангельске начали готовить военных психологов.


Северный (Арктический) федеральный университет начал подготовку военных психологов, впервые на программу Военного учебного центра при САФУ зачислены девушки. 

В Военном учебном центре при САФУ имени М.В. Ломоносова ведутся занятия по новой программе подготовки офицеров запаса – «Психологическая работа». 

В первом наборе – 24 человека. 

Обучение граждан по программе военной подготовки офицеров запаса, реализуемой военным учебным центром САФУ, предусмотрено для студентов специалитета 37.05.02 «Психология служебной деятельности» и бакалавриата 37.03.01 «Психология». 

Новая специальность предполагает активное поступление в ВУЦ девушек.

Поступление в Военный учебный центр САФУ — мечта многих студентов. 

Это даёт возможность за годы учёбы в университете получить военно-учётную специальность и стать офицером запаса, минуя службу в армии. 

Так же ВУЦ САФУ готовит сапёров, командиров инженерно-сапёрных отделений и командиров отделений — начальников электростанций силовых и осветительных агрегатов. 

Конкурс — три человека на место. 

Претенденты должны хорошо учиться по основной специальности, успешно пройти военно-врачебную комиссию и испытания на физическую подготовленность. 


— С седьмого класса я мечтала получить военную специальность. После одиннадцатого поступала в институт МВД, но не поступила. 

Поэтому очень обрадовалась, что в САФУ есть направление подготовки «Психология служебной деятельности», и вдвойне обрадовалась, что здесь можно получить военно-учётную специальность «военный психолог», — рассказала Александра Плешка.

В программе подготовки офицеров запаса по специальности «Психологическая работа» – общевоенные дисциплины (огневая, военно-медицинская подготовка, тактика, основы радиационной, химической и биологической защиты, общевоинский устав, военная история), а также специальные дисциплины. 

— Рядовой учебный взвод у нас 36 человек, но здесь мы будем набирать 24 человека. Они будут учиться 2,5 года. Занятия раз в неделю по понедельникам с девяти утра до пяти вечера. 

Из 972 учебных часов военным психологам 144 отводится на учебные сборы. 

Каждый специалист будет направлен в воинскую часть, чтобы на практике пообщаться с военнослужащими по призыву, посмотреть, как оборудованы комнаты психологической разгрузки, кабинеты военных психологов, — пояснил начальник Военного учебного центра Виталий Голышев.

Программа по новой специальности рассчитана на два с половиной года.

Звание лейтенанта запаса выпускникам будет присвоено по окончании обучения по основной специальности. 

Более подробную информацию о программах военной подготовки можно получить в САФУ им. М.В. Ломоносова по телефону 8(8182)21−61−00