воскресенье, 17 марта 2019 г.

ПТСР. «Я хотела расстаться с жизнью. Мужчинам проще возвращаться с войны», — говорит женщина, воевавшая на Донбассе.


Продолжение. Оксана Якубова, воевавшая на Донбассе в рядах украинской армии, в откровенном интервью "Инфо" рассказывает о том, как она хотела покончить жизнь самоубийством, как справляется с бессонницей и паническими атаками, вызванными посттравматическим синдромом (ПТСР).

Заместитель командира 1 батальона по работе с личным составом 54 ОМБр СВ ВСУ майор Оксана Якубова на фронте занималась морально-психологическим обеспечением военнослужащих, в т.ч. идентификацией убитых, отправкой их в морг, уведомлением родственников о гибели (читайте  предыдущий пост).

— После возвращения с фронта Вы думали о самоубийстве?

— Да, у меня были такие мысли. Мы, солдаты, знаем, что такое смерть. Мы видим ее собственными глазами. Поэтому на разных стадиях болезни я думала о том, как покончить с жизнью.

Например, я думала наглотаться таблеток и не проснуться. Был и другой вариант, довольно распространенный среди солдат, — вернуться на фронт. Там уже любой сможет покончить с жизнью. Сегодня это очень распространенная проблема.

Многие солдаты не могут привыкнуть к жизни на гражданке и не могут справиться с посттравматическим синдромом, поэтому они возвращаются на фронт: героическая смерть для солдата намного лучше самоубийства.

— После возвращения домой Вы не могли уснуть целый месяц. Вам было трудно ехать в переполненном вагоне метро. Как Вы чувствуете себя сегодня? Панические атаки отступили?

— К сожалению, проблемы с бессонницей остаются. Часто бывает, что я не сплю по два — три дня. И если мне удается проспать четыре часа подряд — это уже хорошо. Но это пока максимум, который мне удается. Правда, не скажу, что меня посещают кошмары. Нет, я просто не могу спать.

Что касается панических атак, то, к счастью, в последние месяцы они случаются со мной реже. Когда я чувствую, что меня накрывает в метро или на работе приступ паники, то ухожу куда-нибудь, где нет людей.

Психолог посоветовал мне, как это остановить. И после того как я ухожу куда-нибудь и мне удается предотвратить атаку, я возвращаюсь, и никто ничего не замечает. Так мне удается справиться своими силами без лекарств и дополнительной врачебной помощи.

— Возвращение домой Вы описываете, как ад. Как Вы, например, встретились с семьей? Помогло ли Вам как-то присутствие близких?

— Я думаю, что возвращения с войны мужчины и женщины очень различаются, и неважно отпуск это или увольнение на гражданку. Когда возвращается мужчина, то все крутятся вокруг него: мать, жена и знакомые, которые приходят к нему домой.

У мужчин больше времени на то, чтобы привыкнуть к обстановке и справиться с внутренними проблемами, которые появились из-за войны. Но когда возвращается женщина, никто не встречает ее на вокзале, потому что мужчины стыдятся.

Женщина, которая возвращается с войны, в отличие от мужчин, не ходит по улицам в форме, чтобы показать — она герой. Наоборот, от нее ждут, что она продолжит выполнять свои обязанности как жена и мать: готовить, мыть посуду и так далее.

Но ведь и женщине приходится преодолевать свои внутренние проблемы, вызванные войной.

Единственный, кто знал в семье о моих проблемах и кому я доверилась, была моя сестра. Я звонила ей еще с фронта, и она первой узнала, что мне плохо.

Поэтому именно она отвезла меня в больницу. Мой муж знал, что что-то не так, но не мог понять, что со мной происходит. Сын стыдился и вообще боялся со мной разговаривать и находиться рядом.

А родителям я просто не могла рассказать о своих проблемах: мой отец перенес инфаркт и даже не знал, что я была на фронте. Мать знала, что я служу в армии, но думала, что я там, где не стреляют.

Парадоксально, но оказывается, что тебе лучше с теми, кто служил в армии или кого он вообще плохо знает. С ними проще разговаривать, чем с собственными родственниками.

Продолжение следует.

Оксана Якубова:«Я всегда была тем последним человеком, кто видел их и живыми, и мертвыми (когда тело увозили в морг)».

ПТСР. Ветеран АТО получила серьезную психологическую травму.

Комментариев нет:

Отправить комментарий