четверг, 20 октября 2016 г.

Поздравляем психологов таможни с юбилеем Федеральной службы !!!


25 лет назад (25 октября 1991 года) создана Федеральная таможенная служба в штате которой 15 февраля 1995 года была создана психологическая служба и в штатах региональных управлений появились соответствующие должности. И если поначалу это решение для многих было неожиданным, то сейчас таможню уже и представить себе трудно без психологов. 

Сегодня штатная численность психологической службы ФТС РФ составляет 170 человек, и таким образом, на каждого практического психолога приходится более 460 таможенников. Работа психологов многопланова и сложна. 

Достаточно сказать, что профессионалы службы участвуют в непосредственной работе с сотрудниками ведомства с момента их поступления на работу. Это позволяет вести научный отбор кандидатов на службу уже со стадии подачи заявления. Впрочем, этим деятельность психологов не ограничивается. 


О том, как работают специалисты психологической службы, какие проблемы решают и что в их ближайших планах, рассказал начальник отдела координации работы психологов Управления государственной службы и кадров ФТС России, вице-президент Общества психологов силовых структур России, член Этического комитета Российского психологического общества Павел Николаевич БАЛЫКОВ.

ЗА ПАРТУ САДИТСЯ ПСИХОЛОГ 

Павел Николаевич, важным фактором успеха работы таможни сегодня являются физические, психологические и моральные нагрузки. Как показывает практика, государственные служащие не всегда могут самостоятельно адаптироваться к различным ситуациям, не все обладают достаточными навыками действий в экстремальных условиях. Как психолог может помочь устранить перечисленные проблемы? 

– В современных условиях деятельность таможенников буквально насыщена стрессогенными факторами. И психологическая служба обладает достаточным арсеналом средств для соответствующей помощи сотрудникам таможни. 

Для того чтобы справиться с нагрузкой в экстремальных условиях, таможенник должен обладать соответствующими психологическими качествами, в частности высокой стрессоустойчивостью. Ведь в состоянии стресса происходит мобилизация тех энергетических ресурсов личности, которые не используются в обычных ситуациях. 

И если изначально этих ресурсов недостаточно, может наступить психологический срыв, истощение, ухудшение физического и психического здоровья. Поэтому уже на этапе отбора необходимым условием для успешной последующей работы является четкая психологическая диагностика.


– То есть психолог начинает свою деятельность уже на этапе отбора кандидатов. Это можно назвать началом работы с личным составом. А как выстраивается работа дальше? 

– Второй этап работы направлен на активизацию имеющегося психологического ресурса с помощью специально разработанной программы. Речь идет о профессиональной подготовке личного состава по формированию и развитию психологических знаний, умений и навыков эффективной организации служебной деятельности. 

Особое внимание уделяется развитию навыков, обеспечивающих эффективное общение в процессе делового взаимодействия, приемам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, способам защиты при психологическом давлении, а также соблюдению требований Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможни. 

Эта работа крайне важна, поскольку по качеству, эффективности и скорости работы формируется мнение о работе нашей таможни, да и о самой России в целом.

– Какая роль отводится психолого-педагогическому обучению таможенников, обучению сотрудников специальным психологическим знаниям?


– ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, как важная часть общей профессиональной подготовки, не теряет актуальности в связи с повышением требований к профессионализму, личным качествам людей. 

В таможне давно существует и хорошо себя зарекомендовала СИСТЕМА ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ЧАСОВОЙ ПОДГОТОВКИ сотрудников по различным актуальным вопросам. И во многих таможнях отделы подготовки кадров успешно сотрудничают с психологами. 

Обязательными в ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОСВЕЩЕНИИ являются вопросы обучения персонала основам эффективной коммуникации: формированию умения правильно слушать собеседника, навыка выстраивать структурированное взаимодействие. 

Важно понимать, что можно иметь уникальные профессиональные знания, умения в той или иной отрасли, но если специалист НЕ СПОСОБЕН конструктивно взаимодействовать с коллегами, НЕ МОЖЕТ организовать эффективную работу вверенного ему подразделения, он никогда не добьется высоких результатов и высокой производительности труда. 

Проводятся занятия, направленные на развитие психолого-педагогических знаний. Тематика связана с взаимодействием таможенников с участниками ВЭД, поведением в экстремальных и конфликтных ситуациях, формированием психологической устойчивости. 

Наиболее ВОСТРЕБОВАННЫЕ ТЕМЫ – «Психологические требования к должностным лицам», «Особенности межличностного взаимодействия», «Актуальные вопросы психологии управления», «Психологические особенности делового общения», «Конфликты и методы их урегулирования», «Стресс в нашей жизни. Пути выхода из стресса», «Формирование положительного имиджа должностного лица таможенного органа», «Культура ведения телефонных переговоров» и другие. 

Обучение должностных лиц навыкам саморегуляции осуществляется, как правило, в тех таможнях, где СОЗДАНЫ КАБИНЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ. В таможнях оборудовано более 20 таких кабинетов. 

Проводимые занятия не только способствуют улучшению самочувствия и восстановлению работоспособности, но и уменьшают вероятность возникновения негативных процессов в коллективах. Результаты такой работы повышают эффективность труда.


– Расскажите о тренинговых занятиях, на которых психолог помогает руководителям совершенствовать их умение общаться, учит влиять на людей и противостоять чужому негативному влиянию, развивать лидерские качества? 

– Кроме обычных лекционных и семинарских занятий, психологи все больше используют инновационные и тренинговые формы. Это наиболее современные и эффективные виды психолого-педагогического воздействия. 

Тематика занятий разнообразна: от лекции «ПСИХОЛОГИЯ ВЗЯТКИ» (кстати, тема всегда вызывает большой интерес) до практических «ПОЛЕВЫХ» занятий по невербальному обнаружению признаков нарушения таможенных правил и контрабанды (нередко с реальным результатом).

Таможенные психологи проводят и такие тренинги, как «Партнерские отношения и эффективная профессиональная коммуникация», «Тренинг команды», «Управление конфликтами», «Ведение конструктивных переговоров», «Саморегуляция и релаксация», «Принятие управленческих решений» и другие. 

Более половины тренинговых программ направлены, конечно, на руководителей различного уровня, которые в соответствии с современными требованиями должны обладать не только профессиональными и специальными знаниями и умениями, но и развитыми управленческими компетенциями, в том числе по работе с персоналом. 

В каждом региональном таможенном управлении есть специалисты, прошедшие серьезную подготовку по разработанным нами программам «Основы тренинговой работы: методическая подготовка психологов таможенных органов» и «Основы тренинговой работы: развитие навыков тренерского поведения». 

Следует отметить, что хотя и не каждый психолог может стать эффективным тренером (в силу особой специфичности и сложности этой работы), занятия с элементами тренинга на хорошем методическом уровне могут проводить многие наши специалисты. 


– Не везде есть отдельные комнаты психологической разгрузки. Какие способы нормализовать функциональное состояние человека приходят на помощь психологу? 

– Конечно, наличие КОМНАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ (КПР) с соответствующим специализированным психофизиологическим инструментарием значительно повышает эффективность психокоррекционной и психореабилитационной работы психологов. Это касается как качественных параметров, так и временных затрат и количественных показателей. По-этому, следует стремиться к созданию подобных кабинетов или хотя бы ЗОН ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ. 

Тем не менее даже при отсутствии КПР психолог имеет возможность обучить индивидуально (или в группе, при наличии дополнительной площади в кабинете психолога) любого сотрудника различным приемам релаксации (мышечное расслабление, дыхательная гимнастика, самомассаж). Такие методики позволят человеку регулировать свое функциональное состояние, в том числе на своем рабочем месте.

Причина острых стрессовых состояний человека заключается зачастую не только в объективных внешних факторах воздействия. В большей степени это результат привычного для человека образа мыслей, его субъективной оценки ситуации, самооценки собственных возможностей и зависит от индивидуальных особенностей. 

Поэтому важно нормализовать эмоциональное состояние в первую очередь с помощью коммуникативной техники. Такие методики направлены на партнерское взаимодействие, развитие способности к рефлексии, коррекцию нереалистичных ожиданий от других людей и от себя, осознание собственных неадекватных стилей поведения и эмоционального реагирования, поиск индивидуальных способов повышения удовлетворенности своей работой. 

А если говорить в общем, любые формы и техники работы психолога направлены на оказание помощи человеку в решении его психологических проблем, развитие его психологического ресурса. 

При грамотной работе психолога повышается порог эмоциональной устойчивости человека, улучшаются его адаптационные возможности и развивается способность справляться с любыми трудными жизненными ситуациями как в профессиональной, так и в любой другой сфере. 


– Нужно что-либо модернизировать или привнести какую-либо новизну в психологическую службу таможни? 

– В целом в современном мире практическая психология – это интенсивно развивающееся направление работы с персоналом. В особенности если речь идет о силовых и правоохранительных структурах. Соответственно растет и требовательность к профессиональной подготовке психологов. 

Кстати, по современным образовательным стандартам в России (как и в Европе) для основных психологических специальностей «Клиническая психология», «Психология в образовании» и «Психология служебной деятельности» введено требование о МОНОПОДГОТОВКЕ в течение пяти и более лет. 

В связи с динамично развивающимся таможенным законодательством, созданием и расширением Таможенного союза, интеграционными процессами на постсоветском пространстве, а также в связи с изменением организационно-штатной структуры таможенных органов, увеличением информационного потока повышаются требования к должностным лицам, как с профессиональной, так и с психологической точки зрения. 

Поэтому СЛУЖБА ТАМОЖЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ, совершенствуя уже сложившиеся принципы и методы психологической практики, должна обратить внимание на необходимость развития новых направлений работы в интересах повышения эффективности деятельности и сохранения психического здоровья таможенников. 

Важно обратить внимание на проблематику контрпродуктивного организационного поведения, новые подходы в психодиагностике, развивать применение современных методик социально-психологических исследований, психокоррекции последствий неблагоприятного воздействия различных стрессогенных факторов. 


А еще нельзя забывать... об учебе. Учеба, учеба и еще раз учеба психологов и полиграфологов, их активность и участие в конференциях, семинарах, обмен опытом, взаимодействие с коллегами из Российского психологического общества и из Общества психологов силовых структур. 

Все это необходимо не только для успеха работы представителей нашей специальности, но и напрямую отражается на позитивных процессах всей таможенной службы в целом. 

Оксана ГЕРАСЮТИНА (интервью в сокращении)
Фото Оксаны ИВАНОВОЙ.

Презентация КРУГЛЯК Оксаны Валерьевны к конкурсу психологов Приволжского федерального округа. Фильм создан Творческим объединением АРДО, Уфа.





http://www.customs.ru/attachments/article/18894/4_2014_str_27.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий