13 октября 2017 года на блоге опубликована информационная заметка о том, что Военном университете прошёл межвузовский методический семинар, на котором обсуждались вопросы военно-гуманитарной подготовки в военных учебных заведениях.
Прошло три года и 31 декабря 2020 года данное сообщение было прокомментировано.
Привожу полный текст комментария ниже.
КОММЕНТАРИЙ:
Проблема - необоснованное раздувание требований к минимуму содержания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для вузов командного профиля.
На примере дисциплины "Психология и педагогика".
После 2017 года в вузы спущено уже третье изменение этих требований в сторону их дополнения.
Между тем время на их выполнение в учебных планах составляет 2 з.е., т.е. 48 аудиторных часов на два раздела: психология - 24 часа и педагогика - 24 часа.
"Требования" обязывают включить в программу 8 позиций "знать" и 6 позиций "уметь".
Рекомендуемый объем учебного материала (раздела, темы, группы тем), необходимого для освоения одной целевой установки дисциплины, зависит от требуемого уровня усвоения учебного материала и может составлять от 4–10 часов (уровень «знать») до 12–20 часов и более (уровни «уметь», «владеть», «иметь опыт (навык)».)
Итого по минимуму - 8*4=32 часа плюс 12*6=72 часа. Всего - 104 часа.
Но это только военно-профессиональная составляющая программы.
А ведь есть ещё общая психология и педагогика в соответствии с ГОС ВО.
Итого аудиторной нагрузки требуется больше 200 часов, которые в учебный план не заложены.
Вызывает недоуменные вопросы и содержание требований.
Например: уровень "знать"- "обязанности должностных лиц по пресечению нарушений правил уставных взаимоотношений...;
содержание и методы психолого-педагогической работы по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими...;
особенности общей, специальной и целевой психологической подготовки военнослужащих;
особенности психологических состояний и признаки боевой психической травмы;
методику индивидуальной работы с личным составом.
Уровень "уметь" - работать с острыми стрессовыми реакциями в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач;
организовывать психологическую подготовку военнослужащих в ходе учебно-боевой деятельности подразделения (части) ...;
применять методы и инструменты целенаправленного психолого-педагогического воздействия на формирование личности военнослужащих с учетом их социальных, возрастных и национальных особенностей;
распознавать и противодействовать негативному информационно-психологическому воздействию...
Здесь налицо проблематика дисциплины "Военно-политическая работа", которая является военно-профессиональной.
Например, "профилактика неуставных взаимоотношений", "методика индивидуально-воспитательной работы", "методы и инструменты ... с учётом ... особенностей".
Кроме того, "работа со стрессами", организация психологической работы и подготовки" - это вообще работа психолога, но не командира!
Поэтому формально, по военному включить всё это в программу и доложить, что исполненной - это одно.
Но ведь фактически это невыполнимая и глупая затея - готовить командира "как психолога" да и ещё за 48 часов, т.е. в условиях отсутствия положенного на то учебного, контактного времени.
Фото Минобороны РФ.
p.s. "Уметь" - работать с острыми стрессовыми реакциями в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач ... это вообще работа психолога, но не командира!
Надо полагать, что работа психолога в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач не предполагается ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий