воскресенье, 25 апреля 2021 г.

К.Серганова, О.Корнева. Исследование как искусство. Часть 2. Допустимая погрешность.


Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Журнал Министерства обороны РФ "Армейский сборник" в номере за 16 апреля 2021 года опубликовал статью К.Сергановой и О.Корневой "Исследование как искусство". 

Часть 2. Допустимая погрешность. 

Психологии свойственны широта области знаний, разнообразие подходов к трактовке реальности, противоречивость способов сбора данных и нормативов их трактовки [2].

Подобно тому, как разные науки о человеке фокусируются на разных аспектах его существования, множество школ, течений и специализаций в психологии в совокупности обеспечивают комплексный, вариативный подход к работе с индивидом и социальными группами. 

Так, изучая человека, психофизиолог опирается на показатели частоты и амплитуды волн электрической активности мозга, 

психолог-бихевиорист анализирует набор поведенческих реакций и действий, 

психолог-когнитивист изучает познавательные процессы, 

а специалист по экзистенциальной психологии концентрируется на индивидуальном опыте человека, наполненном уникальными смыслами, и т. д. 

Важно понимать, что каждый из этих научных подходов даст весьма достоверное представление о человеке, но сугубо через призму принятых в нем конкретных исследовательских методов и техник, будь то электроэнцефалограф, психодиагностический тест или беседа. 

Не все из этих методов стандартизированы, не все являются достаточно достоверными, но «психологическое исследование всегда было и остается в известной степени искусством», где методика выступает только инструментом [3, c. 90]. 

Соответственно, один и тот же человек — объект исследования — предстанет перед разными специалистами, компетентными каждый в своей области знаний, с разных сторон. 

Утверждать, что один из подходов в чем-то будет превосходить или уступать другому, здесь не представляется возможным. 

Такое положение дел хорошо иллюстрирует известная восточная притча о том, как однажды ночью в тесном помещении выставили для обозрения слона. 

Любопытные толпами устремились взглянуть на него, но в темноте не смогли ничего увидеть и тогда принялись ощупывать слона, чтобы представить, как он выглядит.

Каждый из посетителей мог ощупать только часть огромного животного и таким образом пытался составить представление о нем. 

Один ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что он похож на огромную колонну. Другой потрогал бивни и сказал, что слон — это острый предмет. 

Третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер и т. д. 

По аналогии с героями этой притчи психолог часто выступает в роли интерпретатора некоего объема информации о человеке. 

При этом он не может однозначно судить, «плох» или «хорош» обследуемый, «годен» он или «не годен» к чему-либо, ведь такого рода оценки тесно связаны с соответствием разных людей разным задачам и ситуациям [3, c. 88].

Как сказал А. Эйнштейн: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». 

И потому надо всегда принимать во внимание то, что точность оценок и прогнозов, даваемых психологом, имеет некоторый предел. 

Она может ограничиваться как набором используемых методов исследований и ситуативными факторами (учесть которые не всегда представляется возможным), так и сложностью изучения феноменологии психического состояния личности (в силу многообразия фактов и явлений, относящихся к этой области и отсутствия строгих критериев их оценки). 

Другой особенностью психологического знания, по природе своей крайне тесно связанного с повседневной жизнью каждого человека, является смешение строгих и устоявшихся научных терминов с бытовым представлением о них. 

Примером этого могут выступить такие понятия, как «депрессия», «психо-соматика», «интроверсия», «психопатия», «созависимость». 

Каждый из этих терминов имеет совершенно определенную, ясную трактовку в психологии и психиатрии, однако, просочившись в обыденную речь, они видоизменились и употребляются уже в искаженном контексте. 

Таким образом, в повседневном общении (в том числе благодаря СМИ и сети Интернет) появились такие слова, как «социопат», «интроверт», «невроз», «психоз», «депрессняк» и т. д. 

Они используются и понимаются людьми без специальной квалификации, соответственно их поверхностным, обрывочным представлениям о науке. 

Именно поэтому в научной психологии сформировалось представление о «житейской» психологии как совокупности тех представлений, которые в обыденной жизни помогают людям понимать друг друга, влиять друг на друга, предсказывать поступки других [4].

Такое житейское знание в той или иной мере формируется в процессе жизни каждого человека, но в отличие от знания научного — систематизированного, проверяемого, тщательно передаваемого от одного носителя к другому — оно подвержено искажениям и субъективизму. 

В результате перед военным психологом возникает еще одна весьма специфическая необходимость: всякий раз при обосновании своей позиции представителям командного звена тщательно подбирать слова, находить дополнительные объяснения, не перегруженные научными выражениями

Выводы, сделанные психологом как специалистом, должны были поняты и приняты командирами подразделений и не восприниматься при этом превратно, в свете стереотипных, «народных» мнений о тех или иных психологических явлениях. 

В связи с этими особенностями в психологии, как и в других отраслях гуманитарных знаний, востребована концепция «взгляда со стороны», которая позволяет отделить научное знание от околонаучных спекуляций, обобщить разнонаправленные представления, существующие в психологии и о психологии, чтобы создать единое суждение о человеке.

Литература: 

2. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27, № 5. — С. 92–100. 

3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. — СПб.: Речь, 2000. — 219 с. 

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

(Продолжение следует)

На фото: Выступление начальника психологической службы Главного военно-политического управления ВС РФ В.Барабанщиковой на научно-практической конференции, посвящённой девиантному поведению, ноябрь 2019 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий