На излете мая 2008 года «Красная звезда» освещала ход Первого Всеармейского профессионального конкурса войсковых и флотских психологов.
Вообще-то, по признанию Елены Карповой, войсковым психологом она стала, что называется, по случаю. Так уж сложилось, что после окончания Челябинской государственной академии культуры и искусства ей пришлось занять должность психолога танкового полка Чебаркульского гарнизона на гражданской основе.
Это сейчас Елена Анатольевна утверждает, что в тот период ей просто повезло с командиром: он не только знал истинную цену морально-психологическому настрою подчиненного личного состава, но и уделял в части развитию этого направления особое внимание.
Но были и иные аспекты - «незашоренность» в отрабатываемом направлении и большая трудоотдача самой Елены Карповой, которые, естественно, не оставались вне поля зрения командира.
Вот почему со стороны командования полка Елене Анатольевне несколько раз предлагали возглавить пункт психологической помощи и реабилитации части. Она отказывалась, не рассчитывая связывать дальнейшую судьбу с армией.
Но в 2000 году, что называется, сдалась.
...К маю 2008 года пункт психологической помощи и реабилитации Чебаркульского танкового полка был признан лучшим в округе, как в плане оснащения, так и по результатам практической деятельности.
- После того как я стала военным человеком, понадобилось всего лишь несколько месяцев, чтобы осознать: мне грустно в этой ипостаси, - неожиданно призналась в беседе гвардии капитан Карпова.
И тут же, спохватившись, что ее слова могут быть неверно истолкованы, пояснила: «Я настолько быстро освоила функциональные служебные обязанности, что мне стало тесно в рамках предписываемого должностью объема задач.
Я просто стала опасаться погрязнуть в ежедневной механически исполняемой рутине текущего плана... Хотелось чего-то большего, продуктивного, если хотите, творческого. Но где это было почерпнуть? Кто подскажет направления?
В итоге пришлось вспомнить расхожую шутливую поговорку о том, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».
В результате на базе тех же предписанных функциональными обязанностями направлений в службе я выработала для себя сразу несколько расширенных целевых программ.
Например, по социально-психологическому изучению и АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ или по ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ КАРАУЛА. И так далее.
На том этапе придуманные мною новшества стали не просто подспорьем, а программой руководства от первого и до последнего этапа в отрабатываемом направлении... Было очень интересно».
Однако творческих, ищущих людей любой интерес захватывает лишь до тех пор, пока все это не выйдет в «тираж». И вновь раздумья, поиски. Очередным новаторством молодого войскового психолога стала отслеженная последовательность: ЧТО ТАКОЕ ПУНКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ?
Это тот же РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ. И, значит, он не только может, но и обязан работать на всестороннюю гармонизацию круга общения командного звена - от взводного до командира части.
- Речь идет не только о непосредственных подчиненных офицеров, - развивает мысль гвардии капитан Карпова, - но и о лицах из их внеслужебной сферы общения - ближайших родственниках.
Таким образом, работая с детьми, супругами и даже родителями офицеров, через их влияние можно настраивать командиров на качественное руководство личным составом.
Проще говоря, если у офицера в порядке домашняя атмосфера, то он в том же духе, без рывков и подспудной возбудимости будет решать и служебные задачи. Это была уникальная крупномасштабная работа в сфере системной семейной терапии!
Правда, выведя формулу перспективной для себя работы, Елена Карпова соприкоснулась с отсутствием знаний по технологии ее реализации. И в скором времени войсковой психолог из Челябинского гарнизона становится слушателем Московского института интегративной семейной терапии.
Хотя выбранное ею направление обучения профессорско-преподавательский состав вуза воспринял весьма настороженно.
Елену даже отговаривали от излишней активности: мол, армейский коллектив весьма иерархический, а потому консервативный, даже отчасти закостенелый «организм», не воспринимающий попытки вмешательства в царящие устои.
Поэтому привнести в эту среду СЕМЕЙНУЮ СИСТЕМНУЮ ТЕРАПИЮ будет крайне сложно.
Кому бы об этом рассказывали!
Да Карпова и сама об этом знала.
Более того, для нее не был секретом тот факт, что даже штатные войсковые психологи предпочитают в своей работе стороной обходить это деликатное направление.
А если кто и берется за СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, то в лучшем случае касается темы слегка, бочком, с опаской. Что никак не устраивает Елену Анатольевну. Ей - либо все и сразу, либо - лучше не портить дело непрофессионализмом.
Как бы там ни было, а московский вуз наделил Карпову новыми знаниями. И заодно теперь сам готов записать на свой счет очередной «балл престижа»: до появления в его стенах слушателя Карповой никто не брался за разработку столь щепетильной войсковой тематики.
Кстати, профессиональные усилия Карповой в вопросах семейной системной терапии уже не зацикливаются лишь на категории офицерского состава.
Она служит в соединении постоянной готовности, личный состав подразделений составляют воины-контрактники. А это тоже преимущественно люди семейные либо всерьез вынашивающие планы перехода из статуса холостяков в разряд семейных.
Уже испытанная психологом Карповой практика индивидуальной работы говорит о том, что наработанная ею системная терапия по отношению к отдельному военнослужащему также способствует его успешному введению в процесс боевой подготовки.
Юрий Белоусов
"Красная Звезда".
В сокращении, продолжение следует.
Источник - http://old.redstar.ru/2008/07/16_07/4_02.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий