Все видели агрессивное поведение белорусских силовиков в отношении граждан — хаотичные избиения как мирно протестующих, так и мимо проходящих.
Почему они так себя ведут? Этот вопрос наверняка задавали себе многие.
Я не могу здесь чуть не отступить и не позанудствовать снова о том, что механизмы мотивов и действий должны исследоваться индивидуально.
То есть причинно-следственная связь — почему каждый конкретный человек совершает то или иное действие.
Но если говорить в общих чертах о причинах такого поведения, то причины могут быть следующие:
1. Прежде всего, это системная подготовка. Там и контроль эмоций с их подавлением, своеобразное программирование сознания в части идейности и фанатизма, а также многие другие «фишки» ...
Если власть сменится, то представители силовых структур рискуют потерять свой статус и возможности — финансы, какие-то льготы, привилегии и даже свободу.
2. Важнейшим фактором являются индивидуально-психологические особенности, о чем я упомянула вначале.
Люди, которые выбирают своей профессией насилие, как правило, имеют неустойчивую (уязвимую) психику.
Они могут отличаться повышенной внушаемостью и подчиняемостью, обладать акцентуированными, то есть ярко-выраженными чертами характера.
Такими как агрессивность, склонность к жестокости и манипуляциям, эгоцентризм, равнодушие к другим людям, легкое отношение к моральным нормам, неумение сопереживать, чрезмерная чувствительность к критике, потребность в строгом контроле.
Эти особенности личности определяют поведение и поступки, накладывают отпечаток на все сферы деятельности человека: отношение к миру, к себе и окружающим.
Обычно за действиями таких людей скрываются определенные компенсирующие мотивы.
То есть, выбрав деятельность, связанную с насилием над людьми, ощущением чувства превосходства и вседозволенности, они компенсируют личные внутренние трудности (в психологии это называется «внутриличностный конфликт»).
3. Нельзя не отметить и «стадное чувство», которое в ситуации белорусских протестов не могло не сформироваться у лиц, склонных к конформизму.
Когда протесты не прекращаются продолжительное время, люди борются за свой выбор, есть силовики, которые сами внутри себя такой же выбор поддерживают.
И тогда происходит борьба мотивов — за народ, коим сам являешься, сменяя регулярно дубинку на пакет картохи домой или за собственное мягкое место, откуда обычно ноги растут.
Бойцы уже несколько дней подряд пребывают в сильном стрессе, исполняя системные приказы.
Это и повышенная физическая нагрузка — не так-то просто находиться в экипировке длительное время, а дискомфорт лишь усиливает напряжение, а оно — раздражительность.
И в таком переутомленном состоянии, как правило, люди испытывают растерянность.
А чтобы «вернуться в русло» оглядываются на соратников, тех, что пободрее, начинают копировать их действия.
И если рядом коллега с упоением избивает человека, то это может восприниматься как сигнал к аналогичным действиям.
4. Отдельно хочу выделить аффективные состояния.
Они могут возникать в ответ на сильный стресс и характеризуются дезорганизацией волевой регуляции поведения, а также специфическим частичным сужением сознания, когда реальность начинает восприниматься фрагментарно, как бы кусочками.
То есть человек не способен контролировать свою деятельность и воспринимает не всю ситуацию целиком, а лишь ее фрагмент.
Накопленное напряжение в один момент требует разрядки.
Человек фокусируется на каком-то одном раздражителе, не отдавая себе отчет в своих действиях и выдает «взрывную» реакцию.
Отсюда, гипотетически, могли происходить случаи избиений мимо проходящих людей на улицах, нападений на проезжающие машины, внезапное ускорение автозака с наездом на человека.
5. Еще среди этих лиц могут быть так называемые «эндорфиновые наркоманы».
Когда мы испытываем какое-либо эмоциональное состояние, в нашем организме происходит выработка различных нейромедиаторов и гормонов.
Эндорфин называют «гормоном радости» и «природным наркотиком».
Он вырабатывается естественным образом в нейронах головного мозга и по способу действия схож с опиатами (морфиноподобными соединениями).
Избиения, унижения, пытки — эти и другие виды физического и психологического насилия могут давать силовикам ощущение власти и превосходства, компенсировать личные потребности, в том числе и садистские.
Эндорфины в совокупности с другими гормонами и нейромедиаторами в ответ на эти проявления способны вызывать состояние эйфории и удовольствия, облегчать стрессовое состояние, притуплять физическую боль.
Это может формировать у человека зависимость от определенных действий, с помощью которых он сможет снова испытать приятное состояние.
6. Что же касается распространенного мнения про «озверин», которым подкармливают бойцов, то существует ряд психоактивных веществ, влияющих на психическую и физическую выносливость, способных усиливать агрессию.
Но об их применении белорусскими силовиками мне, конечно же, ничего неизвестно.
Я больше склоняюсь к мнению, что большинство из них вымотаны физически и морально ...
Автор Алиса Колесова, судебный эксперт, клинический психолог.
Источник: https://echo.msk.ru/blog/sudexpsy/2693515-echo/
Странное мнение, но имеет право существовать...
ОтветитьУдалитьЯ, как представитель "людей, которые выбирают своей профессией насилие" хочу заметить, что в вооруженных конфликтах акцентуации не помогут, нужны регулярные физические, тактические, огневые подготовки, чтобы выжить и защитить кого-то!!!
На проф.отборе я задаю в/сл вопрос: если поступит приказ растрелять поселоки с мирным население, что Вы будете делать?
Сначала идет стадия отрицания-"да, не. Командир не даст такой приказ, не может быть"
Далее торг:" ну если подумать, смотря какой командир, если будет приказ сверху, ну я же потом обжаловать могу...
Через час или 2 суток наступает осознание и стадия принятия решения. Пстхологу не обязательно дожидаться ответа- каждый отвечает пред самим собой.
Те, кто решили поделиться мыслями спустя время с психологом сходятся в мнении, что мирное население ДОЛЖНО быть расстреляно. Если командир дал приказ-его уже не надо осмысливать, надо ему следовать. Он расчитычает на тебя иначе он поручил бы это другому бойцу, а если ты не доверяешь командиру, то в ситуации вооружённого конфликта, а не глупой гипотетической задачи, выжить невозможно!!!
Те кто решили ответить на этот вопрос иначе- ушли из ВС РФ.
Каждый военный понимает, что ему платят деньги за УБИЙСТВО других людей. Рассказы про "лайтовые войска" не в счет.