среда, 27 января 2021 г.

Конференция: «Психологическая помощь: настоящее и будущее».


В МГУ им. М.В. Ломоносова обсудили проект Федерального закона «О психологической деятельности в Российской Федерации». 

22 января в рамках экспертной площадки МГУ "Диалог о настоящем и будущем" состоялась дискуссия по теме: "Психологическая помощь: настоящее и будущее".

Мероприятие прошло при участии Юрия Зинченко, декана факультета психологии МГУ, Александра Голиченкова, декана юридического факультета МГУ, Юлии Шойгу, заведующей кафедрой экстремальной психологии; Валентины Барабанщиковой, заведующей лабораторией Психологии труда. 

Психология как наука довольно молода, не сразу была признана психология и как профессия, но непростые и часто меняющиеся жизненные условия всё больше доказывают нам высокую значимость психологии и психологов для общества. 

На экспертной площадке ведущие психологи России рассказали, какие вызовы поставила перед ними пандемия COVID-19, о важности комплексного правового регулирования психологической деятельности, психологического просвещения как основы формирования мировоззрения современного человека и других вопросах. 

Все представленные эксперты были членами междисциплинарной рабочей группы по подготовке федерального законопроекта о психологической деятельности. 

Начал экспертную сессию Александр Константинович Голиченков, декан юридического факультета МГУ, он пояснил, что создание любого законопроекта – работа междисциплинарная. 

Законы пишут не только юристы, в данном случае большую работу в подготовке проекта закона проделали психологии. 

На вопрос модератора встречи Гаяне Михайловны Давидян, доцента кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ, «Нужны ли психологам «нормативные рамки?», Юрий Петрович Зинченко, декан психологического факультета МГУ, ответил: «С одной стороны, есть понятие «психологическая культура». Каждый из нас обладает возможностью оказать психологическую поддержку на бытовом уровне. 

Мы всегда можем сказать близким и доброе слово, и детей по головке погладить, как-то создать благоприятную психологическую атмосферу. 

С другой стороны, когда мы переходим к той ситуации, когда не хватает психологической поддержки, а нужна профессиональная психологическая помощь, то вот здесь так сложилось, что такого нормативного документа нет», - говорит Юрий Зинченко.

Нормативные документы необходимы как для того, чтобы обезопасить граждан от псевдопсихологов, мошенников, так и для того, чтобы разграничить деятельность психолога от деятельности других специалистов в очень близких областях. 

Помимо этого, необходимо понимание, какие права имеет психолог, работающий в различных областях. 

Например, что в праве сделать психолог, который в ходе работы с несовершеннолетним узнал, что родители по отношению к своему ребёнку выполняют какие-либо противоправные действия. 

Эти моменты должны быть прописаны в законе, считает Юрий Петрович. 

Валентина Владимировна Барабанщикова, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, руководитель психологической службы Министерства обороны, поделилась, что многие не знают, чем на самом деле занимаются психологи, чем психолог может помочь, а чем нет. 

«Особое значение приобретает квалификация психолога и те методические средства работы, которыми он владеет или не владеет. 

С этой точки зрения закон, конечно, очень чётко прописывает, кем должен быть, а кем не должен быть психолог: какое образование у него должно быть, с каким образованием он может осуществлять свои функции, а с каким нет. 

Ведь не секрет, у нас, действительно, есть специальности с созвучными названиями, но на самом деле, имеющие разные цели и квалификацию специалистов. 

Самый простой пример – психология служебной деятельности и психология и педагогика девиантного поведения…», - сказала Валентина Владимировна. 

Юлия Сергеевна Шойгу, заведующая кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ продолжила: 

«Оказалось, самое сложное описать, какие виды помощи психолог может оказывать и как это описать в тех словах, которые были бы понятны и могли трактоваться однозначно. Тем самым, мы прочертили границы между тем, что психолог делает, и что не делает», - сказала Юлия Сергеевна. 

«Пандемия, конечно, немного задержала нас в этом вопросе, но надеюсь, что поэтапно будем двигаться в сторону появления этого закона, который всем нам облегчит жизнь», - продолжила она. 

Позднее участники экспертной сессии рассказали о специфики работы психологов во время пандемии. 

Так, Юлия Шойгу, как руководитель психологической службы МЧС, поделилась следующим: «Мне кажется, что ситуация связанная с пандемией как никакая другая проблема проявила проблемы, которые можно обозначить как «недостаточная психологическая грамотность». 

Проанализировав те обращения, которые к нам поступали, а их было довольно много, мы отметили, что основное количество обращений связано с тем, что люди вынуждены были поменять свой привычный образ жизни, от этого очень ухудшалось психологическое благополучие. 

<…>.

Поэтому мне кажется, очень важная тема, связанная с темой о законе – психологическое просвещение, возможность дать людям доступ к корректным психологическим знаниям, способам улучшения своего состояния, способам коммуникации с другими людьми. 

Это большая задача, большой вызов, который сейчас стоит перед профессиональным сообществом и который нужно решить…», – говорит Юлия Сергеевна. 

Справочная информация: Проект МГУ "Диалог о настоящем и будущем" стартовал 8 апреля 2020 года. 

В рамках проекта ведущие учёные МГУ выступают с докладами в онлайн-формате, где рассказывают об актуальных вопросах развития науки, технологий, экономики и общества. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий