В помощь студентам специалитета 37.05.02 «Психология служебной деятельности».
Цель исследования - выявление структуры и феноменологии переживания, сохранение и систематизация живой информации о чувствах и переживаниях участников боевых действий (БД) (ликвидации последствий ЧС, выполнения специальных задач) по свидетельствам самих участников.
Методология исследования
Л.С. Выготский представил троичную структуру переживания: эмоциональная реакция, осмысление, интерпретация, указав, что в переживании представлены социальная среда, личностные особенности и социокультурный нормативный контекст.
С. Л. Рубинштейн определял переживание как комплексное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, чувства, настроение и мысли, возникающее в результате воздействия на человека внешних и внутренних стимулов, проявляющееся в его поведении и действиях.
По мнению С.Л. Рубинштейна переживание может быть положительным и отрицательным, оно находится в непосредственной зависимости от восприятия и оценки человеком переживаемой ситуации и помогает человеку адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, являясь важным элементом личностного развития.
Организация исследования
Исследование проводится в форме интервью участников БД (ликвидации последствий ЧС, выполнения специальных задач), их родных (близких, знакомых),
и написания психологических эссе, отражающих особенности ощущений, эмоций, чувств, переживаний при принятии решений, инсайтов в зоне БД (ЧС, выполнения специальных задач) и после возвращения домой.
В процессе интервью студент получает практику общения с участниками событий.
Материалы интервью могут быть анонимными, то есть содержать информацию лишь о поле, возрасте участника.
Вопросы интервью. Блоки.
Блок 1. Основные и дополнительные биографические сведения:
Пол, возраст; дополнительные биографические данные (по желанию).
Блок 2. Наиболее сильные воспоминания, эмоции, чувства:
Какое самое яркое воспоминание из жизни, событий, действий (можно несколько, но важно чтобы одно было негативным, а другое положительным)?
Чем они запомнились?
Какие эмоции и чувства вызывают?
Какие ощущения, эмоции, чувства, переживания были самыми частыми?
Блок 3. Соотношение эустресс- и дистресс-факторов:
Испытывал ли страх и тревогу?
При каких обстоятельствах?
Помогало ли это или мешало?
Как справлялся?
Испытывал ли радость?
При каких обстоятельствах?
Что помогало?
Что больше всего не нравилось или мешало?
Блок 4. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера:
Приходилось ли принимать экстренные решения, действовать быстро и решительно, в экстремальной обстановке?
Что переживал, чувствовал при этом, какие эмоции и ощущения испытывал?
Что помогало и что мешало принимать решения и действовать?
Какие чувства преобладали в разных условиях обстановки?
Чего больше всего хотелось? Почему?
Блок 5. Рефлексия:
О чем размышлял?
Какие вопросы задавал сам себе?
Какие ответы давал?
К каким выводам пришел?
Что открыл для себя неожиданно, находясь в зоне БД (ЧС)?
После возвращения?
Какие переживания и чувства испытал по этому поводу?
Что изменилось в жизни после возвращения?
Какие чувства, эмоции испытывает сейчас?
Чем занимается?
Возвращается ли мыслями в зону БД (ЧС, спецзадач)?
Переосмысливает ли происходившие события?
Что чувствует и думает об этом?
Этапы исследования:
Этап 1. Разработка методики исследования. Сбор первичных данных проводится при помощи структурированного интервью с заранее подготовленными вопросами.
Этап 2. Выбор респондентов и согласование с ними времени проведения интервью.
Этап 3. Проведение структурированного интервью. Участникам предъявляются вопросы, на которые необходимо ответить в свободной форме.
Этап 4. Обработка результатов.
После проведения интервью, качественно (посредством применения метода феноменологической герменевтики) и количественно (с помощью метода контент-анализа) обрабатываются все результаты.
Этап 5. Интерпретация результатов исследования.
Методы исследования:
метод структурированного интервью;
метод качественного анализа данных (феноменологическая герменевтика);
метод качественно-количественного анализа (контент-анализ);
метод количественного анализа данных: мера центральной тенденции, расчет среднего арифметического.
Карта контент-анализа феноменологии переживания участниками БД.
Этап Рефлексия.
Что переживает:
радость, переосмысление жизни, сомнения, поиск себя;
умиротворение;
потерянность;
переосмысление жизненных приоритетов;
волнение, гордость;
переосмысление ценностей.
Смысловые ед. (паттерны):
радость от возвращения домой;
осознание несерьёзности своих проблем в гражданской жизни;
желание посетить горячие точки;
поиск себя;
переосмысление своих проблем в гражданской жизни;
желание вернуться в зону БД;
понимание себя как личности; узнавание нового о себе;
радость от встречи с родными и близкими;
волнение за сослуживцев;
правильность своих поступков;
переосмысление жизненных ценностей;
стал более уверенным, переоценка ценностей;
гордость за свою страну.
Подробней: Мильчарек Т. П., Мильчарек Н. А., Пауксон М. В., Макарчук А. И. Структура и феноменология переживания боевых действий военнослужащими // Российский военно-психологический журнал. – 2024. – №1(3). – С. 103–113.
Комментариев нет:
Отправить комментарий