воскресенье, 26 августа 2018 г.

Психология выживания военного моряка в экстремальной ситуации.


В продолжение предыдущей темы. 

Обратимся к таким понятиям, как риск и личная безопасность на военной службе и, в частности, на Военно-Морском флоте. 

Тем более, что служба на военном корабле или подводной лодке всегда была сопряжена с риском для жизни и остаётся травмоопасной.

Военные моряки бережно хранят память погибших членов экипажей подводных лодок "Курск"(СФ) и "Комсомолец"(СФ), крейсера "Новороссийск"(ЧФ) и большого противолодочного корабля "Отважный"(ЧФ), многих других моряков, погибших в мирное и военное время. 

Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для военного моряка вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов. 


Обоснованный риск предполагает адекватную оценку военным моряком соотношения между ожидаемым успешным результатом и ожидаемой неудачей (проигрышем).

Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в экстремальной ситуации является склонность военного моряка к риску. 

Она представляет собой отражение комплекса его личностных качеств (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.).

Из личного опыта могу сказать, что на флоте всегда были и есть морячки, готовые бороться с пожаром на корабле без индивидуальных изолирующих средств спасения, что называется тушить "голыми руками". 

Аппарат искусственной вентиляции лёгких им в помощь. 


И тут мне вспомнилось, как я полз без противогаза по задымленному от пожара офицерскому коридору (горел электрощит) одного уникального в своём роде корабля, списанного и проданного на металлолом в Индию в лихие девяностые.

Определенное влияние на принятие военным  моряком решения о риске оказывает пережитая ранее опасность. 

В связи с этим обстоятельством в психологии выживания выделяются два основных феномена: эффект Карпентера и эффект «обожженных пальцев».

Эффект Карпентера — это закономерность того, что любое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию или представлению. 

Последствия эффекта Карпентера - фиксация на негативных моментах из прошлого.

Фрейд назвал это «травматическим неврозом».


Например, матрос жалуется психологу, что постоянно вспоминает случай, когда он упал за борт корабля и чуть не утонул, воспроизводит переживания в мельчайших подробностях.

Страх, что он захлебнется и утонет раньше, чем его вытащат. 

Таким образом мозг считает, что человек может попасть в аналогичную ситуацию в любой момент.

Эффект Карпентера заключается в том, что матрос, получивший психологическую травму от падения за борт, потерял веру в возможность избежать падения за борт в будущем. 

У него развилось «беспокойство тревоги», требующее оказания психотерапевтической помощи. 

Как вариант - списание его на берег.



Эффект «обожженных пальцев» представляет противоположную характеристику поведения матроса. 

В этом случае матрос, переживший падение за борт, становится более предусмотрительным, осторожным. 

У него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску двигаться по верхней палубе корабля так, чтобы вновь не упасть за борт.

Из личного опыта. 

Когда наш большой противолодочный корабль бросил якорь в Красном море, первое что, а точнее, кого я увидел в изумительно чистой и прозрачной воде - это была акула. 

Морская вода, как линза, увеличила её и она казалась просто огромной. 

После этого, желание искупаться с борта корабля, отпало сразу же.

Другой пример. 

Военнослужащий по контракту жалуется психологу, что постоянно вспоминает что, когда произошло возгорание на боевом посту, он чуть не задохнулся от угарных газов. 

Боится, что возгорание произойдет вновь и он может погибнуть. 

Таким образом мозг считает, что человек может попасть в аналогичную ситуацию и умереть.


Эффект Карпентера заключается в том, что военнослужащий по контракту, получивший психотравму в результате возгорания, потерял веру в возможность выжить на пожаре и при задымлении своего боевого поста (отсека), если это произойдёт снова. 

Человеку требуется психотерапевтическая помощь. 

Видимо, его надо списать на берег.

Эффект «обожженных пальцев» представляет противоположную характеристику поведения военнослужащего. 

В этом случае матрос по контракту, переживший пожар и задымление, становится более предусмотрительным и осторожным.

Он изучил, где находятся средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава). 

До автоматизма отработал свои действия в ситуации пожара на боевом посту (в отсеке), применение индивидуальных средств защиты (изолирующего противогаза). 


У него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску двигаться в аварийном отсеке в условиях пожара в полной темноте и бороться за живучесть корабля в случае аварийной ситуации.

Степень личностной сопротивляемости в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, также зависит от степени сформированности так называемой установки на выживание.

Установка на выживание представляет собой готовность и предрасположенность человека к целенаправленной, надежной самозащите в условиях опасной для его жизни и здоровья ситуации, которая базируется на самой древней человеческой потребности - потребности выжить, во что бы то ни стало. 


На фото флотские психологи и личный состав аварийной партии отрабатывают борьбу с пожаром в корабельном отсеке на учебно-тренировочном комплексе (УТК).

Диана в боевой одежде пожарного. Будни психологов флота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий