воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях. Сборник научных статей. Владивосток - 2015

Сборник научных статей  V международной научно-практической конференции "Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности". Владивосток, 2015 г.

ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛИГА РОССИИ

ХЕРСОНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Украина)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ООО «ЦЕНТР КЛИНИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
(г. Владивосток)

Информационный партнер конференции: электронный научный журнал
«МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ» http://www.medpsy.ru

УДК 616.89:159.9(063)
ББК 56.1:88.4 Я 431
П86

Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции / под ред. Р.В. Кадырова; – Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2015. – 596 с. ISBN 978-5-8343-00961-1

Представлены научные публикации по актуальным вопросам прикладных
и научных исследований психологической безопасности личности в экстремальных
условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, а также вопросам оказания
психологической помощи и психотерапии.

Для практикующих психологов, врачей, философов, педагогов, работников
социальной сферы, а также исследователей, интересующихся проблемами личности
в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.

УДК 616.89:159.9(063)
ББК 56.1:88.4 Я 431

Ответственный редактор: Р.В. Кадыров, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой общепсихологических дисциплин факультета клинической психологии
Тихоокеанского государственного медицинского университета

Подготовлено при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда,

проект № 15-06-14051-Г
ISBN 978-5-8343-00961-1

© ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» (ТГМУ),
издание, 2015

© Авторы статей, текст, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белоус Е.И. Психологическая помощь личности в кризисных ситуациях духовной
самореализации .............................................................................................................. 13
Белоус Е.И., Бодров Б.В. Профессиональное самоопределение выпускника средней
школы как начало преодоления кризиса идентичности ....................................... 22

Бермант-Полякова О.В. Роль психологии в идеологическом противостоянии ....... 31
Гафиатулина Н.Х. Формирование социального здоровья российской молодежи
как основание ее психологической безопасности в кризисных условиях жизнедеятельности ......................................................... 34

Гришина Е.С. Формирование личностных качеств и развитие способности
преодолевать кризис ..................................................................................................... 41
Данильченко С.А. Вера как гармонизатор личности в стрессогенной обстановке ....... 48

Зубарев Д.Г. Основные методы и задачи подготовки к экстремальной деятельности
в морской психологии ................................................................................................... 58
Кожемяченко Н.Р. Отношение к смерти как модус самосознания
в пространстве кризиса ................................................................................................. 62

Куликов Л.В. Катастрофизм в массовом сознании как детерминанта
состояния страха ............................................................................................................ 66
Кутлубаева Р.М. Актуальные исследования вахтового режима труда как социально-
психологического феномена ........................................................................................ 75

Лунин А.Д., Лунина М.А., Щупак А.Ю. Нормативные и ненормативные кризисы, как фактор, корректирующий структуру и выраженность мотивации к продолжению профессиональной деятельности специалистами медицинских профессий ...... 83
Маренчук Ю.А., Носков О.И., Рожков С.Ю., Аванесян А.А. Психологические аспекты
личности в чрезвычайных ситуациях ....................................................................... 87

Пергаменщик Л.А. Теоретические основания кризисной психологии ............... 92
Рогачева Т.В. Экстремальная радиационная ситуация как катализатор
саморазрушительного поведения личности ............................................................. 101

Романова Е.А. К проблеме гендерного насилия ...................................................... 107
Слепкова В.И. Психотерапевтический ресурс семьи в преодолении
семейных кризисов ........................................................................................................ 111

Узлов Н.Д. Социально-психологическая безопасность в образовательном учреждении:
угрозы, мониторинг, превенция ................................................................................. 117
Харитонова Е.В. Психологические ориентиры сопровождения личности в Кризисе
востребованности .......................................................................................................... 122

Харламенкова Н.Е. Современные направления исследования психологической
безопасности ................................................................................................................... 127
Царева Н.А. Кризис доверия в семье как отражение кризиса в обществе .........136

Раздел II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андриянова Н.А., Диденко И.В. Социально-психологические особенности функциони-
рования воинского коллектива в гарнизонных условиях службы ................. 142
Аристова И.Л., Паридуха О.В. Личностные особенности спортсменов-экстремалов .... 149

Беляева П.И., Беляева Т.Б. Психологическая безопасность учащихся в образовательной
среде начальной школы .......................................................................................... 153
Блинова Е.Е. Социально-психологические особенности кризиса профессиональной
идентичности трудовых мигрантов Украины .................................................... 160

Богомаз С.А., Козлова Н.В., Атаманова И.В. Значимость для вузовской молодежи
ценности безопасности и её реализуемость в городской среде ......................... 169
Боленкова Е.Ф. Самооценка тревожного состояния учителей в период стрессовой
ситуации ЕГЭ ............................................................................................................. 173

Буравлёва Е.П. Роль психолога в выявлении случаев сексуального насилия
над детьми .................................................................................................................... 179
Быховец Ю.В. Роль террористической угрозы в оценке информационной
безопасности ................................................................................................................ 184

Голосова А.Ю., Кравцова Н.А. Уровень психологического благополучия как основной
критерий эффективности личности военнослужащего ..................................... 193
Гольменко А.Д., Хаптанова В.А., Выговский Е.Л. Психопрофилактическая помощь
медицинским работникам в условиях профессиональной деятельности ........ 200

Дан М.В. Эмоционально-личностная динамика матерей, ухаживающих
за совершеннолетними детьми после первого психотического эпизода ......... 205
Журкабаева Ж.А., Алина К.Ж., Фесенко Н.Ф., Сатбаева Д.И., Демченко И.А.
Социально-психологический портрет женщины, вовлеченной в нетрадиционную религиозную организацию, на примере работы КГУ «ЦАРМО» .................... 212

Козлова Н.В., Гуляев А.С., Малкова И.Ю. Оценка профессионального здоровья
студентов по критерию психологической безопасности .................................... 222
Колмыков В.В. Влияние занятий по теме «Твоя безопасность» на формирование
культуры безопасного поведения у школьников ................................................ 231

Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. Профессиональные личностные деструкции вахтовых
работников Арктики в контексте условий труда ............................................... 236
Кулик А.А. Качество жизни населения в контексте особых средовых условий ..242

Лопес Е.Г., Грозин А.Н. Обеспечение психологической безопасности личности
в профессиях группы риска ...................................................................................... 251
Максимова И.Е. Субъективное восприятие студентами психологической безопасности
образовательной среды ............................................................................................... 256

Молчанова Л.Н., Редькин А.И. Особенности жизнестойкости как психологического механизма регуляции состояния психического выгорания в условиях завершенности/незавершенности психотравматической ситуации экстремальной деятельности ................................................................................ 265

Набиев Р.Г. Индивидуально-типологические особенности как фактор формирования
посттравматического стрессового расстройства .................................................. 274
Нестерова А.А. Психологические особенности детей, склонных к виктимности
в ситуации школьной травли ................................................................................... 277

Неяскина Ю.Ю. Временная перспектива военнослужащих женщин, подлежащих
увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания
на военной службе ....................................................................................................... 286
Петражицкая Е.А. Субъективная картина жизненного пути женщин
с репродуктивными нарушениями ........................................................................... 297

Пузыревич Н.Л. Паркур: нормативное или индивидуальное рискованное поведение
современных подростков? .......................................................................................... 305
Савина О.О., Смирнова О.М., Баранова В.А. Представления подростков
о психологической безопасности образовательной среды ................................... 314

Серкин В.П. Изменение образа мира, образа жизни и представлений о себе
при переживании экстремальной ситуации: новые эмпирические
данные и рекомендации .............................................................................................. 322

Скоробач Т.В., Беляшова Е.Н. Совладающее поведение у работников скорой
медицинской помощи с разным архетипом личности .......................................... 335
Собильская А.С. Особенности личности военнослужащих, проходящих службу
в условиях боевых действий ....................................................................................... 341

Соколова М.М. Эмоциональное выгорание в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере экипажа судна вспомогательного флота
ТОФ КИЛ-498) ............................................................................................................... 349
Сокольская М.В. Профессиональные риски операторов железнодорожного транспорта
как психологическая проблема .................................................................................. 359

Тарабрина Н.В., Ароян Л.Х., Харламенкова Н.Е. Отношение к болезни и жизненные
перспективы у больных, перенесших операцию по удалению менингиомы ........ 366
Терехина О.В., Чеканова М.О., Колмакова И.А. Психологические особенности
переживания угрозы лиц в возрасте ранней юности, проживающих
в условиях риска техногенно-экологической угрозы .............................................. 373

Тоданова Е.Е., Черемискина И.И. «Риск» в представлениях о профессии и себе
как профессионале у сотрудников вневедомственной охраны .............................. 381
Турок Е.М. Этническая идентичность как фактор различий в переживании
террористической угрозы .............................................................................................. 385

Тюлюбаева Т.О., Дегтева Г.Н. Изучение взаимосвязи субъективной оценки безопасности
с личностными деструкциями у работников вахтовым методом ......................... 393
Шебанова В.И., Шебанова С.Г. Влияние травматического опыта телесности на
особенности эгоцентризма личности ........................................................................... 400

Шевченко Т.И. Ценностно-ориентированная система оценки профессиональной
эффективности специалистов ФПС МЧС России .................................................... 410
Ширяева О.С. Оценка экстремальной среды жизнедеятельности как фактор
субъективного качества жизни ..................................................................................... 419

Штроо В.А., Волкова Е.Е. Взаимосвязь тревоги и отношения к здоровью в ходе
адаптации подростка к лечебному учреждению ....................................................... 427
Яремчук С.В., Ситяева С.М., Махова И.Ю. Эмоциональные реакции населения,
подвергшегося воздействию паводка, в ситуации угрозы повторения
данного события .............................................................................................................. 433

Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ, ПСИХОТЕРАПИЯ,
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОРЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ,
МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ

Алина К.Ж., Фесенко Н.Ф. Психологические аспекты комплексной программы
реабилитации осужденных, имеющих религиозную аддикцию. Опыт работы
КГУ «ЦАРМО» г. Павлодар, Республика Казахстан ............................................ 443
Андреева О.И. К вопросу об инклюзивном образовании ..................................... 451

Горбунова Г.П., Москвина А.А. Институт «кормилиц» дома-интерната как условие
адаптации личности в стационарных условиях ..................................................... 457
Гуткевич Е.В. Трансформация современных знаний и личностно-ориентированная
безопасная образовательная среда ............................................................................ 462

Зверев С.Э. Речь в процессе психологической подготовки и реабилитации
военнослужащих (по опыту армии США)................................................................ 466
Кадыров Р.В., Маслова М.В. Психологическая помощь при переживании
травматического горя у больных с психическими расстройствами:
творческие техники с использованием МАК .......................................................... 474

Кривец А.С., Черномурова П.А., Захарова Т.И., Лисняк М.А. Работа клинического
психолога в центре медико-психологической реабилитации: возможности и
перспективы   ................................................................................................................. 486
Кузьмина Т.И. К вопросу о психологическом понимании страха в консультативной работе с участниками боевых действий .................................................................... 490

Логинов И.П., Солодкая Е.В., Савин С.З. Информационно-организационные аспекты
социально-психологической адаптации детей и подростков ................................ 499
Орен У, Соломон Р. EMDR-терапия: обзор развития и механизмы действия .......... 504

Пазухина С.В. Кейс-метод в оценивании экстремальной компетентности будущих
педагогов   ..... ................................................................................................................. 517
Рамендик Д.М. Повышение устойчивости к стрессу при помощи тренинга
с использованием биологической обратной связи .................................................. 524

Савченко Е.В. Диагностика рефлексивных умений как ресурсов, необходимых
для разрешения проблемно-конфликтных ситуаций .............................................. 529
Сахарова В.Г., Шелковских А.И. Опыт применения опросника С.-Х. Чена в исследовании образа мира у интернет-зависимых юношей ................................... 539

Серый А.В., Яницкий М.С. Опыт использования техники репертуарных решеток для
изучения субъективного отношения к сложной жизненной ситуации ................. 550
Спевак В.И., Ширяева Е.В. Роль человеческого фактора в обеспечении
производственной безопасности..... ............................................................................... 559

Степанова Л.Г. Нарративная практика оказания психологической помощи в кризисных
ситуациях..... ..................................................................................................................... 562
SUMMARIES ............................................................................................................................. 566
НАШИ АВТОРЫ ...................................................................................................................... 587

Комментариев нет:

Отправить комментарий