Страницы

пятница, 15 января 2021 г.

Есть мнение. Проблемы военно-гуманитарной подготовки в вузах командного профиля.


13 октября 2017 года на блоге опубликована информационная заметка о том, что Военном университете прошёл межвузовский методический семинар, на котором обсуждались вопросы военно-гуманитарной подготовки в военных учебных заведениях.

Прошло три года и 31 декабря 2020 года данное сообщение было прокомментировано.

Привожу полный текст комментария ниже.   

КОММЕНТАРИЙ:

Три года (прим. - с 2017 года) прошло, а проблема осталась. 

Проблема - необоснованное раздувание требований к минимуму содержания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для вузов командного профиля. 

На примере дисциплины "Психология и педагогика". 

После 2017 года в вузы спущено уже третье изменение этих требований в сторону их дополнения. 

Между тем время на их выполнение в учебных планах составляет 2 з.е., т.е. 48 аудиторных часов на два раздела: психология - 24 часа и педагогика - 24 часа. 

"Требования" обязывают включить в программу 8 позиций "знать" и 6 позиций "уметь".

Рекомендуемый объем учебного материала (раздела, темы, группы тем), необходимого для освоения одной целевой установки дисциплины, зависит от требуемого уровня усвоения учебного материала и может составлять от 4–10 часов (уровень «знать») до 12–20 часов и более (уровни «уметь», «владеть», «иметь опыт (навык)».) 

Итого по минимуму - 8*4=32 часа плюс 12*6=72 часа. Всего - 104 часа. 

Но это только военно-профессиональная составляющая программы. 

А ведь есть ещё общая психология и педагогика в соответствии с ГОС ВО. 

Итого аудиторной нагрузки требуется больше 200 часов, которые в учебный план не заложены. 

Вызывает недоуменные вопросы и содержание требований. 

Например: уровень "знать"- "обязанности должностных лиц по пресечению нарушений правил уставных взаимоотношений...; 

содержание и методы психолого-педагогической работы по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими...;

особенности общей, специальной и целевой психологической подготовки военнослужащих;

особенности психологических состояний и признаки боевой психической травмы; 

методику индивидуальной работы с личным составом. 

Уровень "уметь" - работать с острыми стрессовыми реакциями в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач; 

организовывать психологическую подготовку военнослужащих в ходе учебно-боевой деятельности подразделения (части) ...;

применять методы и инструменты целенаправленного психолого-педагогического воздействия на формирование личности военнослужащих с учетом их социальных, возрастных и национальных особенностей; 

распознавать и противодействовать негативному информационно-психологическому воздействию... 

Здесь налицо проблематика дисциплины "Военно-политическая работа", которая является военно-профессиональной.

Например, "профилактика неуставных взаимоотношений", "методика индивидуально-воспитательной работы", "методы и инструменты ... с учётом ... особенностей". 

Кроме того, "работа со стрессами", организация психологической работы и подготовки" - это вообще работа психолога, но не командира! 

Поэтому формально, по военному включить всё это в программу и доложить, что исполненной - это одно. 

Но ведь фактически это невыполнимая и глупая затея - готовить командира "как психолога" да и ещё за 48 часов, т.е. в условиях отсутствия положенного на то учебного, контактного времени.


Фото Минобороны РФ.

p.s. "Уметь" - работать с острыми стрессовыми реакциями в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач ... это вообще работа психолога, но не командира! 

Надо полагать, что работа психолога в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач не предполагается ... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий