После опубликования в 1936 году постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» и начала гонений на психологическую науку исследования по проблематике профессионального психологического отбора были свернуты, а соответствующие подразделения ликвидированы.
Юлия Шойгу: «Практическая психология в тридцатых годах прошлого столетия была фактически ЗАПРЕЩЕНА. Было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» на основе, кстати, некорректно проведённого исследования».
Педология — направление в педагогике, основанное на признании зависимости судьбы ребенка от биологических и социальных факторов, влияния наследственности, а также постоянных и переменных среды.
Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста.
В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п.
Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения не согласовывались с линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам.
Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям:
недостаточный учёт «политического момента»: в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще попадали представители «социально-близких» рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети «гнилой интеллигенции», священников, белогвардейцев и др. «социально-чуждых».
недооценка культурно-исторической среды и переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения, и при истолковании испытаний, которые подобно тесту IQ, выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность, и при выработке предложений по их итогам.
Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение.
Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.
С этого времени педология фактически продолжает свое существование в СССР под другим дисциплинарным названием и в рамках психологии, в частности, детской (возрастной) психологии и психологии детского развития.
Энциклопедический словарь писал "Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».
С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей и методов педологии в педагогику и психологию, что было связано в целом с некоторым смягчением политического климата в стране,
а также с развитием кибернетики, генетики и прикладных направлений психологии, в частности, в области инженерной, космической и индустриальной психологии и связанных с ними методов программированного обучения и т. п. в народном образовании и педагогике.
В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.
Значимые публикации по педологии: Азбукин Д.И., Выготский Л.С. и Занков Л.В. (Ред.). Педология умственно-отсталого и физически-дефективного детства. М.: Госиздат, 1930.
Постановление ЦК ВКП(б)
«О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936)
Комментариев нет:
Отправить комментарий