В данном определении важно выделить следующие моменты.
Во-первых, реакции стресса осуществляются на физиологическом, когнитивном, эмоциональном, социально-психологическом и поведенческом уровнях, обеспечивая целостную реакцию организма на боевой стрессор.
Во-вторых, осуществление приспособительных реакций может сопровождаться не только напряжением, но и перенапряжением и даже сломом механизмов реактивной саморегуляции (срыв процессов мобилизации ресурсов организма и сопротивления стресс-факторам).
В.Л. Марищук и В. Ю. Рыбников отмечают: «Пока психологическое напряжение не превышает предела полезности, профессиональные действия человека становятся под его контролем более энергичными, активными, быстрыми, внимание улучшается, мысль работает быстро и четко, мотивация усиливается, задания выполняются с эмоциональным подъемом…
Когда напряжение возрастает и переходит предел полезности — наступает дистресс, вызывающий ухудшение деятельности.
Появляется перенапряжение, в результате которого ослабляются активность, настойчивость, человек теряет веру в себя и в успех своих действий, совершает немотивированные поступки и даже может отказаться от выполнения задания.
При переходе этого рубежа и наступает запредельное напряжение, приводящее к срыву психической деятельности».
См.: Марищук В. Л., Рыбников В. Ю. Психологические основы регуляции психических состояний // Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. СПб. : Питер, 2004. С. 339—368.
В-третьих, у военнослужащего формируются стереотипные психофизиологические и поведенческие паттерны, обеспечивающие приспособление к требованиям боевой обстановки и выживание в условиях действия боевых стрессоров и имеющие адаптивное значение исключительно в специфических реалиях боя.
Эта книга о том, какое мощное влияние на военнослужащего оказывает участие в боевой деятельности.
В ней научно, но простым языком раскрываются такие сложное явления, как боевой стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, посттравматический рост.
Пособие — уникальное собрание мирового опыта психологического вспомоществования военнослужащим в преодолении мощных стресс-факторов и драматических психологических последствий современной войны.
Достоинством книги является гармоничное сочетание теории, методики и конкретных технологий эффективного боевого стресс-менеджмента.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для военных психологов, курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности», магистрантов и адъюнктов, разрабатывающих диссертации по военной психологии, психологов воинских частей и соединений.
Автор: Караяни Александр Григорьевич — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России,
профессор кафедры психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, лауреат Государственной премии имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Рецензенты: Утлик Э. П. — профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;
Митасова Е. В. — кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.
Бойцы, находящиеся в автомобиле сопровождения колонны ВС РФ, обнаружили засаду украинской ДРГ.
В результате краткосрочного боя ВСУшники были нейтрализованы, одного из наших ребят слегка зацепило.
Комментариев нет:
Отправить комментарий