Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Часть 1. ПОДДЕРЖКА И ОПОРА (продолжение)
... Помимо перечисленного спектра задач, вполне привычных для профессионалов психологической службы, перед ними периодически ставятся и качественно новые, нетиповые задачи.
Они возникают, как правило, из нестандартных ситуаций, новых требований времени, а также изменяющихся представлений о роли психолога в силовых структурах и понимания того, в каких еще областях деятельности важно учитывать психологические знания.
Яркими примерами «нерегламентированных» задач являются:
оказание психологической помощи личному составу и членам семей военнослужащих при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
сопровождение траурных мероприятий;
участие в установлении причин чрезвычайных происшествий в войсках;
оказание экспертно-аналитической помощи при обращениях командиров и т. д.
Первое массовое привлечение психологов Министерства обороны к действиям в условиях сложной и эмоционально напряженной обстановки произошло в конце 2016 года.
Тогда совместно со специалистами других ведомств они оказывали психологическую помощь семьям погибших в авиакатастрофе самолета ТУ-154 под г. Сочи, который направлялся на авиабазу Хмеймим (Сирийская Арабская Республика).
В 2019 году, к сожалению, произошло много событий такого рода.
Тут можно вспомнить и гибель гидронавтов при аварийной ситуации на борту глубоководного аппарата в Баренцевом море, пожары на складах боеприпасов, авиапроисшествия и др.
Вместе с тем работа военного психолога не ограничивается разовыми выездами или встречами, а носит пролонгированный характер.
Тяжелые, подчас трагические эпизоды, омрачившие будни Вооруженные Сил, неизбежно уходят в прошлое, но даже спустя месяцы психологи продолжают сопровождение (в том числе дистанционное) личного состава, принимавшего и продолжающего принимать участие в ликвидациях ЧС, членов семей погибших военнослужащих, воинских коллективов и руководящего состава.
Вкупе с основными задачами такая миссия требует от психолога высокой квалификации и широкого спектра как универсальных, так и специальных умений.
Методическое обеспечение при этом становится той надежной основой, на которую может опереться военный психолог вне зависимости от своего профиля и опыта работы.
(Продолжение следует).
***
p.s. Терминология "участие в ликвидации последствий ЧС" режет слух, так как применяется в другом силовом ведомстве.
Для Минобороны более характерна терминология "участие в ликвидации последствий происшествий, катастроф".
Крушение в 2016 году ТУ-154 под г.Сочи можно квалифицировать, как авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа).
Первое массовое привлечение психологов Тихоокеанского флота к действиям в условиях сложной и эмоционально напряженной обстановки произошло в ноябре 2008 года.
Тогда они оказывали психологическую помощь членам семей погибших на атомной подводной лодке К-152 "Нерпа".
К оказанию психологической помощи экипажу К-152 "Нерпа" привлекались флотские психологи к.п.н. Татьяна Николаевна Берг и к.п.н. Руслан Васитович Кадыров.
Теперь насчёт такой задачи, как сопровождение траурных мероприятий.
Тут бабушка надвое сказала.
Помнится, как-то мне пришлось участвовать в траурных мероприятиях в одной из деревень под Сызранью. Стояла осень, было холодно и лил дождь.
Суровые деревенские трактористы пришли на местное кладбище с топорами.
Кабы чего не вышло, меня с матросами попросили остаться за воротами кладбища, пока мужики под вой матери вскрывали цинковый гроб, как консервную банку.
А потом всей деревней поминали безвременно ушедшего усопшего. Пили гранёными стаканами.
***
И за все типовые и не типовые задачи гражданские психологи ВС получают зарплату размером с МРОТ! А проверка караула по выходным?! У меня в трудовом договоре написано, что рабочая неделя с понедельника по пятницу, никаких графиков нет. И, ещё, за время моей работы никакого нового методического обеспечения не поступало.
ОтветитьУдалитьКоличество задач не соответствует заработной плате вообще!
ОтветитьУдалить