четверг, 26 ноября 2015 г.

Ангелика ГОЛОСОВА. Уровень психологического благополучия, как основной критерий эффективности личности военнослужащего

Сборник научных статей  V международной научно-практической конференции "Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности". Владивосток, 2015 г.

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. 

ГОЛОСОВА Ангелика Юрьевна – психолог, центр психологической работы Тихоокеанского флота (г.Владивосток, Россия).

КРАВЦОВА Наталья Александровна – доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинической психологии Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток, Россия).

В статье говорится о повышенных требованиях, предъявляемых к личности военнослужащего в современных условиях и доминирующих факторах ее эффективной профессиональной самореализации. Рассматривается феномен психологического благополучия как совокупность внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих высокий личностный потенциал военнослужащего.

Представлены результаты эмпирического исследования уровня и особенностей проявления психологического благополучия у военнослужащих с различным уровнем профессиональной самореализации, а также его взаимосвязи с такими характеристиками как уровень самооценки и нервно-психической устойчивости.

Ключевые слова: психологического благополучие, военнослужащий, самореализация,
внутренние ресурсы, нервно-психическая устойчивость, адаптационный потенциал.
Печатается в сокращении.


В условиях реформирования Вооруженных Сил, а также изменившейся внешнеполитической и экономической ситуации последних лет, перед Вооруженными силами Российской Федерации остро обозначились задачи по эффективной морально-психологической подготовке личного состава, а также поддержания высокой мобилизационной готовности и боевого потенциала войск.

Столь общественно и политически важные обязанности по подготовке и осуществлению вооруженной защиты Российской Федерации, возложенные на военнослужащих, связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Кроме разносторонней физической подготовки, военнослужащий должен обладать определенным набором психологических характеристик, необходимых для выполнения служебных задач: высокой активностью, адаптивностью и стрессоустойчивостью, развитой способностью к саморегуляции, умением вливаться в коллектив, устойчивой мотивацией к военной службе и т.д.

Высокие требования к личностным особенностям военнослужащего ужесточают и критерии отбора кандидатов на военную службу, требуют разработки четких методов выявления и определения степени готовности к освоению основ воинской специальности, а также участию в боевых действиях.

Важным становится поиск таких психологических подходов к изучению индивидуальных особенностей развития, которые бы позволили изучать личность военнослужащего как систему, способную не только к адаптации, но и к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самосовершенствованию в различных сферах военной деятельности.

В последнее время в связи с развитием позитивной психологии личность человека рассматривается не просто как набор индивидуальных качеств и характеристик в рамках определенной личностной типологии, а также уделяется большое значение индивидуальным условиям жизнедеятельности, специфике самореализации, субъективным переживаниям и мироощущениям.

В зарубежной научной литературе появилось множество результатов исследований таких феноменов как счастье, позитивное мышление, благополучие. Особенно яркой является концепция психологического благополучия Н. Брэдберна, К. Рифф.

В целом, исследования проблемы позитивного психологического функционирования личности связаны с такими именами, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, К.-Г. Юнг, Э. Эриксона, Ш. Бюлер. К. Рифф обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

Р.М. Райан и К. Фредерик пришли к выводам, что психологическое благополучие соотносится не только с физическими показателями, но и с такими шкалами, как автономия и позитивные отношения с окружающими. Таким образом, субъективная жизнеспособность, по их мнению, является индикатором психологического благополучия.

В отечественной психологии А.В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия. На разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки).

Они складываются в качественно своеобразные иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптированности, психического здоровья и психологического здоровья.

При этом каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.

Болезнь с этих позиций рассматривается как сочетанное нарушение трех уровней: психосоматического здоровья, социальной адаптированности и психического здоровья.

Уровень «психологического здоровья» как онтогенетически последний в этом случае просто не имеет возможности сформироваться. Нарушение отдельного уровня или двух свидетельствует, на взгляд автора, о переходном, «предболезненном» состоянии.

Из выше сказанного можно предположить, что психологическое благополучие может выступать в качестве одного из индикаторов устойчивости к воздействиям внешнего мира.

П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой определяют феномен «психологического благополучия» как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями [8].

Авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, на аспектах позитивного функционирования личности и предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности.

Авторами было выделено «актуальное психологическое благополучие» и «идеальное психологическое благополучие», в котором представление об «идеальном» выступает глобальным инструментом оценки человеком своего бытия.

С целью изучения уровня психологического благополучия и личностных ресурсов, а также его соотношения с такими основополагающими для военнослужащих характеристиками как нервно-психическая устойчивость, уверенность в себе, уровень самооценки, субъективное ощущение счастья и профессиональной самореализованности, нами было проведено экспериментально-психологическое обследование.


ВЫБОРКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

В выборку вошли результаты исследования 53 военнослужащих по контракту мужского пола в возрасте от 23 до 42 лет. Методы исследования: наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование. Методический комплекс представлен методиками: Шкала психологического благополучия РиФФ (версия Шевеленковой – Фесенко), методика Дембо-Рубинштейн, анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз-2».

Анализ и интерпретация результатов. Все военнослужащие, по результатам тестирования, анкетирования и беседы, были разделены на три группы: 

Первая группа 18 чел. (Г1) – это военнослужащие с высокой мотивацией к военной службе, достаточно гармоничной и развитой личностной структурой, обладающие высоким или средним уровнем нервно-психической устойчивости (НПУ), выраженным ощущением самореализованности (как в личной жизни, так и в служебной деятельности), имеющие в большинстве случаев положительные отзывы со стороны командования, демонстрирующие высокую готовность к выполнению поставленных командованием задач.

Вторая группа 25 чел. (Г2) – военнослужащие, в целом удовлетворенные своей жизнью, но не испытывающие ощущение достаточной самореализованности, демонстрирующие наличие каких-либо проблем или недовольство условиями служебной деятельности, имеющие проявления дезадаптивных, заостренных черт характера, признаки негативного эмоционального состояния.

Третья группа 7 чел. (Г3) военнослужащие, частично недовольные условиями военной службы, в качестве причины прохождения службы называют материальную заинтересованность, а также демонстрирующие дисгармоничные черты личности и негативное эмоциональное состояние. 

Хочется отметить, что в Г1 преобладают военнослужащие, которые почти все воспитывались в гармоничных условиях и полноценных семьях, и считают свое детство довольно счастливым. В Г3 трое выросли в неблагополучных семьях (в двух случаях воспитывала одна мать). Анализ результатов исследования по методике «Шкала психологического благополучия» представлен в табл. 1.


Как видно из представленных данных, уровень психологического благополучия: Г1 – 392 (при среднем значении 363); Г2 – 334; Г3 – 303. Наибольшее значение в Г1 получены по шкалам «Цель в жизни», «Личностный рост» и «Положительные отношения с другими», что свидетельствует о наличии у данной группы военнослужащих определенной цели в жизни, чувства направленности и намерения, следование своим убеждениям. 

Им свойственны чувство непрекращающегося развития, восприятие себя «растущим» и самореализовывающимся, открытость новому опыту, ощущение улучшения в себе и своих действиях с течением времени. 

Кроме этого, они обладают развитой способностью к установлению положительных отношений с окружающими, склонны проявлять заботу о благополучии других, способны сопереживать и идти на взаимные уступки

В Г3 же самые низкие значения получены по шкалам «Управление средой» и «Личностный рост», что характеризует военнослужащих данной группы как респондентов, испытывающих сложности в организации повседневной деятельности, чувствующих себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относящихся к предоставляющимся возможностям; они испытывают неподвластность контроля происходящего вокруг. 

У них отмечается осознание отсутствия собственного развития, улучшения или самореализации, снижен общий интерес к жизни; они испытывают скуку и неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.

