Страх исчезнуть без следа терзает людей много тысяч лет. Каждый из нас хоть раз задумывался о том, какая эпитафия будет написана на могильной плите, и о том, что хорошего вспомнят друзья на поминках. Задумывался — и пугался собственных мыслей.
The Village продолжает неделю смерти и возрождения.. Танатотерапевт и психолог объясняют, как научиться не бояться смерти. The Village узнал, что такое теория управления ужасом, как пережить потерю близких, почему нужно учиться умирать, как сформировать позитивное отношение к смерти и перестать её бояться.
ЕЛЕНА СТАНКОВСКАЯ, психолог
В социальной психологии конфликт между желанием жить и осознанием смерти изучает теория управления ужасом (Terror management theory). Её создатели отталкивались от того, что именно он выступает главной движущей силой в жизни: человек, как любое живое существо, хочет жить, но осознаёт, что когда-нибудь умрёт.
Ужас перед смертью — то, что пронизывает всю нашу жизнь и создаёт напряжение. Достаточно совсем маленького напоминания о смерти для того, чтобы человек начал испытывать сильную тревогу и пытаться совладать с этим страхом.
Один из способов совладания — человек, которому напомнили о смерти, становится более патриотичным. Он ищет опору, хочет чувствовать себя сопричастным чему-то большому и сильному (своей стране, например) и думать о том, что как часть большой общности он бессмертен.
Проводились такие эксперименты: одной группе испытуемых показывали нейтральные короткие фильмы, а другой — содержащие упоминание о смерти, а затем давали статью о стране с пропусками прилагательных. Те, кому напомнили о смертности, использовали больше положительных эпитетов: «хороший президент», «прекрасная страна» и так далее.
То, что мы видим в кино, в новостях, напоминает нам о смертности, но куда сильнее наши переживания становятся, когда мы теряем близкого. Получается двойная нагрузка: страх и боль утраты, если близкий болен, и столкновение с тем, что я тоже не вечен.
С точки зрения одного из направлений психотерапии, экзистенциального анализа и логотерапии, страх смерти невозможно побороть. Задача взрослого человека — принять тот факт, что он в какой-то момент умрёт. Ядро всех страхов и тревог — страх небытия, глобальной немощности.
Он усиливается, если у человека нет ощущения исполненности, нет переживания «моя жизнь удалась, всё было не зря», — тогда может начаться активный поиск себя.
Смерть уничтожает нас физически, но идея смерти побуждает нас к жизни, напоминает нам другой экзистенциальный психотерапевт, Ирвин Ялом. Заставляет делать что-то, в чём мы продолжимся: писать научные статьи, заводить семью и так далее; обостряет восприятие ценности настоящего момента и необходимости действовать.
Когда человек переживает уход близких, смерть из далёкой идеи превращается в попутчика. Одновременно с горечью утраты смерть близкого несёт с собой взросление. В такие тяжёлые моменты особенно важно растождествиться с умершим человеком: осознать, напомнить себе, что это он ушёл, не я. Найти какие-то опоры.
Кто-то испытывает гнев и возмущение, когда видит, что мир вокруг не изменился, земля не разверзлась, солнце светит как прежде и птички поют, а кого-то это, наоборот, успокаивает. Важно искать опору в самых повседневных вещах.
В трудные минуты помогает внимание друзей и родственников, но ненавязчивое и деликатное. Походы в кино, на каток, путешествие — призывы радоваться жизни могут сделать хуже, такая активность подтачивает силы, а человек и так расходует много сил, горюя.
В такие тяжёлые дни особенно важно отдыхать, делать паузы. Прилечь на диван, полежать час в тишине, концентрируясь на ощущениях: вот диван, я на нём лежу, мир вокруг не рушится, всё идёт своим чередом.
Хорошо помогают дыхательные практики, например глубокое дыхание, которое используют, например, при лечении панических атак. Глубокое дыхание успокаивает тревогу. Определённо нужно поплакать.
Непрожитое горе чревато депрессиями. Задача горя — установить новые отношения с утраченной ценностью, новые отношения с жизнью. Алкоголь мешает переживанию горя, хотя создаёт разгрузки, окна отдыха и покоя. Кажется, что человек выключает себя и выпадает из ада, впадает в забвение. Но алкоголь не способен укрепить нас и помочь понять, как быть дальше.
ВЛАДИМИР БАСКАКОВ, психолог, танатотерапевт
Танатотерапия — это практическая область оказания помощи. В чём? В контакте живущих с процессами смерти и умирания. Вы спросите: зачем? Каждый знает, что умрёт. Но в том-то и дело: зная об этом, человек всё равно не верит. И живёт, как в известном фильме «Тот самый Мюнхгаузен», как будто жизнь будет длиться целую вечность.
Что хорошего в осознавании собственной смертности? Как минимум, это даёт большую наполненность жизни. Попробуйте голой рукой взять горячую сковородку. Что произойдёт? Вы отдёрните руку!
Вот так мы разрываем контакт с реальностью смерти: cлишком сильные чувства, слишком горячо. Лучше не трогать: слишком отталкивающе.
Как не бояться смерти? Во-первых, относиться к этой реальности с исключительным интересом. И тут есть чему удивляться. Во-вторых, различать физиологию страха смерти (она вся позитивна и нацелена на сохранение вас и человека как вида) и психологию страха смерти, с которой, конечно, надо работать. И, опять же, лучше это делать со специалистом-психологом, танатотерапевтом.
Физиология страха смерти опирается на животные реакции: бегство — схватка (активность) или замирание (пассивность). Человеческое тело часто в таких ситуациях поступает афизиологично: подкашиваются колени, случается и расстройство желудка (феномен бойца перед боем), теряется чувствительность, сбивается дыхание.
Поэтому важно уже на уровне перечисленных телесных процессов поддерживать человека. Чтобы разобраться с психологией страха смерти, вначале надо разобраться с теми, кто психологически не боится смерти.
Во - первых, это дети. Конечно, ребенок может знать, что такое смерть: он птичку похоронил, он помнит, что у него бабушка в прошлом году умерла. Но смерть не затрагивает ребенка экзистенциально, не имеет отношения к нему лично! В какой-то момент ребенок, разумеется, осознает, что смерть коснется и его. Это колоссальный шок: «Неужели я умру?». Все мы через него прошли.
В чём же механизм «бессмертия» у детей? В отсутствии «зазора» между реальностью и ребёнком. Детский мир – это полная включенность в окружающий мир. Ребенок как будто сливается с миром, всем своим существом отзываясь на все происходящее в нем. Поэтому и смерть не страшит – она часть этого мира.
Вторая категория людей, не подверженных страху смерти – это влюбленные. Не случайно влюбленные презирают смерть и почти что глумятся над ней – хохоча идут на эшафот, становятся к стенке. Здесь действует тот же механизм, только мир влюбленных – это отсутствие «зазора» между одним человеком и другим, полная принадлежность другому человеку. И смерти как разрыву, переходу здесь также нет места.
Третья категория – это люди, выбравшие путь воина. Здесь имеется в виду способность нахождения максимальной жизненности как в актах жизни, так и в моменте смерти. Это торжество жизни в момент смерти! Это кульминация жизни.
Существовала целая традиция правильной смерти, и она была связана с лёгкой смертью, без мучений, без страданий, без агонии. Люди задолго готовили себя к смерти, готовились при жизни, одежду шили заранее, всё на глазах у детей, которые из любопытства спрашивали: «мама-папа, почему ты всё носишь, а это не носишь?», указывая на эту одежду. «А это на смерть мою», - отвечали родители.
Поэтому дети осознавали две важные вещи. Первая: смерть не страшна, ведь родители спокойно об этом говорят! Вторая: к смерти можно подготовиться. И смерть в этом плане выступает хорошим помощником, обращая наше внимание на жизнь.
Поэтому девизом танатотерапии является «никогда не поздно начать жить», потому что если ты действительно жил, а не существовал, то не будет страха перед смертью осознать: «жизнь прошла мимо меня».
Почему, несмотря на всеобщий страх смерти, она обладает такой притягательностью? Люди любят говорить об этом, снимается много фильмов, где есть смерть, пишутся книги об этом?
Да, смерть обладает притягательностью. Почему так? Потому что в месте, где присутствует смерть, мы себя ощущаем живыми. Отсюда и завершение похоронных обрядов - радость. Потому что нужно иметь ответственность и честность признаться себе, что в том месте, где мы хороним (даже если это близкий вам человек и мы испытываем колоссальное отчаяние), там, тем не менее, присутствует и радость: ведь я-то остаюсь в живых!
Кстати, существует версия, что мы берём домашних животных и их любим, лишь только потому, что они умрут раньше нас.
Что касается книг и фильмов, то за неимением большого количества реальной смерти вокруг (сравним с тем, что происходило во время войны, например) люди нуждаются в симулякрах. Эти симулякры реализуют потребность в контакте со смертью, пускай не с настоящей, а хотя бы книжной.
http://www.the-village.ru/village/city/city/174925-kak-nauchitsya-ne-boyatsya-smerti
http://tanatoterra.com/index.php?art=3
http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=673
The Village продолжает неделю смерти и возрождения.. Танатотерапевт и психолог объясняют, как научиться не бояться смерти. The Village узнал, что такое теория управления ужасом, как пережить потерю близких, почему нужно учиться умирать, как сформировать позитивное отношение к смерти и перестать её бояться.
ЕЛЕНА СТАНКОВСКАЯ, психолог
В социальной психологии конфликт между желанием жить и осознанием смерти изучает теория управления ужасом (Terror management theory). Её создатели отталкивались от того, что именно он выступает главной движущей силой в жизни: человек, как любое живое существо, хочет жить, но осознаёт, что когда-нибудь умрёт.
Ужас перед смертью — то, что пронизывает всю нашу жизнь и создаёт напряжение. Достаточно совсем маленького напоминания о смерти для того, чтобы человек начал испытывать сильную тревогу и пытаться совладать с этим страхом.
Один из способов совладания — человек, которому напомнили о смерти, становится более патриотичным. Он ищет опору, хочет чувствовать себя сопричастным чему-то большому и сильному (своей стране, например) и думать о том, что как часть большой общности он бессмертен.
Проводились такие эксперименты: одной группе испытуемых показывали нейтральные короткие фильмы, а другой — содержащие упоминание о смерти, а затем давали статью о стране с пропусками прилагательных. Те, кому напомнили о смертности, использовали больше положительных эпитетов: «хороший президент», «прекрасная страна» и так далее.
То, что мы видим в кино, в новостях, напоминает нам о смертности, но куда сильнее наши переживания становятся, когда мы теряем близкого. Получается двойная нагрузка: страх и боль утраты, если близкий болен, и столкновение с тем, что я тоже не вечен.
С точки зрения одного из направлений психотерапии, экзистенциального анализа и логотерапии, страх смерти невозможно побороть. Задача взрослого человека — принять тот факт, что он в какой-то момент умрёт. Ядро всех страхов и тревог — страх небытия, глобальной немощности.
Он усиливается, если у человека нет ощущения исполненности, нет переживания «моя жизнь удалась, всё было не зря», — тогда может начаться активный поиск себя.
Смерть уничтожает нас физически, но идея смерти побуждает нас к жизни, напоминает нам другой экзистенциальный психотерапевт, Ирвин Ялом. Заставляет делать что-то, в чём мы продолжимся: писать научные статьи, заводить семью и так далее; обостряет восприятие ценности настоящего момента и необходимости действовать.
Когда человек переживает уход близких, смерть из далёкой идеи превращается в попутчика. Одновременно с горечью утраты смерть близкого несёт с собой взросление. В такие тяжёлые моменты особенно важно растождествиться с умершим человеком: осознать, напомнить себе, что это он ушёл, не я. Найти какие-то опоры.
Кто-то испытывает гнев и возмущение, когда видит, что мир вокруг не изменился, земля не разверзлась, солнце светит как прежде и птички поют, а кого-то это, наоборот, успокаивает. Важно искать опору в самых повседневных вещах.
В трудные минуты помогает внимание друзей и родственников, но ненавязчивое и деликатное. Походы в кино, на каток, путешествие — призывы радоваться жизни могут сделать хуже, такая активность подтачивает силы, а человек и так расходует много сил, горюя.
В такие тяжёлые дни особенно важно отдыхать, делать паузы. Прилечь на диван, полежать час в тишине, концентрируясь на ощущениях: вот диван, я на нём лежу, мир вокруг не рушится, всё идёт своим чередом.
Хорошо помогают дыхательные практики, например глубокое дыхание, которое используют, например, при лечении панических атак. Глубокое дыхание успокаивает тревогу. Определённо нужно поплакать.
Непрожитое горе чревато депрессиями. Задача горя — установить новые отношения с утраченной ценностью, новые отношения с жизнью. Алкоголь мешает переживанию горя, хотя создаёт разгрузки, окна отдыха и покоя. Кажется, что человек выключает себя и выпадает из ада, впадает в забвение. Но алкоголь не способен укрепить нас и помочь понять, как быть дальше.
ВЛАДИМИР БАСКАКОВ, психолог, танатотерапевт
Танатотерапия — это практическая область оказания помощи. В чём? В контакте живущих с процессами смерти и умирания. Вы спросите: зачем? Каждый знает, что умрёт. Но в том-то и дело: зная об этом, человек всё равно не верит. И живёт, как в известном фильме «Тот самый Мюнхгаузен», как будто жизнь будет длиться целую вечность.
Что хорошего в осознавании собственной смертности? Как минимум, это даёт большую наполненность жизни. Попробуйте голой рукой взять горячую сковородку. Что произойдёт? Вы отдёрните руку!
Вот так мы разрываем контакт с реальностью смерти: cлишком сильные чувства, слишком горячо. Лучше не трогать: слишком отталкивающе.
Как не бояться смерти? Во-первых, относиться к этой реальности с исключительным интересом. И тут есть чему удивляться. Во-вторых, различать физиологию страха смерти (она вся позитивна и нацелена на сохранение вас и человека как вида) и психологию страха смерти, с которой, конечно, надо работать. И, опять же, лучше это делать со специалистом-психологом, танатотерапевтом.
Физиология страха смерти опирается на животные реакции: бегство — схватка (активность) или замирание (пассивность). Человеческое тело часто в таких ситуациях поступает афизиологично: подкашиваются колени, случается и расстройство желудка (феномен бойца перед боем), теряется чувствительность, сбивается дыхание.
Поэтому важно уже на уровне перечисленных телесных процессов поддерживать человека. Чтобы разобраться с психологией страха смерти, вначале надо разобраться с теми, кто психологически не боится смерти.
Во - первых, это дети. Конечно, ребенок может знать, что такое смерть: он птичку похоронил, он помнит, что у него бабушка в прошлом году умерла. Но смерть не затрагивает ребенка экзистенциально, не имеет отношения к нему лично! В какой-то момент ребенок, разумеется, осознает, что смерть коснется и его. Это колоссальный шок: «Неужели я умру?». Все мы через него прошли.
В чём же механизм «бессмертия» у детей? В отсутствии «зазора» между реальностью и ребёнком. Детский мир – это полная включенность в окружающий мир. Ребенок как будто сливается с миром, всем своим существом отзываясь на все происходящее в нем. Поэтому и смерть не страшит – она часть этого мира.
Вторая категория людей, не подверженных страху смерти – это влюбленные. Не случайно влюбленные презирают смерть и почти что глумятся над ней – хохоча идут на эшафот, становятся к стенке. Здесь действует тот же механизм, только мир влюбленных – это отсутствие «зазора» между одним человеком и другим, полная принадлежность другому человеку. И смерти как разрыву, переходу здесь также нет места.
Третья категория – это люди, выбравшие путь воина. Здесь имеется в виду способность нахождения максимальной жизненности как в актах жизни, так и в моменте смерти. Это торжество жизни в момент смерти! Это кульминация жизни.
Существовала целая традиция правильной смерти, и она была связана с лёгкой смертью, без мучений, без страданий, без агонии. Люди задолго готовили себя к смерти, готовились при жизни, одежду шили заранее, всё на глазах у детей, которые из любопытства спрашивали: «мама-папа, почему ты всё носишь, а это не носишь?», указывая на эту одежду. «А это на смерть мою», - отвечали родители.
Поэтому дети осознавали две важные вещи. Первая: смерть не страшна, ведь родители спокойно об этом говорят! Вторая: к смерти можно подготовиться. И смерть в этом плане выступает хорошим помощником, обращая наше внимание на жизнь.
Поэтому девизом танатотерапии является «никогда не поздно начать жить», потому что если ты действительно жил, а не существовал, то не будет страха перед смертью осознать: «жизнь прошла мимо меня».
Почему, несмотря на всеобщий страх смерти, она обладает такой притягательностью? Люди любят говорить об этом, снимается много фильмов, где есть смерть, пишутся книги об этом?
Да, смерть обладает притягательностью. Почему так? Потому что в месте, где присутствует смерть, мы себя ощущаем живыми. Отсюда и завершение похоронных обрядов - радость. Потому что нужно иметь ответственность и честность признаться себе, что в том месте, где мы хороним (даже если это близкий вам человек и мы испытываем колоссальное отчаяние), там, тем не менее, присутствует и радость: ведь я-то остаюсь в живых!
Кстати, существует версия, что мы берём домашних животных и их любим, лишь только потому, что они умрут раньше нас.
Что касается книг и фильмов, то за неимением большого количества реальной смерти вокруг (сравним с тем, что происходило во время войны, например) люди нуждаются в симулякрах. Эти симулякры реализуют потребность в контакте со смертью, пускай не с настоящей, а хотя бы книжной.
http://www.the-village.ru/village/city/city/174925-kak-nauchitsya-ne-boyatsya-smerti
http://tanatoterra.com/index.php?art=3
http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=673
Комментариев нет:
Отправить комментарий