Сегодня пост о профессионально-важных качествах лётчиков высокоманевренной (истребительной) авиации.
В военной авиации функциональная надежность летного состава находится в прямой зависимости от устойчивости их организма к воздействию стресс-факторов авиационного полета.
При этом природа этих стресс-факторов и характер их воздействия на организм в различных видах военной авиации существенно отличаются.
Например, поведенческие особенности летчиков высокоманёвренной авиации (ВМА) обусловлены такими психологическими и физическими факторами, как:
одиночное пребывание в кабине самолета,
одновременный контроль большого количества навигационных и пилотажных приборов,
осуществление связи с летчиками других самолетов и руководителем полетов,
управление системами вооружения,
при том что все это осуществляется на фоне значительных динамичных изменений пространственного положения самолета в процессе выполнения боевых задач, воздействия разнонаправленных пилотажных перегрузок и жесткого лимита времени.
Ниже представлены наиболее важные ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ АВИАЦИИ (ВМА):
оптимальное функциональное состояние, характеризующее уровень физиологической активности основных систем организма;
динамические характеристики психической деятельности, обусловленные скоростью протекания психических процессов;
высокая нервно-психическая устойчивость;
устойчивость к пилотажным перегрузкам;
устойчивость к вестибулярным раздражителям различной природы;
устойчивость к циркуляторной и высотной гипоксии.
Летчик, организм которого обладает нужными ему свойствами, легко переносит действие профессиональных факторов, в противном случае его организм работает с перенапряжением, что приводит к истощению функциональных резервов и снижению качества профессиональных действий.
Постоянное перенапряжение приводит не только к снижению качества пилотирования и риску авиационных происшествий, но и порождает такие проблемы, как сокращение сроков профессионального долголетия и увеличение процента дисквалификации летчиков по состоянию здоровья.
Необходимый уровень подготовки летчика для ВМА достигается к 28‒30 годам, что обходится государству очень дорого.
При этом более 80 % летчиков высокоманевренных самолетов утрачивают профессию по медицинским показателям в возрасте 32‒35 лет.
Физиологические причины снижения функциональной надежности возникают закономерно, поскольку в специфических условиях экстремальной ситуации авиационного полета на организм летчика действуют факторы, которые нельзя устранить и которые в своих крайних проявлениях нарушают физиологические процессы регулирования жизненно важных систем.
Максимальная нагрузка при этом ложится на кардиореспираторную, нейроэндокринную и вестибулярную системы, которые начинают работать с перенапряжением.
В этом случае сильные физиологические сдвиги есть закономерный физиологический ответ на действие раздражителя, превышающего функциональные возможности летчика.
Подобное часто происходит при детренированности организма, из-за чего даже слабые и средние по абсолютной величине раздражители могут вызвать стрессовую реакцию.
Причины снижения профессиональной надежности летчиков военной авиации:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ.
Уровень тренированности кардио-респираторной системы и системы нейрогуморальной регуляции не соответствует требованиям профессии.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ.
Недостаточный уровень развития систем организма, обеспечивающих формирование и качественную реализацию профессиональных навыков; сенсо- и психомоторное утомление, связанное с профессиональной деятельностью.
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ.
Несоответствие состояния суставосвязочного аппарата двигательной специфике; недостаточный уровень развития профессионально важных физических качеств необходимых для реализации специальных навыков.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.
Неуверенность в собственной готовности к действию в экстремальных обстоятельствах.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ.
Несоответствие методологической и методической направленности функциональной подготовки специфике профессии.