вторник, 20 апреля 2021 г.

Нина Ляпунова прошла курс процессуальной сказкотерапии.


Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. 

Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. 

Служба у Федота - рыбалка да охота. Царю - дичь да рыба, Федоту - спасибо. 

Гостей во дворце - как семян в огурце. Один из Щвеции, другой из Греции, третий с Гавай - и всем жрать подавай! 

Одному - омаров, другому - кальмаров, третьему - сардин, а добытчик один! 

Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору. 

Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ем - агромадный объем. 

Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. 

На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало, тут, как говорится, и сказке НАЧАЛО. 

Финалист VIII Всеармейского конкурса специалистов психологической службы 2017 года Нина Ляпунова прошла курс Процессуальной сказкотерапии у Екатерины Пичугиной (Академия повышения квалификации психологов). 

Как написала Нина в комментарии: "Я окончательно и бесповоротно прониклась уважением к сказке, оценила её глубокий смысл и поверила в великую мощь! 

Сочинив свою сказку и сделав её постановку, узнала о себе много нового. Спасибо Екатерине за это открытие..."

Метод процессуальной сказкотерапии основан на нескольких принципах, главными из которых являются следующие пять: 

Проективность. 

Суть этого принципа заключается в том, что психический материал (в том числе материал бессознательного) переносится (проецируется) на какой-либо другой носитель, в нашем случае – на сказочный сюжет и персонажей. 

Этот новый носитель воспринимается отстраненным от реальной жизни субъекта, участвующего в исследовании, что позволяет глубинному неосознаваемому (в частности, вытесненному) психическому материалу проявиться в обход сопротивления. 

Амплификация. 

Этот принцип говорит о возможности расширить представления клиента о структуре своей личности и причинах собственных страданий за счет соотнесения его фантазий о жизни (написанной им сказки) со структурой волшебной сказки, являющейся архетипической. 

Поляризация. 

В волшебной сказке нет добра и зла. В ней есть семь персонажей, которые демонстрируют нам систему генетических (социогенетических) программ, обеспечивающих выживание человеческого индивидуума. 

Сказочное пространство освобождает нас от необходимости соблюдения культуральных этических норм, являющихся причиной вытеснения нежелательных психических процессов, и позволяет клиенту узнать о ресурсе, содержащемся в вытесненном материале. 

Топографичность. 

Этот принцип выделен для того, чтобы заострить внимание на возможности метода, сделать видимой анатомию жизненного сценария клиента, взаиморасположение внутренних фигур его психической реальности за счет расположения заместителей этих фигур (участников группы, играющих их роли, или предметов, их обозначающих) в физическом пространстве помещения, где происходит работа (построения карты сказки).

Процессуальность - это примат процесса над нашими представлениями о нем. 

То есть, мы больше доверяем тому, что происходит, чем тому, что мы думаем о том, что должно происходить. 

Изучая сказки разных народов, российский филолог Владимир Яковлевич Пропп пришел к заключению, что все волшебные сказки стремятся к одной и той же архетипической структуре, которая заключается в том, что определенный набор персонажей выполняет определенный набор действий. 

В.Я. Пропп выделяет 7 персонажей волшебной сказки. 

Герой (Иван Царевич) – это персонаж, который должен пройти сказку от начала до конца. Его путь в сказке начинается с какой-то потери. 

Только тот, у кого в начале сказки отняли что-то очень ценное, имеет шанс стать Героем.

Это условие является необходимым, но не достаточным. 

Для того, чтобы стать Героем, данному персонажу необходимо отправиться на поиски утраченного, пройти испытание для получения Волшебного Дара и сразиться с Антагонистом. 

Антагонист (Кощей Бессмертный) – тоже очень важная фигура, без которой волшебной сказки – не будет. 

Он отвечает за обеспечение потери у Героя и, соответственно, придание сказочному процессу необходимой энергии. 

Даритель завершает триаду необходимых для волшебной сказки фигур. 

Он является обладателем Волшебного Дара – ресурса, с помощью которого можно победить Антагониста. 

Основная функция Дарителя – не давать Герою обрести этот Волшебный Дар, пока тот не пройдет испытание, находящееся за гранью привычных ему возможностей. 

Помощники – это персонажи, которые неожиданно встречаются на пути Героя в тот момент, когда им самим требуется помощь. 

Их основная задача – тестирование Героя на способность вступать в контакт с миром безо всякой корысти. 

В случае прохождения этой проверки он получает доступ к ресурсу, которым обеспечивают его помощники. 

По Проппу, они выполняют «информационную и транспортную функцию», но борьба с Антагонистом остается единоличной задачей Героя. 

Функция родителей – отправить Героя в путь. 

Приз (принцесса) - персонаж, который ничего не делает, но которым все хотят обладать. На психоаналитическом языке: объект желания. 

Ложный герой - персонаж, который отказывается пройти испытание, но при этом хочет получить приз - принцессу. 

Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология волшебной сказки» выделяет 31 функцию персонажей, определяющих структуру волшебной сказки. 

В психотерапевтическом плане наиболее важны следующие из них: 

Антагонист причиняет Герою ущерб. 
Герой покидает дом в поисках утраченного. 
Даритель предлагает Герою испытание. 

Герой проходит испытание. 
Герой получает Волшебный Дар. 
Герой вступает в борьбу с Антагонистом. 

Герой побеждает Антагониста с помощью Волшебного Дара. 
Герой возвращает утраченное. 
Герой возвращается домой. 

Процесс работы с клиентской сказкой состоит из трех этапов: написание сказки, проигрывание сказки, обсуждение (шеринг и анализ структуры сказки). 

Подробней о процессуальной сказкотерапии: https://psy.su/feed/5368/

2 комментария:

  1. Нина Ляпунова2 мая 2021 г. в 12:27

    Потрясающие 3 дня провели... До сих пор вспоминаю с теплом... Жду новой встречи😄

    ОтветитьУдалить
  2. Екатерина Пичугина2 мая 2021 г. в 12:28

    Нина, обязательно встретимся снова!!!

    ОтветитьУдалить