Оценка результатов тестирования по методике «Прогноз-2» также выявляет наличие тесной корреляционной связи между уровнем нервно-психической устойчивости и уровнем психологического благополучия (r=0,78 при p=0,05).

Так, в группе 1 среднее значение находятся в пределах 7-9, что соответствует хорошей или высокой НПУ, в группе 2 – 6–8 – хорошая НПУ, в группе 3 – 5–7 – удовлетворительная и хорошая НПУ. Результаты исследования уровня самооценки по методике Дембо- Рубинштейн представлены в табл. 2.


Корреляционный анализ также подтверждает наличие сильной связи между уровнем психологического благополучия и уровнем самооценки: r=0,62 при p=0,05.

Качественное изучение уровня самооценки и особенностей самовосприятия подтверждает, что военнослужащие группы 1 обладают адекватно высокой самооценкой, положительно оценивают свои возможности и способности, а также демонстрируют преобладание интернального локуса контроля. 

У военнослужащих же группы 3 при достаточно адекватной самооценке, проявляется ее относительная неустойчивость, зависимость от мнений окружающих, они нуждаются в регулярных поощрениях и похвале, нередко выражают чувство обиды и несправедливости в связи с недооценкой командованием или близким родственником (супругой) их достоинств. Доминирующий локус контроля – экстернальный.


ВЫВОДЫ. Согласно полученным результатам исследования, уровень психологического благополучия действительно является важнейшим фактором успешной и эффективной профессиональной самореализации личности военнослужащего. 

Понимание феномена «ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» как совокупности внутренних и внешних ресурсов личности позволяет сделать вывод, что наиболее успешны военнослужащие, обладающие активной жизненной позицией, имеющие ясные жизненные цели и перспективы, связанные с профессиональной карьерой и общим стремлением к саморазвитию.

Такие характеристики как нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу, самооценка личности, являющаяся основой саморегуляции и влияющая на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности, способность к установлению доброжелательных взаимоотношений с окружающими – все это составляет личностный потенциал или «жизнестойкость», которую С. Мадди определяет как интегративную характеристику личности, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей [4].

Таким образом, предлагается уровень ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, считать основным критерием эффективности личности военнослужащего. 

__________________________________
1. Александрова, Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7. – С. 83–84.

2. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. –
С. 56–65.

3. Катаев, Е.С. Психологические особенности процесса профессионализации военнослужащих / Е.С. Катаев // Гуманистические универсалии образовательного пространства: возможности самореализации личности: материалы Всеукр. конф., (г. Киев, 28–29 сент. 2007 г.) / под ред.: Г.А. Балла, Н.А. Бастун. – Житомир, 2007. – С. 103–110.

4. Мадди, С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С.Р Мадди //
Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87–101.

5. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1. – С. 16-24.

6. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу; пер. с англ. О.О. Чистякова. – М.: Рефл-бук, 1997. – 300 с.

7. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

8. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности:  дис… канд. психол. наук / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 206 с.


PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AS DETERMINIG FACTOR
EFFECTIVENESS PERSONALITY OF THE SOLDER
Golosova A.U., Kravtcova N.A.

In the article says about to increased requirements for the individual soldier in modern
conditions and the dominant factor in its effective professional fulfillment. The phenomenon
of psychological well-being as a set of internal and external resources to ensure
the highest personal potential soldier. The results of empirical research level and features
displays psychological well-being in the military with different levels of professional fulfillment,
as well as its relationship with such features as self-esteem and neuropsychological
stability.

Keywords: psychological well-being, soldier, self-realization, internal resources,
neuro-psychological stability, adaptive capacity.

1 комментарий:

  1. Ангелика Голосова27 ноября 2015 г. в 21:35

    Спасибо, Алексей Владимирович, про проявляете интерес к научным исследованиям и публикациям, стремитесь донести новые знания в сфере психологического обеспечения и сопровождения военнослужащих до широких масс!!! Успехов Вам и творческого вдохновения!!!

    ОтветитьУдалить