вторник, 25 сентября 2018 г.

На полигоне – психологи Черноморского флота. Учения по МПО.


Как показал опыт работы с личным составом, помощь флотских психологов нужна в любой обстановке – повседневной, учебной или боевой.

Решают ли моряки задачи в море, возникают ли проблемы между военнослужащими в процессе формирования экипажей, во время слаживания подразделений – практически всегда появляются определенные «шероховатости», личные или межличностные проблемы, негативно сказывающиеся на службе и потому требующие незамедлительного решения. И тогда к решению подобных задач подключаются специалисты.

Недавно психологи Черноморского флота решали задачи в подразделениях частей береговой обороны ЧФ. Действовали психологи на учебном полигоне Ангарский вдали от главной базы ЧФ, где для военнослужащих были созданы особые условия учебного боя.


Об этой специфике рассказывает начальник центра психологической работы отдела по работе с личным составом Черноморского флота капитан 2 ранга Светлана Харитонова: «В течение нескольких суток психологи флота занимались организацией психологической подготовки военнослужащих, в рамках специальных учений по морально-психологическому обеспечению личного состава подразделений береговых войск ЧФ.

В частности, шли отработка готовности личного состава к выполнению боевых задач, поддержание у военнослужащих высокой психической устойчивости в бою, их способности переносить физические и психические нагрузки в сложной боевой обстановке.

Нами были разработаны элементы психической подготовки для насыщения уже имеющихся на полигоне полос препятствий. Всё это делалось с учетом особой программы подготовки, выполняемых личным составом типовых нормативов и учебных упражнений».

Если отступить от мудрёных формулировок и терминов, то фактически на полигоне была создана модель современного сухопутного боя. Для этого в сценарий прохождения стандартной полосы препятствий внесли некоторые влияющие на психику бойцов дополнения.

В частности, в самых неудобных местах зажгли автомобильные покрышки, на пути испытуемых взрывались взрывпакеты и загорались дымовые шашки, имитировались разбросанные по полосе и колючей проволоке части тел «погибших», «оторванные конечности с кровью», звучали «стоны» тяжелораненых, создавались различные шумовые эффекты – пулеметные очереди, выстрелы орудий, разрывы мин...

Соответствующие эффекты с помощью специальных средств создавали старшина контрактной службы Александр П. с группой военнослужащих.

Поведение испытуемых на такой полосе внимательно отслеживалось психологами. Причем прохождение полос каждый раз усложнялось, добавлялся какой-то элемент боя и фиксировалось, как этот элемент усложняет прохождение. Выявлялись отклонения в нормативах, после чего шла индивидуальная работа с военнослужащими.


«Некоторые отклонения возникали у тех, кто ранее не имел подобной учебно-боевой практики и опыта, – продолжает тему капитан 2 ранга Светлана Харитонова. – Причем такие отклонения были присущи и военнослужащим по призыву, и контрактникам. Чтобы устранить эти отклонения, мы работали конкретно и индивидуально.

Рекомендации выдавали я и моя коллега – начальник группы психологической работы лейтенант Виктория Яни, а также другие психологи частей ЧФ».

После анализа прохождения полосы препятствий выяснилось, что в абсолютном большинстве военнослужащие различных подразделений береговой обороны ЧФ с испытаниями справились.

При этом следует учитывать, что на эпизодах с огнем, дымом и «с тонами раненых » проверялось около 500 военнослужащих частей и подразделений береговой обороны ЧФ. Однако обладатели крепких нервов просматривались явно.

Более высокую психическую устойчивость в учебном бою показали бойцы разведывательного батальона отдельной бригады береговой обороны армейского корпуса ЧФ, где врио командира старший лейтенант Максим П.

Быстро и инициативно действовали в сложной обстановке контрактники старшина 1 статьи Сергей З., сержант Александр Г., старшие матросы Александр И., Виктор Р., матрос Руслан Л.

Специальные учения и работа полевого лагеря дали флотским психологам богатый материал для дальнейшего совершенствования работы в области морально-психологической устойчивости военнослужащих в бою.

Рекомендации психологов будут оформлены в виде служебных документов и «пойдут» в войска, что, безусловно, должно повысить эффективность работы командиров и начальников с личным составом соединений и частей флота.

Андрей ЛУБЯНОВ.

НА СНИМКАХ: капитан 2 ранга Светлана Харитонова консультирует психолога части морской пехоты гвардии лейтенанта Дмитрия Марочкина; лейтенант Виктория Яни проводит занятие в одном из подразделений в палатке полевого лагеря. Фото автора.

http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/FR_2018-09-07.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий