среда, 8 июня 2022 г.

Китаев-Смык Л.А. Боевой посттравматический стресс.


Боевой посттравматический стресс. 

Автор: доктор психологических наук Китаев-Смык Леонид Александрович. 

Неспособность сотен тысяч американских ветеранов, адаптировавшихся к жутким условиям войны во Вьетнаме, реадаптироваться к благополучию мирной, комфортной жизни в США (более 150 тысяч из них, так или иначе, покончили с собой) заставила обратить особое внимание на боевой стресс и его последствия. 

Обширная многолетняя программа обследований возвращающихся с войны комбатантов (от фр. combattant — лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства и принимающее участие в боевых действиях) позволила описать сложную многофакторную симптоматику психических и телесных расстройств у ветеранов войны. 

Различают два типа причин боевого ПТСР : во-первых, это психотравма, вызвавшая заметные стрессовые изменения психического и физического состояния и явные нарушения поведения (агрессия, паническое бегство, либо, оцепенение, уход « в себя» и др.). 

Другого рода причины ПТСР актуализируются у людей, успешно участвовавших в боях, но не способных к реадаптации в мирной жизни. 

Причиной возобновления ПТСР после латентного спокойного периода бывают повторные травматизации . 

Ими могут стать и негативные отношения окружающих людей, медицинского персонала, социальных работников. 

Это бывает из-за того, что у них сформировался своеобразный психологический комплекс в виде неосознаваемого протеста против возможности возникновении у них самих такого же недуга, таких же нарушений здоровья и поведения, какие они видят и лечат у страдающих ПТСР (Тарабрина М.В., 2001). 

Такое нарушение профессионального навыка хорошо изучено и названо «выгорание персонала» (Maslach C., 1976. и др.). 

С психоаналитических позиций данный феномен можно рассматривать как «контрперенос» с вытеснением собственной тревожности, пробуждаемой видом несчастий.

Но надо иметь ввиду, что повторная травматизация может возникать у страдающих ПТСР и из-за оберегания их от обыденных житейских стрессов, т.е. в результате гиперопеки.

Исследования боевого стресса (Kormos H. R., 1978, p. 3-22; Литвинцев С.В., 1994; Снедков Е.В., 1997; Довгополюк А.Б., 1997; Епачинцева Е.М., 2001; Харитонов А.Н., Тимченко Г.Н., 2002; Дмитриева Т.Б., Васильевский В.Г., Растовцев Г.А., 2003; Василевский В.Г., Фастовец Г.А., 2005 и др.) показали, что 

боевые ПТСР более многообразны и часто бывают более продолжительными, чем ПТСР мирного времени из-за кумулированных (накопленных) в душе, в памяти многократно пережитых ужасов войны, физического и психического перенапряжения, горя утрат соратников, сопереживаний с ранеными. 

В ходе боевых действий формируется постоянная тревожная настороженность, готовность к мгновенному агрессивному отражению врага. 

При этом снижается ощущение ценности человеческой жизни и ответственности за свою агрессивность. 

Важно и то, что военнослужащих заранее готовят к боям, их психика в боях настраивается на стремление выжить любой ценой. 

Многолетние исследования, руководимые Н.В. Тарабриной, показали, что «после воздействия боевого травматического психологического стресса участникам боевых действий приходится фактически заново воссоздавать в условиях мирной жизни структуру своего субъективного жизненного пространства, в том числе и структуру самоотношения, самооценки и смысложизненных ориентаций» (Зеленова М.Е., 2005). 

Ввиду лучшей изученности боевого ПТСР, чем после других чрезвычайных ситуаций, на его примере нагляднее видны стадии развития этого расстройства. 

Здесь изложены результаты анализа стадийности боевого ПТСР по В.Г. Василевскому и Г.А. Фастовцу (Василевский В.Г., Фастовец, Г.А., 2005). 

Как первую стадию ПТСР они рассматривают острые аффективные реакции непосредственно в боевой обстановке. 

После аффективного перенапряжения в бою, под бомбежкой наступает эмоциональное истощение с астенией и переживания опустошенности, душевного потрясения.

 «Ближайшие исходы состояний, возникших вслед за воздействием экстремальных стрессоров, довольно благоприятны — практическое выздоровление наступало в 67% случаях. 

Однако, вероятность развития хронических последствий боевой психологической травмы в отдаленном периоде оказывалось при этом выше (p меньше 0,05). 

Среди непосредственно участвовавших в боях ветеранов они прослеживаются в 48,7% случаях; среди остальных военнослужащих — в 20%» (Снедков Е.В., 1997). 

Важной и специфической особенностью ПТСР оказывается то, что после окончания периода времени, насыщенного психотравмирующими событиями, когда исчезает эмоциональное перенапряжение, многим людям кажется, что вернулось хорошее самочувствие. 

У них нет жалоб на здоровье и прошлые психотравмы кажутся забытыми. 

Но позднее оказывается, что это латентный (скрытый, переходный) период формирования ПТСР и болезнь к ним возвращается снова (о латентном периоде подробнее — ниже). 

Из-за многократных острых стрессовых нагрузок и нервно-психического изнурения в боях без латентного периода или после него могут возникать невротические реакции. 

Это еще одна стадия на пути к стойкому ПТСР. 

Следующей стадией в патогенезе ПТСР становятся патологические изменения характера, которые приближают состояние человека к развернутой картине ПТСР и в той или иной мере остаются у ветеранов в последующие годы их жизни. 

Это невротическое развитие характера не одинаково у разных людей. 

Оно зависит от генетических, личностных факторов, влияний социальной среды и особенностей военной деятельности или отдельных поступков: героических или предосудительных с обыденной точки зрения. 

Стойкое, многосимптомное, развернутое ПТСР В.Г. Василевский и Г.А. Фастовцов предлагают рассматривать как заключительную стадию его развития. 

(Продолжение следует). 

д.псих.н. Китаев-Смык Леонид Александрович - заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России. 

Автор генеральной концепции стресса, которая объясняет его вегетативные и соматические проявления, когнитивные проявления и нарушения общения людей при экстраординарных влияниях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий