среда, 30 сентября 2020 г.

Психологу о профессионально-важных качествах лётчиков.


Есть мнение, что профессионально-важные качества лётчиков во всех видах военной авиации одинаковые. Однако, это не так. 

Сегодня пост о профессионально-важных качествах лётчиков высокоманевренной (истребительной) авиации. 

В военной авиации функциональная надежность летного состава находится в прямой зависимости от устойчивости их организма к воздействию стресс-факторов авиационного полета. 

При этом природа этих стресс-факторов и характер их воздействия на организм в различных видах военной авиации существенно отличаются. 

Например, поведенческие особенности летчиков высокоманёвренной авиации (ВМА) обусловлены такими психологическими и физическими факторами, как:

одиночное пребывание в кабине самолета, 

одновременный контроль большого количества навигационных и пилотажных приборов, 

осуществление связи с летчиками других самолетов и руководителем полетов, 

управление системами вооружения, 

при том что все это осуществляется на фоне значительных динамичных изменений пространственного положения самолета в процессе выполнения боевых задач, воздействия разнонаправленных пилотажных перегрузок и жесткого лимита времени. 

Ниже представлены наиболее важные ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ АВИАЦИИ (ВМА): 

оптимальное функциональное состояние, характеризующее уровень физиологической активности основных систем организма; 

динамические характеристики психической деятельности, обусловленные скоростью протекания психических процессов;  

высокая нервно-психическая устойчивость; 

устойчивость к пилотажным перегрузкам; 

устойчивость к вестибулярным раздражителям различной природы; 

устойчивость к циркуляторной и высотной гипоксии. 

Летчик, организм которого обладает нужными ему свойствами, легко переносит действие профессиональных факторов, в противном случае его организм работает с перенапряжением, что приводит к истощению функциональных резервов и снижению качества профессиональных действий. 

Постоянное перенапряжение приводит не только к снижению качества пилотирования и риску авиационных происшествий, но и порождает такие проблемы, как сокращение сроков профессионального долголетия и увеличение процента дисквалификации летчиков по состоянию здоровья. 

Необходимый уровень подготовки летчика для ВМА достигается к 28‒30 годам, что обходится государству очень дорого. 

При этом более 80 % летчиков высокоманевренных самолетов утрачивают профессию по медицинским показателям в возрасте 32‒35 лет. 

Физиологические причины снижения функциональной надежности возникают закономерно, поскольку в специфических условиях экстремальной ситуации авиационного полета на организм летчика действуют факторы, которые нельзя устранить и которые в своих крайних проявлениях нарушают физиологические процессы регулирования жизненно важных систем. 

Максимальная нагрузка при этом ложится на кардиореспираторную, нейроэндокринную и вестибулярную системы, которые начинают работать с перенапряжением. 

В этом случае сильные физиологические сдвиги есть закономерный физиологический ответ на действие раздражителя, превышающего функциональные возможности летчика.

Подобное часто происходит при детренированности организма, из-за чего даже слабые и средние по абсолютной величине раздражители могут вызвать стрессовую реакцию.

Причины снижения профессиональной надежности летчиков военной авиации:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ. 

Уровень тренированности кардио-респираторной системы и системы нейрогуморальной регуляции не соответствует требованиям профессии.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ. 

Недостаточный уровень развития систем организма, обеспечивающих формирование и качественную реализацию профессиональных навыков; сенсо- и психомоторное утомление, связанное с профессиональной деятельностью.

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ. 

Несоответствие состояния суставосвязочного аппарата двигательной специфике; недостаточный уровень развития профессионально важных физических качеств необходимых для реализации специальных навыков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ. 

Неуверенность в собственной готовности к действию в экстремальных обстоятельствах. 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ. 

Несоответствие методологической и методической направленности функциональной подготовки специфике профессии.

воскресенье, 27 сентября 2020 г.

Психологам обновили программное обеспечение на АРМ ВП.


Психологи освоили новый подход к профессиональному психологическому отбору кандидатов для обучения в военных вузах.

Департаментом психологической работы Министерства обороны Российской Федерации на базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны проведён инструкторско-методический сбор специалистов психологической работы военных образовательных организаций высшего образования Минобороны Российской Федерации по вопросам профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в вузах, являющегося одним из основных направлений модернизации военного образования. 

В работе сбора принимали участие 69 специалистов психологической работы и профессионального психологического отбора из 36 вузов Минобороны России. 

Занятия проводили ведущие сотрудники Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, ООО «НПЦ ДИП», ООО «Инновационные психотехнологии». 

Психологи изучили новые методические рекомендации по определению профессиональной психологической пригодности в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на обучение по программам высшего образования в военных учебных заведениях Минобороны России. 

В ходе занятий, представив себя в роли абитуриентов, специалисты психологических служб военных вузов прошли психологическое обследование по новым методикам, на собственном опыте проверили их качество. 

Методические рекомендации разработаны по результатам исследований сотрудников Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова совместно со специалистами научно-практического центра Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Методические рекомендации утверждены заместителем Министра обороны Российской Федерации – начальником Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации в 2020 году. 

Представленный методический подход ориентирован, в первую очередь, на оценку профессионально важных качеств и личностных особенностей кандидатов, необходимых для успешного овладения выбранной специальностью офицера, 

а также наличия или отсутствия признаков склонности к различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения. 

В новой тестовой батарее реализован интегрированный подход к оценке профессиональной психологической пригодности кандидатов с учетом их психологических, социально-психологических и психофизиологических характеристик. 

В рамках сбора проведено обновление специального программного обеспечения автоматизированных рабочих мест военного психолога (АРМ ВП). 

По итогам работы сбора проведен круглый стол по актуальным вопросам проведения профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в вузах, сообщает сайт Минобороны России.

суббота, 26 сентября 2020 г.

Диагностическое обследование в рамках аттестации на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД.


Психологи Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи (УФ ЦЭПП) МЧС России ежегодно проводят психодиагностическое обследование в рамках аттестации на право ведения боевых действий по тушению пожаров в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗОД) курсантов Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России. 

Курсанты третьего курса проходят аттестационные мероприятия на право работы в СИЗОД, в рамках которых оцениваются уровень теоретических знаний, показатели физического развития и работоспособности, а также психофизиологического состояния

Для того чтобы дать комплексное заключение о психофизиологическом состоянии аттестуемого, психолог оценивает сосредоточенность внимания, скорость восприятия и переработки информации, проводит исследование кратковременной слуховой и зрительной памяти, сформированности технического мышления. 

С помощью опросных методов оценивается уровень тревожности и нейротизма. 

Завершаются аттестационные мероприятия проверкой практических навыков работы в газодымозащитной камере. 

 «Работа по ликвидации пожаров связана не только с высокими физическими нагрузками, но и с психоэмоциональным напряжением

Психодиагностическое обследование дает понимание, в какой степени индивидуально-психологические качества курсантов соответствуют требованиям деятельности в непригодной для дыхания среде. 

От правильности действий и принятых решений может зависеть жизнь и здоровье не только пострадавших, но и их собственная, поэтому мы с особым вниманием относимся к данному виду диагностических мероприятий», – прокомментировала психолог Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Анна Балакаева.


Уральские психологи МЧС России провели психодиагностическое обследование газодымозащитников.


25 сентября психологи Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России провели психодиагностическое обследование курсантов 3 курса Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России в рамках аттестации на право ведения боевых действий по тушению пожаров в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.

Курсанты третьего года обучения проходят аттестационные мероприятия на право ведения работ в СИЗОД. 

В рамках аттестации оценивается уровень теоретических знаний, показатели физического развития и работоспособности, а также психофизиологическое состояние. 

Во время аттестации психологи изучают такие показатели, как объем слуховой и зрительной памяти, наблюдательность, скорость переработки информации и точность восприятия. 

Кроме того, важными для диагностики являются сформированность технического мышления, а также уровень тревожности. 

«Психодиагностическое обследование в рамках аттестации на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД дает понимание, в какой степени у курсантов сформированы индивидуально-личностные качества и насколько они соответствуют требованиям профессиональной деятельности

а также смогут ли курсанты эффективно решать поставленные перед ними задачи, ведь работа пожарных связана не только с высокими физическими нагрузками, но и с эмоциональным напряжением», – прокомментировала психолог отдела психологической психофизиологической диагностики Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Ксения Ионова.

пятница, 25 сентября 2020 г.

Психологи МЧС использовали УПФТ -1/30 «Психофизиолог» для обследования пожарных в Забайкалье.


Дальневосточные психологи провели психодиагностическое обследование отдаленного подразделения МЧС России Забайкальского края. 

Специалисты Дальневосточного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России провели мониторинговое психодиагностическое обследование личного составав 31 ПСЧ 3ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, которое сопровождалось психопрофилактическими и психокоррекционными мероприятиями с использованием мобильного психофизиологического оборудования. 

Профессиональная деятельность работников пожарной части протекает в особых условиях, связанных с постоянным психоэмоциональным напряжением. 

Комплексная диагностика позволяет своевременно выявлять признаки профессионального и эмоционального выгорания, спрогнозировать возможные риски в профессиональной деятельности пожарных. 

Работа психологов включала в себя несколько этапов: на первом было проведено психологическое тестирование, на втором психофизиологическое обследование с использованием устройства психофизиологического тестирования УПФТ -1/30 «Психофизиолог».

Далее – проводились психопрофилактические занятия и индивидуальная работа с личным составом пожарных расчётов. 

Психодиагностическими и психопрофилактическими мероприятиями было охвачено 40 пожарных.

«Наша пожарная часть – это одно из отдаленных подразделений Забайкальского края. В связи с этим полноценное психологическое сопровождение личного состава затруднено.

Мероприятия, которые были проведены психологами, очень важны для поддержания здоровья и психологического состояния пожарных», – прокомментировал начальник 31 ПСЧ Алексей Лапшаков.

четверг, 24 сентября 2020 г.

Пожарные Свердловской области завершили курс психологической подготовки.


Как сообщает сайт МЧС России, специалисты Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи завершили курс психологической подготовки для сотрудников 71 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области. 

Занятия проводились в течение двух месяцев сразу во всех подразделениях отряда: 71 пожарно-спасательной части в г. Верхотурье, 16 пожарно-спасательной части в г. Новая Ляля и на отдельном посту с. Дерябино. 

В этом году тематический раздел учебно-методического курса был посвящен теме «Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля». 

На занятиях пожарные изучали стадии и виды стресса, механизмы его накопления и способы профилактики, рассмотрели планирование профессионального развития, а также на практике вспомнили методы и приемы психологической саморегуляции. 

Курс занятий завершился срезом знаний в формате теста. 

«Вопросы профессионального стресса и сохранения здоровья всегда являются актуальными, поскольку деятельность пожарных неразрывно связана с высокими физическими и психологическими нагрузками. 

Пожарным важно знать, как быстро и эффективно справляться с негативными состояниями, чтобы быть в боевой готовности прийти на помощь людям и быть эффективными в повседневной деятельности. 

Поэтому занятия с психологами крайне важны и своевременны для сотрудников нашего отряда», – рассказал заместитель начальника 71 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области Сергей Татаринов.

На Урале состоялось заседание Общественного совета Общества психологов силовых структур.


16 сентября на базе Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России состоялось XXIV заседание Уральского отделения Общественного совета Общества психологов силовых структур. 


Ввиду нестабильной эпидемиологической обстановки на территории Свердловской области было принято решение провести мероприятие в дистанционном формате на платформе Zoom. 

Программа заседания включала обсуждение решений, принятых на предыдущей встрече, рассмотрение регламента проведения фотоконкурса «Внутренний мир»

который ежегодно проводится Центром экстренной психологической помощи МЧС России. 

Кроме того, в рамках заседания прошел учебно-методический семинар по теме «Содержательные аспекты групповых занятий»

Специалистам Уральского филиала в торжественной обстановке были вручены членские билеты Общества психологов силовых структур

 «Несмотря на дистанционный формат нашего мероприятия, сегодня мы смогли обсудить актуальные вопросы, поделиться профессиональными наработками и ценным опытом. 

Важно, что даже в период действия ограничительных мер нам удается поддерживать межведомственное взаимодействие на высоком уровне», – отметила заместитель начальника межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН России по Свердловской области Елена Степанова.

Психологическая служба МЧС России и Центр экстренной психологической помощи отметили 21-ю годовщину.


17 сентября психологическая служба МЧС России и Центр экстренной психологической помощи отметили свой профессиональный праздник – 21 год со дня образования. 

Сегодня психологическая служба МЧС России объединяет специалистов, которые работают в Центре и его филиалах в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге.

Специалистов-психологов в территориальных органах, пожарных и спасательных отрядах, воинских частях, учебных заведениях и организациях ведомства.

Это более 800 специалистов во всех регионах Российской Федерации, которые каждую минуту готовы прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. 


За более чем два десятилетия работы Центра экстренной психологической помощи МЧС России психологи помогли пострадавшим людям в более 130 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба, участвовали в десятках международных гуманитарных операций. 

Психологами МЧС России создана уникальная система оказания экстренной психологической помощи пострадавшим, которая позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим при ЧС различных масштабов – от локальных до международных. 


За последнее время психологи МЧС России работали в зоне таких чрезвычайных ситуаций, как крушение самолета АН-148 рейса 6В-703 "Москва-Орск" в Раменском районе Московской области (2018 г.), пожар в ТРЦ «Зимняя вишня», г. Кемерово,
Кемеровская область (2018 г.), взрыв в подъезде жилого дома, г. Магнитогорск (2018 г.), авиакатастрофа SuperJet100 в Шереметьево (2019 г.), взрывы в порту Бейрута (2020 г.). 

Ежегодно в области обеспечения готовности МЧС России к реагированию на чрезвычайные ситуации психологи проводят более 230 тысяч мероприятий по сопровождению деятельности личного состава, что позволяет специалистам эффективно выполнять профессиональные задачи, работая в условиях экстремальных нагрузок. 


Кроме того, психологи постоянно совершенствуют свои навыки и методы работы. 

За 21 год специалистами разработаны и внедрены в деятельность собственные уникальные дистанционные технологии консультирования, которые позволяют получать квалифицированную психологическую помощь и психологическую поддержку по любым вопросам. 

При этом специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России являются основоположниками нового направления в психологической науке – экстремальной психологии


С 2016 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова открыта кафедра экстремальной психологии, которую возглавляет директор Центра Юлия Сергеевна Шойгу. 

Ежегодно лучшие выпускники этой кафедры пополняют ряды специалистов психологической службы. 

Свой вклад в работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций психологи МЧС России вносят, продвигая в общество идеи культуры безопасности, оказания первой помощи и психологической поддержки, а также в области обновления предмета ОБЖ. 


За 21 год работы психологи МЧС России, завоевав уважение и признание сотен тысяч россиян и иностранных граждан, стали профессионалами в своей сфере, что позволяет им делиться накопленным опытом не только с другими ведомствами, но и с зарубежными коллегами. 

Значимость вклада психологической службы в деятельность системы МЧС России и профессионализм психологов отмечены государственными и ведомственными наградами.

В 2019 году коллектив Центра экстренной психологической помощи МЧС России был удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

Психологи МЧС России поделились опытом работы в условиях пандемии.


17 сентября в рамках онлайн конференции «Роль психологической науки в борьбе с COVID-19» специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России поделились собственным опытом работы в условиях пандемии. 

Модератором секции выступила директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу. 

«В острый период пандемии все мы работали в новом, непривычном для нас формате

Нам приходилось подстраивать привычные алгоритмы работы под экстраординарную ситуацию и, надо сказать, масштабная инфраструктура для организации борьбы с пандемией и информированием населения была развернута в кратчайшие сроки. 

Вместе с тем, сложившаяся ситуация, помимо того опыта, который мы получили, помогла увидеть новые возможности и перспективы для деятельности специалистов-психологов», - отметила директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России. 

В ходе дискуссии специалисты обсудили результаты общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе, в рамках которой была организована работа по оказанию помощи пожилым, маломобильным гражданам и медицинским сотрудникам во время пандемии коронавируса. 

Также участники подробно рассмотрели вопросы психологического просвещения и информирования населения, отдельно проанализировали случаи оказания дистанционной помощи людям, которые испытывали трудности различного характера, находясь в режиме самоизоляции на протяжении нескольких месяцев. 


По словам специалистов, самые частые запросы касались таких тем, как страх, тревога, беспокойство за себя и близких, переживание за будущее устройство, поскольку люди не понимали, как будет развиваться ситуация, сложности в отношениях, трудности в адаптации к новым условиям жизни и др. 

В рамках активной дискуссии был сделан вывод о необходимости координации усилий по психологическому просвещению населения. 

Участие в обсуждении приняли представители Общероссийского Народного Фронта, ГБУ Московская служба психологической помощи населению, а также специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России и его филиалов. 

Психологи Центра экстренной психологической помощи МЧС России выразили благодарность врачам, которые приняли на себя первый удар в борьбе с вирусом. 

И в 21-й день рождения психологической службы МЧС России подготовили для медицинских работников видеоролик, в котором отметили профессионализм и добросовестный труд врачей, самоотверженно выполнявших свою работу в чрезвычайно сложных условиях.

УПФТ-1/30 «Психофизиолог» в помощь психологам МЧС России.


Уральские психологи провели плановое мониторинговое психодиагностическое обследование в подразделениях МЧС России. 

С 14 по 18 сентября специалисты Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России провели мониторинговое психодиагностическое обследование личного состава 15 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области. 

Как сообщает сайт МЧС России, подобные исследования проводятся один раз в два года.

Их цель – динамическое наблюдение за психологическим состоянием личного состава Министерства в период прохождения службы. 

Мониторинговые обследования направлены на выявление наличия или степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью. 


Процедура тестирования проходит в три этапа: применяются тестовые методики, которые помогают выявить и оценить выраженность изменений в эмоциональной и личностной сферах, психофизиологическое обследование с использованием специального оборудования и индивидуальная беседа

«Эффективность деятельности пожарных напрямую связана с их профессиональным здоровьем и долголетием. 

Отследить негативные последствия накопленного стресса нам помогают специалисты Уральского филиала. 

После того, как будут сформированы результаты диагностических обследований, мы совместно с психологами спланируем проведение психопрофилактических мероприятий», – рассказал начальник 15 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области Денис Гашков. 

Какие методики, применяются для оценки выраженность изменений в эмоциональной и личностной сферах личного состава, на сайте не уточняется. 

В качестве специального оборудования, специалисты Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России используют устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог».

В Ярославле прошел сбор психологов вузов Минобороны РФ.


Лидия Волошина, Вадим Шаталов и Владислав Юсупов провели инструкторско-методический сбор с психологами ВУЗов Минобороны РФ в Ярославле. 

На базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны Департаментом психологической работы Министерства обороны Российской Федерации проведён инструкторско-методический сбор специалистов психологической работы военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России по вопросам профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в вузах. 


В работе сбора приняли участие 69 специалистов психологической работы и профессионального психологического отбора из 36 вузов Минобороны России. 

Занятия проводили начальник отдела (организации профессионального психологического отбора и психологического сопровождения в вузах) Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации Лидия Волошина, 

старший научный сотрудник научно-практического центра Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Вадим Шаталов, 

начальник научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения) научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Владислав Юсупов. 


Психологи изучили новый методический аппарат по определению профессиональной психологической пригодности в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на обучение по программам высшего образования в военных учебных заведениях Минобороны России. 


В ходе занятий, представив себя в роли абитуриентов, специалисты психологической работы военных вузов прошли психологическое обследование по новым методикам, на собственном опыте проверили их качество. 


Представленный методический подход ориентирован, в первую очередь, на оценку профессионально важных качеств и личностных особенностей кандидатов, необходимых для успешного овладения выбранной специальностью офицера, 

а также наличия или отсутствия признаков склонности к различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения. 


По итогам работы сбора проведен круглый стол по актуальным вопросам проведения профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в вузах, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.





Новый подход к профотбору кандидатов для обучения в военных вузах.


Психологи освоили новый подход к профессиональному психологическому отбору кандидатов для обучения в военных вузах.

Департаментом психологической работы Министерства обороны Российской Федерации на базе Ярославского высшего военного училища ПВО проведён инструкторско-методический сбор со специалистами психологической работы военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России по вопросам профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в вузах. 

В работе сбора принимали участие 69 специалистов психологической работы и профессионального психологического отбора из 36 вузов Минобороны России. 

Занятия проводили ведущие сотрудники Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова. 

Специалисты изучили новый методический аппарат по определению профессиональной психологической пригодности в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на обучение по программам высшего образования в военных учебных заведениях Минобороны России. 

В ходе занятий, представив себя в роли абитуриентов, специалисты психологической работы военных вузов прошли психологическое обследование по новым методикам, на собственном опыте проверили их качество. 

Методические рекомендации разработаны по результатам исследований сотрудников Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова совместно со специалистами научно-практического центра Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждены заместителем Министра обороны Российской Федерации – начальником Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации в 2020 году. 

Представленный методический подход ориентирован, в первую очередь, на оценку профессионально важных качеств и личностных особенностей кандидатов, необходимых для успешного овладения выбранной специальностью офицера. 

А также наличия или отсутствия признаков склонности к различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения. 

По итогам работы сбора проведен круглый стол по актуальным вопросам проведения профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в вузах, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.

Военных психологов будут готовить при Главном храме Вооружённых Сил.

Традиционно в России православные монастыри и храмы нередко становились крупными просветительскими центрами. 

Будучи оплотом духовности, они часто играли важную роль ещё и как центры милосердия, образования и культуры. 

Неудивительно, что уникальный по идее своего создания Главный храм Вооружённых Сил России не остался в стороне от этой деятельности. 

Военный духовно-просветительский центр, как неотъемлемая часть храмового комплекса, призван стать местом проведения большого количества образовательных мероприятий.

Одним из направлений его деятельности станет повышение профессионального мастерства психологов Вооружённых Сил. 

Растущая потребность Вооружённых Сил России в квалифицированных специалистах-психологах и высокая заинтересованность самих военнослужащих в формировании новых компетенций и получении специальных знаний актуализирует поиск различных форм подготовки специалистов. 

Со 2 сентября на базе центра начались первые занятия по программе повышения квалификации начальников групп психологической работы воинских частей. 

В течение учебного года предусмотрена подготовка офицеров по двум направлениям дополнительного профессионального образования: «Организация психологической работы в воинской части» и «Основы психологической подготовки». 

Отличительная черта этих программ – их практическая направленность, учёт современного опыта применения войск. 

Занятия будут проводить представители профессорско-преподавательского состава Военного университета Министерства обороны Российской Федерации с участием специалистов Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации. 

Оснащение учебной аудитории необходимыми в практической работе психологов техническими средствами позволит слушателям получить навыки использования инновационных методов психодиагностики, 

а обширная библиотека духовно-просветительского центра, представленная в том числе и в электронном виде, поможет найти ответ на любой профессиональный вопрос. 

В будущем на базе военного духовно-просветительского центра планируется реализовать программу профессиональной переподготовки по специальности «Психология служебной деятельности». 

