Вот, что писал об учебнике сам Александр Григорьевич Караяни.
Говоря об особенностях учебника необходимо отметить, что его содержание выросло из запросов ведущих вузов страны, которые были проанализированы издательством и сформулированы в виде перечня дидактических единиц и компетенций, подлежащих отработке.
Таким образом содержание учебника отвечает рабочим программам учебных дисциплин многих вузов, начиная с Военного университета и заканчивая МГУ.
Издательством также определена архитектоника учебника, сочетающая в себе изложение теоретических положений и системы практикумов.
На самом деле в течение прошлого года мне пришлось разрабатывать не один учебник, а два учебника и три учебных пособия.
По приказу МО РФ мы, в соавторстве с И.В. Сыромятниковым, разработали учебник «Военная психология: учебник для специалистов психологической работы ВС РФ», который по своему содержанию может быть определен как учебник по военно-психологической работе.
Кроме этого в соавторстве с П.А. Корчемным было разработано учебное пособие «Психологическая подготовка боевых действий».
В соавторстве с Ю.П. Зинченко и Ю.М. Караяни – пособие «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне».
И вместе с Ю.М. Караяни - пособие «Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке».
Говорю об этом потому, что издательство «Юрайт» установило норму оригинальности материала – не менее 85%.
Это потребовало большой работы по разведению разрабатываемых изданий в тематическом, структурном, стилистическом плане.
В результате, например, учебники, имеющие примерно равные объемы, существенно различаются тематически.
И, конечно же, в идеале нужно было объединить все эти учебники в единый, но по-видимому, это дело будущего.
Что же отличает презентуемый учебник?
1. В структурном отношении он состоит из 5 разделов и 22 глав, в которых отражены все важнейшие элементы, атрибутивные для изданий такого жанра - историко-психологические, теоретико-методологические, аналитические, прикладные и практические аспекты военной психологии.
Впервые, в учебнике с психологических позиций рассмотрены такие явления как война, психологические эффекты современных средств вооруженной борьбы, характерных для 4-G войн, психологические аспекты избегания плена, сохранения боеспособности в плену и организация побега,
влияния качества сна на боеспособность военнослужащих, возможности использования выдающихся особенностей животных как психологического ресурса участников боевых действий,
новейшие методы и средства психологической подготовки военнослужащих и информационно-психологического противоборства, пути оптимизации профессионального психологического отбора и др.
2. В содержательном плане учебник интегрирует последние достижения мировой военно-психологической мысли.
При его разработке были критически проанализированы и учтены самые свежие идеи и исследования, содержащиеся в учебниках, научных статьях, боевых документах армий США, Великобритании, Канады, Израиля, Китая.
Пожалуй, впервые в отечественной военной психологии вышел учебник, в котором ссылки адресованы не к материалам зарубежных публикаций 20-30-летней давности, а который обращается к достижениям мировой военно-психологической науке и практике по существу в режиме реального времени.
В книге интегрированы данные научных исследований, исторические примеры, свидетельства участников боевых действий, литературно-художественное отражение психологической природы войны и боя.
Красной нитью через все содержание учебника проходит мысль о том, что военная психология – не плод изощренного и образованного ума группы военных ученых,
а результат почти трехтысячелетнего развития военно-психологических идей в рамках военно-психологического искусства величайших полководцев всех времен и народов, их закалки в горниле мировых и локальных войн.
Исторический обзор пути военной психологии осуществлен преимущественно не по персоналиям, а по основным направлениям приложения военной психологии к боевой практике.
Этот обзор охватывает анализ первых попыток использовать «психологический фактор» в баталиях доисторических времен, когда дерущиеся дикари пытались устрашить друг друга устрашающей боевой раскраской и гортанными криками,
и самых современных и перспективных (цифровых, виртуальных и других) технологий психологической подготовки и сопровождения войн нового поколения, в том числе гибридных войн.
В работе показано как развивалась теория и практика психологического отбора, психологической помощи, информационно-психологического противоборства.
Важным пунктом учебника является отчетливое обоснование того, что у истоков мировой военной психологии стоят русские военные ученые.
Именно в России в ходе русско-японской войны впервые в истории выстраивалась система психолого-психиатрической реабилитации участников боевых действий, профессионального психологического отбора военнослужащих.
После войны впервые в мире создано военно-психологическое сообщество в виде Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний, написан первый устав этого сообщества, проведено первое масштабное военно-психологическое исследование, защищена первая диссертация по военной психологии.
Именно в нашей стране появились первые люди, называющие себя военными психологами.
3. В методологическом отношении особенностью учебника является то, что он выполнен на единой базе системно-ресурсного похода к анализу боевой деятельности, при котором ее субъектом выступает не отдельно взятый военнослужащий, а система «военнослужащий-среда-деятельность».
А психологические возможности данного субъекта эффективно решать боевые задачи определенного типа (класса) рассматриваются в качестве целевого психологического ресурса участника боевых действий.
Центральной целью военной психологии в учебнике определяется подготовка эффективного воина, воина способного успешно решать боевые задачи, сохраняя при этом свою жизнь и здоровье.
А важнейшей миссий командиров и военных психологов считается оснащение воина психологическим ресурсом эффективного бойца.
Для достижения этой цели в учебнике представлены психотехнологии психологического отбора, психологической подготовки, помощи, реабилитации, редаптации.
Безусловно, данный учебник нельзя считать каким-то результирующим этапом моей профессиональной жизни или апофеозом развития военной психологии даже на текущем его этапе.
Скорее это начальный момент, импульс для появления других, интересных, самобытных военно-психологических работ.
И чем их будет больше, тем богаче будет военная психология.
Я готов к любым формам сотрудничества со всеми, кому судьба военной психологии не безразлична.
А.Караяни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий