суббота, 5 апреля 2014 г.

Психолог военной прокуратуры Северного флота Ирина Николаевна Королёва мечтает написать научный труд по военной психологии.


Ирина Николаевна Королёва - жена Командующего Северным флотом адмирала Владимира Королёва . 

Работала на различных должностях специалистов психологической работы в системе Вооружённых Сил РФ, в т.ч. психологом соединений подводных лодок, психологом технической базы вооружений, в отделе воспитательной работы Северного флота. 

Тем интересней прочитать про неё на страницах "Красной звезды".

ЖИТЬ И РАБОТАТЬ С ДУШОЙ

Улыбчивая севастопольская девчонка мечтала стать микробиологом, заниматься наукой, изучать живые организмы.

Окончив с красным дипломом Севастопольское медицинское училище, Ирина поступила в Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова на биологический факультет и уже видела себя специалистом, познающим мир изнутри, наблюдающим через стёкла микроскопов за развитием бактерий, грибов, вирусов... 

Однако жизнь распорядилась иначе.

Выйдя замуж за военно-морского офицера, Ирина в двадцатилетнем возрасте покинула знойный Крым и приехала в гарнизон подводников Гаджиево

К тому времени она успела в Севастополе поработать медсестрой в кардиологическом отделении Детской городской больницы. 

В Гаджиево же довелось трудиться старшей медсестрой клинического отделения спецполиклиники.

Продолжить высшее образование не получилось – на руках была маленькая дочь, муж постоянно в морях. 

И только когда Юля подросла, Ирина поступила в Мурманский государственный педагогический университет на факультет психологии.

– Мне всегда хотелось изучать процессы, недоступные для нашего внешнего восприятия, узнавать их влияние на дальнейшие явления, прогнозировать ход событий, – говорит Ирина Николаевна. 

– Потом стала интересоваться высшей нервной деятельностью человека и так пришла к намерению заняться психологией.

В 1998 году она окончила с красным дипломом вуз и получила квалификацию «педагог-психолог». 

А вскоре на флоте стали создаваться центры психологической помощи и реабилитации, где требовались гражданские специалисты на должности военных психологов.

– Когда в соединении атомных подводных лодок мы только открывали центр, то начинали с нуля: разрабатывали документацию, выбирали блок методик, которые позволили бы качественно оценить готовность подводников к выходу в море и выполнению боевых задач, – рассказывает Ирина Николаевна.

Круг обязанностей военного психолога огромен: он должен уметь грамотно провести профессиональный психологический отбор, отследить адаптацию молодых специалистов к военной службе, организовать профилактические мероприятия – различные тренинги, семинары, инструктивно-методические занятия. 

Совместно со специалистами по работе с личным составом необходимо выявить, имеются ли в семьях военнослужащих неблагоприятные факторы, которые могут оказать негативное влияние на службу

Особенно это важно для экипажа подводной лодки, которая, по сути, является грозным оружием. 

Здесь военнослужащие должны обладать не только высокими профессиональными качествами, но и хорошим коммуникативным потенциалом.

– Душевное состояние и телесная оболочка человека тесно взаимосвязаны. Вот попадёт в глаз соринка, и сразу так плохо становится. Казалось бы, сущая мелочь, а нет от неё покоя. А если в душе проблема, как с ней жить? – рассуждает Ирина Николаевна.

 – Психология – работа индивидуальная, здесь имеешь дело с конфиденциальной информацией. Установив доверительные отношения с собеседником, ты должен взвешивать каждое своё слово.

Оглядываясь на пятнадцатилетний этап деятельности в военной психологии, она отмечает, что особенно тяжело было в конце 1990-х и начале 2000-х годов, когда после окончания военных вузов в гарнизоны приходили служить в основном холостые ребята, боевая деятельность флота была не столь активной, как сейчас. 

Общаясь с лейтенантами, она всегда подчёркивала, что для офицера очень большое значение имеет семья – тогда у него появляется совсем иная мотивация к службе.

С молодыми жёнами лейтенантов Ирина Николаевна говорила просто и по-женски откровенно.

– Да, выйдя замуж за офицера и приехав в отдалённый гарнизон, вы теряете возможности, которые даёт большой город, – Ирина Николаевна открыто говорит о том, что ей самой пришлось пройти. 

– Молодым женщинам я объясняла: не исключено, что вам придётся расстаться с мечтой о выбранной в юности профессии, не будет шансов устроиться по полученной специальности, но знайте, что у вас есть самое главное. 

Это семья, молодость, энтузиазм, стремление состояться как личность и определить свою сферу деятельности, получить востребованное образование, которое позволит найти в гарнизоне работу по душе.

Получив хороший опыт работы в подводных силах, в 2007 году Ирина Королёва приехала вместе с мужем в Североморск и продолжила заниматься психологией военнослужащих сначала в отделе воспитательной работы Северного флота, потом – в технической базе вооружения, где большинство составляют военнослужащие по призыву. 

С 2011 года она работает психологом военной прокуратуры Северного флота, за три года до этого получив юридическое образование в Московской академии экономики и права.

– Сейчас на флоте на должностях военных психологов трудятся в основном женщины, и это очень хорошо, – убеждена Ирина Николаевна. 

– Дело в том, что человеку в погонах военнослужащий не расскажет о себе так, как гражданскому специалисту, особенно женщине. 

Когда молодой человек оказывается в чужом крае, далеко от родного дома, ему очень не хватает доверительных отношений

И поверьте моему опыту, женщину-психолога он воспринимает как мать, сестру и охотнее идёт на контакт.

Глядя на Ирину Николаевну, её дочь Юлия увлеклась психологией ещё в девятом классе.

По словам девушки, интерес к профессии, ответственность за человеческие судьбы и неравнодушие к обратившимся за помощью людям ей привила мама. 

С третьего курса института Юлия начала работать психологом сначала в детском саду, затем – в соединении подводников

Как и мама, она окончила с красным дипломом вуз и продолжает заниматься самообразованием, изучает новые разработки в области психологии. 

Сын Дмитрий учится в шестом классе и, как отметила наблюдательная мама, живо интересуется архитектурой. 

http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2014/03/blog-post_12.html

– У нас в стране идёт большой перекос в установке школьников на выбор профессии: многие родители советуют детям получать то образование, которое даст высокооплачиваемую работу, и совсем не обращают внимания на склонности, интересы подростков, – с горечью отмечает Ирина Николаевна. 

– Но разве можно достичь успеха, получить удовольствие от профессии, которая не твоя? Ведь не деньги делают человека счастливым! 

В этом я убедилась, когда ещё в пединституте собирала материал к своей дипломной работе «Влияние индивидуальных личностных характеристик учащихся старших классов на выбор профессии».

Одним из самых эффективных методов снятия эмоционального напряжения, последствий стрессов у военнослужащих Ирина Николаевна по-прежнему считает тренинги

Она с удовольствием их составляет и мастерски проводит. 

В этом мне довелось убедиться самой, побывав несколько лет назад в объединённой базе вооружения СФ на занятии с военнослужащими по призыву. 

Молодые воины пришли на занятие понурыми, а уходили в хорошем настроении, с горящими глазами.

– Когда я только начинаю работать на новом месте, во мне видят прежде всего жену командующего флотом, и это неизбежно, – мудро отмечает Ирина Николаевна. 

– Так было на Черноморском флоте, когда Владимира Ивановича назначили на должность командующего, а я пришла трудиться психологом дивизиона подводных лодок

Так получилось и на Северном флоте. 

Но уже буквально через три месяца меня воспринимают адекватно, оценивают как специалиста-психолога и доверяют как человеку.

У каждого из нас есть мечта, к которой мы стремимся. 

Ирина Николаевна мечтает проанализировать полученный на флоте опыт и написать научный труд по военной психологии, исследовав влияние различных факторов на профессиональную карьеру военнослужащего. 

В своём намерении она ещё больше окрепла после поездки в Екатеринбург на Первый съезд психологов силовых структур России.

Психологи разных силовых ведомств наконец-то объединились в межведомственной психологической структуре и получили возможность обмениваться опытом, а это значит, что мы теперь сможем применять новые методики и приносить больше пользы людям, – радостно сообщила Ирина Николаевна.

Ольга Воробьёва

Комментариев нет:

Отправить комментарий