Фактически данный приказ вводит ограничения на трудоустройство дипломированных специалистов с высшим образованием на должности Психологической службы.
В связи с принятым решением, ряд психологов, которые имеют квалификацию отличную от указанной в мартовском приказе МО РФ, попросили меня прокомментировать ситуацию в связи с перспективами своего увольнения.
В Российской Федерации как правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей (ст. 1, ч. 1; ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Исходя из того что возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию представляет собой естественное благо, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности,
Конституция Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения, признает свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.17, ч. 1 и 2; ст. 37, ч. 1).
Свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, которые основаны на личном выполнении работником обусловленной трудовым договором работы и носят длящийся характер.
По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений мартовский приказ МО РФ направлен на исключение замещения должностей в психологической службе лицами, не имеющими высшего психологического образования и профессиональной подготовки соответствующего уровня.
Следовательно, установленные в приказе требования к квалификации психологов должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования.
Мне не известны нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации, в которых разрешена возможность назначения на должности гражданского персонала психологической службы лиц, не имеющих высшего психологического образования.
На основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н), предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могут занимать должности психологов.
При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличается от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.
Полагаю, что при введении в действие мартовского приказа МО РФ не предполагалось увольнение психологов, не имеющих требуемой в соответствии с данным приказом квалификации, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.
По крайней мере, в приказе об этом не сказано.
Как и не сказано, о том, что психологи, не имеющие требуемой в соответствии с данным приказом квалификации, должны пройти переподготовку.
Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда, уровень квалификации лиц (в данном случае психологов), состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе, могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации.
При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно приказа МО РФ гражданский психолог, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.
Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества психолога, не имеющего соответствующей квалификации, но длительное время осуществляющего профессиональную психологическую деятельность,
позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно,
нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемой квалификации создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей.
Соответственно, для проведения эффективной психологической работы нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с психологом исключительно по основаниям, что его квалификация не указана в мартовском приказе МО РФ.
В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя,
а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года № 3-П).
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации такова, что дипломы, каковы они есть в существующем профессиональном образовании, не имеют бесспорного предпочтения, если есть умелый, способный к профессии, в данном случае военного психолога, человек.
Работодателям – командирам воинских частей и организаторам психологической работы имеет смысл учесть, что военнослужащие не настаивают на необходимости проведения с ними психологической работы только специалистов, имеющих диплом «психолога» или «клинического психолога».
Психологическая служба в лице своих руководителей будет несправедлива и поведет себя особенно нерасчетливо, если избавится от специалистов, имеющих отличную от указанной в мартовском приказе МО РФ квалификацию,
упуская из виду, что они добросовестно и качественно, бескорыстным трудом выполняют поставленные задачи по психологическому сопровождению личного состава.
Логичным будет направить таких специалистов на аттестацию, чтобы по её итогам принять кадровые решения (увольнение или переподготовка).
В связи с переподчинением Психологической службе педагогов-психологов суворовских и нахимовского (с филиалами) военных училищ, следует отметить, что данная категория специалистов не указана в мартовском приказе МО РФ, как рекомендованная к приёму на работу.
Значит ли это, что теперь всех педагогов-психологов (в образовательных организациях Министерства обороны РФ и не только) следует уволить?
Также в приказе не указаны и «социологи», хотя должности социологов открыты в штатах региональных и территориальных центров психологической работы, как информирует сайт Минобороны России.
Возможно, должности педагогов-психологов и социологов выведены за скобки специалистов Психологической службы.
Если "педагог-психолог" - не психолог, то кто?! И почему это, педагог-психолог не психолог?! Изначально, данная специальность задумывалась и расшифровывалась как "психолог для сферы образования", но, если у данного специалиста в рамках последипломного образования есть опыт в организациях другой направленности (не образовательного характера) и несколько вариантов повышения квалификации, например, по военной или экстремальной психологии, то, что мешает ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность в силовой структуре?! По-моему, образование педагога-психолога что ни на есть психологическое. Это не учителя, а именно психологи! Психологи с усиленным курсом по возрастной и педагогической психологии в структуре базового своего образования...и они так же, в процессе обучения в ВУЗе проходят базовые психологические дисциплины и формируют необходимый набор компетенций для специалиста-психолога...но, и это сути дела не меняет, если речь идет об опыте и приобретении дополнительных компетенций в последующем обучении. Ко всему нужно подходить разумно и индивидуально...кто-то, после 10 лет практики в образовательном учреждении (допустим) решил пойти в войсковую часть с дипломом "психолог. Преподаватель психологии" не имея должного опыта и уже "заточен" под работу с детьми..., а кто-то уже лет 10 работает в силовой структуре с дипломом "педагог-психолог" и дополнительными курсами повышения квалификации по вопросам практической психологии силовых ведомств...кто же из этих двух специалистов будет более эффективен и компетентен?! Это, конечно вопрос риторический, зависящий от многих факторов и от личности специалиста в первую очередь конечно. Действительно, вопросов сейчас больше чем ответов... А, вообще, конечно бред какой-то...извините за грубость...сделали проблему там, где ее не было...только лишний стресс для действующих специалистов... Люди начали нервничать..., а гражданские специалисты-психологи это вид вымирающий на сегодняшний день... Их беречь надо...
ОтветитьУдалить