Принимавшая участие в боевых действиях на Донбассе, ветеран АТО Оксана Якубова вернулась с войны, получив серьезную психологическую травму. Женщина рассказала, как научилась жить после возвращения с передовой.
Заместитель командира 1 батальона по работе с личным составом 54-й отдельной механизированной бригады (ОМБр) СВ ВСУ Оксана Якубова вернулась домой с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
По ее словам, почувствовала это в момент, когда исчез инстинкт самосохранения. После возвращения с войны не могла уснуть в тишине, потому что привыкла спать с включенной рацией.
Дома ни с кем не общалась. Разговаривать женщина начала только в реабилитационном центре, где снимали историю для документального фильма «Невидимый батальон».
«Несколько недель я не могла говорить и не выходила из комнаты. Еду мне приносила девушка сына. Лежала в одном халате, и не переодевалась», – рассказывает 46-летняя женщина-военнослужащая.
По ее словам, не так, как обычно она почувствовала себя еще на передовой. Вернувшись домой, в первые трое суток не могла уснуть.
«Дома сначала долго мылась. Казалось, что запах войны въелся в тело. Форму повесила в шкаф. На следующий день открываю дверцу, а все порохом и железом провоняло. Стирала несколько раз, но ничего не помогало.
Хотела выбросить, но психотерапевт, к которому позже попала уже в больнице, посоветовал оставить. Сейчас могу смотреть на нее спокойно.
Начали раздражать громкие звуки и люди. А потом пропало желание говорить. Неделями лежала в комнате на кровати и молчала», –продолжает участница боевых действий.
Как говорит Оксана, последствия травмы остались и после лечения. «Затем был курс лечения в военном госпитале в Пуще-Водице (Киев). Позволила себя снимать девушкам, которые готовили "Невидимый батальон".
Сейчас не выхожу на улицу без наушников. Слушаю молитвы. Приходится на русском, так как украинского перевода нет.
Тяжелее в транспорте – физически больно, если кто-то случайно меня касается. Стараюсь выезжать рано утром, когда нет толпы.
По вечерам хожу в спортзал и учу английский. Ложусь в двенадцать ночи, просыпаюсь в пять. Так "выматываю" себя, чтобы ночью спать», – делится Оксана Якубова.
Она вспоминает, как в зоне АТО при обстреле чуть не погибла. «Я выхожу в своей футболке, ставлю ногу на землю – и сразу «дискотека» (обстрел. – ред.) началась.
Упала лицом в землю и лежу. Как вдруг слышу – что-то падает на меня. Поняла, что это боец меня собой прикрыл. Еще каску свою мне на голову надел. Говорит: сейчас пролетит четвертая мина, поднимаемся и бежим. Вытащил меня из-под огня…», – говорит женщина.
Оксана Якубова: "Вперше за всю війну... на моїх очах загинула дівчинка. Санінструктор, крихітна така. Її розірвало навпіл. І ця провина - чому вона загинула, а ти - ні?"
Оксана - заступник командира батальйону по роботі з особовим складом. Вона воює вже третій рік і планує повертатись до мирного життя. Зараз вона проходить курс реабілітації у одному з санаторіїв Київської області.
«Невидимый батальон» – это первый полнометражный документальный фильм об участии украинских женщин в боевых действиях на Донбассе. В основе документального фильма – шесть историй героинь, которые принимали участие в боевых действиях.
В истории Оксаны Якубовой идет речь об одной из тех женщин-военнослужащих, которые возвращаются из зоны боевых действий и пытаются побороть посттравматическое стрессовое расстройство.
Продолжение следует.
ПТСР. «Я хотела расстаться с жизнью. Мужчинам проще возвращаться с войны», — говорит женщина, воевавшая на Донбассе.
Оксана Якубова: «Я всегда была тем последним человеком, кто видел их и живыми, и мертвыми (когда тело увозили в морг)».
Комментариев нет:
Отправить комментарий