Этот вид дополнительного образования откроет перед военнослужащими много новых перспектив профессионального и карьерного роста, 

а для специалистов с гражданским психологическим образованием станет возможностью в короткие сроки изучить специфику психологической работы в Вооруженных Силах. 

Воспользоваться этой формой обучения смогут все, кто имеет законченное высшее образование и готов связать свою профессиональную деятельность с Вооружёнными Силами. 

После окончания курса обучения специалист получит полноценный диплом о профессиональной переподготовке, который позволит работать в новой сфере. 

С каждым годом круг охватываемых направлений дополнительной подготовки психологов ширится с учётом современных вызовов Психологической службе Вооружённых Сил.

Интерактивный анатомический стол «Пирогов» установлен в Школе сестёр и братьев милосердия.



Интерактивный анатомический стол «Пирогов» установлен в Школе сестёр и братьев милосердия филиала Военно-Медицинской Академии имени С.М.Кирова, которая начала свою работу в Военном духовно-просветительском центре при Главном храме Вооружённых Сил РФ.

Возможности интерактивного стола.

3D-МОДЕЛЬ ТЕЛА В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ. 

Масштаб изображений 1:1.

Реалистичные 3D-модели женского и мужского тела в натуральную величину. 

Анатомию предлагается изучить по системам человеческого тела, послойно, либо по частям тела.
ВСЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОГРОМНОГО ЭКРАНА ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ.

Инфракрасный метод в основе touch screen дает свободу работы. 

Можно работать, ручкой, указкой, рукой, — не важно, движение руки распознается ДО момента касания. 

Экран защищает закаленное стекло.

ПРОСТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВРАЩАТЬ, МАСШТАБИРОВАТЬ И ПЕРЕМЕЩАТЬ 3D-МОДЕЛИ. 

Продуманный touch-интерфейс позволяет с легкостью манипулировать всем набором из тысяч 3D-объектов, сгруппированных по слоям и системам.

Создание пользовательских сцен для иллюстрирования самых редких анатомических случаев еще никогда не было таким простым.

МОЩНОЕ ЖЕЛЕЗО. 

Плавный (smooth) интерфейс без задержек и рывков изображения.

Жесты управления как в смартфоне. 

Компьютер последнего поколения постоянно обновляется. 

Экономичное энергопотребление и безопасная эксплуатация.

4 режима интерактивного обучения.

ПРОСМОТР. 

3D-модель человеческого тела в натуральную величину, а также долевое и сегментарное строение более 6000 объектов человеческого тела, внутриорганные структуры и связочный аппарат. 

Реалистичный уровень детализации 3D-модели тела.

Все объекты анатомии сопровождаются наименованиями и описаниями на русском (английском) и латинском языках.

СРАВНЕНИЕ. 

База типовых патологий органов. 

Сравнение парных органов, нормы и патологии, различных патологий. 

Выбранные для сравнения 3D-объекты сопровождаются подробными текстовыми описаниями и информативными материалами.

Снимки с гистологических препаратов.

ДИАГНОСТИКА. 

Режим «Диагностика» позволяет интерактивно изучать диагностическую информацию: КТ, МРТ – аксиальные, фронтальные и поперечные срезы; 

УЗИ – снимки представлены в фиксированных позициях датчика для различных органов.

Возможность сравнения диагностических данных в 2D c 3D-моделями тела максимально приближает процесс к реальным условиям работы врача.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. 

Преподаватели имеют возможность самостоятельно создавать тесты для студентов по своим курсам лекций. 

Любой вопрос может быть привязан к 3D модели, а в качестве ответа на вопрос студенту предлагается выбрать правильный анатомический объект в 3D-сцене.

В базе интерактивного анатомического стола: 4000 3D-объектов, 300 естественных текстур моделей, 12 уровней детализации 3D-модели человека, 100 типовых патологий, 4 Гб пополняемой диагностической информации.

Подробней - https://nash-pirogov.ru/


вторник, 22 сентября 2020 г.

Военное духовенство повышает квалификацию.

Помощники командиров частей и соединений Вооруженных Сил РФ по работе с верующими проходят двухмесячные курсы в недавно открытом Военном духовно-просветительском центре Министерства обороны РФ на территории Главного храма Вооруженных Сил РФ в подмосковной Кубинке.

суббота, 19 сентября 2020 г.

Система управления риском травматизации Trauma Risk Management (TRiM).

Уважаемый Юрий! 

В 2014 году в издательстве Графос в Барселоне вышел двухтомный труд Mark Neville, Jamie Hacker Hughes «Battle Against Stigma» (Битва против стигмы), посвящённый исследованию психологических последствий участия военнослужащих в боевых действиях. 

Один из авторов — профессор Джейми Хакер Хьюз — бывший президент Британского общества психологов и главный военный психолог. 

Второй автор — Марк Невил — военный фотограф. 

В книге описывается британская модель психологической помощи участникам боевых действий. 

Первым эшелоном такой помощи является созданная в 2008 году система управления риском травматизации (Trauma Risk Management - TRiM), представляющая собой структурированное общение специально подготовленных военнослужащих с теми, кто нуждается в сочувствии и психологической поддержке. 

Авторы отмечают, что с 2008 года в Вооружённых Силах Великобритании было подготовлено более 10 000 таких боевых психологических активистов — специалистов по индивидуальной и групповой вспомоществующей коммуникации. 

Они организуют беседы с военнослужащими в боевой обстановке, в период передышек между боевыми действиями. 

В их подготовке участвуют как военные психологи высшего эшелона, военно-медицинские работники, так и гражданские психологи, которые плотно работают с военнослужащими. 

С уважением, Александр Караяни.

p.s. Главное, что выделяется категория боевого психологического актива и осуществляется его обучение.


Технология психологической поддержки участников боевых действий "TRiM" (Trauma Risk Management).

Боевая психология.

Профессор Александр Караяни представляет британскую технологию психологической поддержки участников боевых действий "TRiM" (Trauma Risk Management).
 
Анализируются её возможности, раскрывается схема её осуществления, проводится критический анализ её использования.

Trauma risk management (TRiM) is a method of secondary PTSD (and other traumatic stress related mental health disorders) prevention. 

The TRiM process enables non-healthcare staff to monitor and manage colleagues.
TRiM training provides TRiM Practitioners with a background understanding of psychological trauma and its effects.

TRiM is a trauma-focused peer support system and the way it works is wholly compliant with the PTSD management guidelines produced by the National Institute for Health and Care and Excellence.

Trauma risk management Practitioners are trained to carry out an interview which identifies a number of risk factors which, when present, increase the likelihood that an individual may suffer poor longer term mental health as a result of a traumatic event.

The initial TRiM interview takes place with an individual, 72 hours after a traumatic incident.
People who score highly on this initial interview are provided with extra support by colleagues, and where appropriate, line managers.

A follow up TRiM interview is then carried out approximately one month later to assess how well people have come to terms with the traumatic event at that point.

Individuals who are found to have persistent difficulties at this point are encouraged and assisted to seek a professional assessment in order to access any specific treatment they require.

TRiM originated within the UK military after previously-used reactive single session models of post incident intervention, such as Critical Incident Stress Debriefing, were subject to scientific scrutiny and shown to not just lack effectiveness but also have the potential to do harm.

Подписывайтесь на канал профессора Александра Караяни на YouTube!


Обратная связь.
 

Юрий: Александр Григорьевич, большое спасибо за новую информацию, услышал подтверждение своим мыслям и наблюдениям про дебрифинг - о сложности его проведения "неучастником события". 

С точки зрения "хорошо информированного оптимиста" возникает ряд вопросов: 

- Кто подготовил и научил эти "тысячи тримеров" при малом количестве штатных психологов? 

- При численности ВС Великобритании около 200 тыс. получается, что "психологический актив" составляет более 1% от л/состава, включая высшее руководство? 

- А может эти "тримеры" нашли более эффективный и короткий путь снятия стресса - отсюда и повышенное пьянство?)) 

Просто сложно представить, что нештатный психолог будет каким-то образом фиксировать результаты всех этапов работы по этой методике - ведь как-то результаты все равно надо фиксировать). 

Просто ремарка о "побочных эффектах" методики заставила подумать "А как бы я это внедрил, а что мешает?" 

Александр Караяни: Я думаю, что здесь, как всегда, прописан идеальный вариант. 

На деле же всё проще и заключается в выявлении симптомов и помощи в их отреагировании. 

Главное, что выделяется категория боевого психологического актива и осуществляется его обучение.

Психотехника "Корсет уверенности" от профессора Александра Караяни.


Дорогие друзья! 

Профессор Александр Караяни презентует мощную психотехнику быстрого создания ощущения уверенности в себе в ситуациях, когда обстановка или окружающие люди предъявляют к требования, которые, по вашему мнению, превышают ваши возможности и ресурсы. 

Подписывайтесь на канал профессора Александра Караяни на YouTube!

 

Психотехника "Вавилонский базар" от профессора Александра Караяни.

Дорогие друзья! 

Профессор Александр Караяни представляет авторскую психотехнику работы с психологическими проблемами людей в процессе групповой психологической помощи "Вавилонский базар". 

Методика позволяет привлекать опыт участников тренинговой группы как ресурс решения конкретных психологических проблем людей. 


Психотехника разработана А.Г. Караяни и Ю.М. Караяни в 2002 г. и апробирована в ходе проведения "Я-гармонизирующих" тренингов с инвалидами и ветеранами боевых действий (см. : Караяни А.Г. Психология боевого стресса и стресс-менеджмента. М. : Юрайт, 2020. С. 118). 

Подписывайтесь на канал профессора Александра Караяни на Ютубе!


Психотехника "Корсет уверенности" от Александра Караяни

пятница, 18 сентября 2020 г.

Знай наших! Анна Смирнова - лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России 2020».


На Камчатке завершился региональный этап всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России 2020».

Конкурс прошёл на Камчатке в девятый раз. 

Заочный этап конкурса проходил с 18 по 20 марта, очный стартовал 14 сентября. 


В течение четырёх дней на базе Камчатского института развития образования участники проходили конкурсные испытания – проводили мастер-классы, на которых демонстрировали методики и техники, используемые в своей работе педагога-психолога.

Участвовали в испытаниях «Профессиональный квест» и «Профессиональный кейс».

Педагогам-психологам раздали протоколы диагностического обследования ребенка, соответствующие возрастной категории, с которой работает конкурсант (дошкольники или школьники). 

В течение двух часов участники конкурса подготовили по данному протоколу заключение с рекомендациями.

Конкурсное испытание «Профессиональный кейс». 

Педагог-психолог на реальных примерах «окунается» в насущную проблему.

Задача: провести анализ, предложить возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

15 сентября участники прошли конкурсное испытание «Мастер-класс».

17 сентября состоялось торжественное закрытие конкурса и объявление победителя.


Лауреатами регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России - 2020» стали: психолог 58 армии Южного военного округа, а ныне педагог-психолог Вилючинской школы №2 Анна Смирнова и педагог-психолог Петропавловской школы №36 Анна Терновецкая. 

Оба лауреата получили дипломы, памятные подарки и денежные сертификаты.

Победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России - 2020» объявлена педагог-психолог из детского сада №1 «Ласточка» Елизовского района Ирина Шпилевая.



«Я со студенчества не участвовала в конкурсах и каких-то соревнованиях, а в этом году мне прямо захотелось какого-то адреналина, ярких впечатлений, связанных с моей профессиональной деятельностью, и я решила принять участие в конкурсе. 

Эта неделя очных испытаний была для меня очень волнительной, особенно переживала за конкурс «Мастер-класс», ведь мы, конкурсанты, участвовали в мастер-классах друг друга, хотелось не подвести коллег, но в то же время хорошо показать и свой опыт. 

Не ожидала, что стану победителем, все конкурсанты были очень сильными соперниками и настоящими профессионалами своего дела», - поделилась своими впечатлениями победитель регионального конкурса «Педагог-психолог России» Ирина Шпилевая.

Также каждого участника отметили дипломами победителей в разных номинациях: 

педагога-психолога центра развития ребенка-детский сад №2 Петропавловска-Камчатского Ольгу Еремееву - в номинации «Вдохновение», 

педагога-психолога Петропавловского детского сада №40 Любовь Суртаеву - в номинации «Радость творчества», 

педагога-психолога Петропавловской школы №36 Анну Терновецкую - в номинации «Методический поиск», 

педагога-психолога Вилючинской школы №2 Анну Смирнову – в номинации «Оптимизм и активная профессиональная позиция», 

педагога-психолога детского сада №1 «Ласточка» Елизовского района Ирину Шпилевую - в номинации «Шаг в науку».

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» проводится с 2007 года. 

Учредители и организаторы: Министерство просвещения Российской Федерации, Федерация психологов образования России и Центр защиты прав и интересов детей.

Педагог-психолог Анна Смирнова взяла новую профессиональную высоту.


Поздравляем! 

В недавнем прошлом армейский психолог из Северной Осетии, финалист Всеармейского конкурса специалистов психологической работы в Балтийске, 

а ныне лучший педагог-психолог "осиного гнезда" - города Вилючинска на Камчатке Анна Смирнова (Графчикова) взяла новую профессиональную высоту. 

Анна Владимировна стала лауреатом регионального этапа Всероссийского конкурса на звание "Лучший педагог-психолог России", который прошел в Петропавловске-Камчатском. 

Что особенно приятно, что Анна Смирнова ныне работает психологом в той самой школе номер 2 в микрорайоне Рыбачий, которую я окончил в своё время. 


Кстати, одна из моих одноклассниц Анна Кедрова - дочь капитана 1 ранга Михаила Кедрова, стала профессиональным психологом и достаточно востребована, как специалист.

После переезда на Камчатку, Анна Смирнова планировала продолжить свою карьеру в качестве флотского психолога, но не сложилось! 

А может, оно и к лучшему! 

От себя лично тепло поздравляю Анюту с новым профессиональным достижением! 

Так держать! 

Думаю, что бывшие сослуживцы и коллеги по психологическому окопу присоединятся к поздравлениям!