суббота, 19 ноября 2016 г.

Людмила ПЕТКО. Психологическое консультирование военнослужащих.


Тема ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ закономерно "всплыла" в ходе АТТЕСТАЦИИ психологов частей и соединений Тихоокеанского флота, частей центрального подчинения и военной полиции во Владивостоке. Заместитель председателя комиссии БЕЗУШКО Олег Яковлевич на СОБЕСЕДОВАНИИ  задал данный вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз, молодому специалисту психологической работы.

Ответ психолога опускаем (он зафиксирован средствами объективного контроля). И пока специалисты психологической службы приходят в себя от пережитого СТРЕССА в ходе АТТЕСТАЦИИ, а кое-кто "пакует чемоданы", я обратился к кандидату психологических наук Людмиле ПЕТКО за консультацией по данному вопросу. Людмила Юрьевна согласилась и подготовила краткий методический материал в помощь коллегам.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — это область практической психологии, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

Цель этого взаимодействия — помощь клиенту (военнослужащему) в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.


ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

• эмоциональная поддержка со стороны консультанта и искреннее внимание к переживаниях военнослужащего;
• расширение сознания и повышение психологической компетентности;
изменение отношения военнослужащего к своей проблеме от ощущения ее тупиковой к нахождению адекватного решения и его осуществления;

• повышение стрессовой и кризисной толерантности военнослужащего, развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;
• развитие гибкости в поведении и установках военнослужащего, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

• развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;
• повышение чувства ответственности военнослужащего за свою жизнь;
• развитие у военнослужащего умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;

• развитие умения творчески осваивать действительность;
• развитие межличностных и коммуникативных способностей военнослужащего, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

• безоценочность и доброжелательность;
• ориентация на систему ценностей;
• осторожность с советами;
• анонимность;
• разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
• активная позиция клиента (военнослужащего).

Выделяются следующие модели структуры психологического консультирования:

• эклектическая модель Р. Кочюнаса;
• четырехступенчатая модель;
• шестишаговая модель А. Блазера.


ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ включает в себя следующие технические этапы:

• ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ военнослужащего, предполагает:
- установление контакта с военнослужащим, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к военнослужащему через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т. п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне; формирование климата обоюдного доверия',
- поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;
- поощрение военнослужащего на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим;

• ЭТАП ДВУХМЕРНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, включает:
- уточнение различных аспектов проблемы военнослужащего до понимания сути проблемы консультантом и военнослужащим с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему так, как сам он воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез;
- определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы военнослужащий согласился с таким определением;
в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы — возврат на стадию уточнения и прояснения;

• ЭТАП ИДЕНТИФИКАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВ, включает:
- обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с военнослужащим;
- побуждение военнослужащего к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

• ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ, содержит:
- сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта военнослужащего и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;
- осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;
- составление плана реалистичного решения проблемы;
- разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, включает:
- последовательную реализацию выбранного плана действий;
- учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий военнослужащего: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты;
- обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действийвоеннослужащего в этом случае, подведение к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

ЭТАП ОЦЕНКИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, включает:
- оценку военнослужащим совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели;
- обобщение достигнутых результатов;
- анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.


ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ СТУПЕНЬ психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:

• установление раппорта, "присоединение" консультанта к клиенту;
• ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы;
• терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.


ШЕСТИШАГОВАЯ МОДЕЛЬ А. Блазера включает в себя этапы:

• ЭТАП УСТАНОВЛЕНИЯ РАППОРТА, характеризуется:
- формированием доверия;
- частичным проигрыванием консультантом той роли, которой ждет от него военнослужащим; « использованием этого приема только на данном этапе;

• этап составления жалобы, включающий:
- анализ типа жалобы, предъявляемой военнослужащим: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием "все плохо"), явной, скрытой;
- стратегию выявления типа жалобы военнослужащего, включающую:
- отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

- отражение чувств военнослужащего, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: "Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете...");
- изучение установок военнослужащего, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит военнослужащий, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение военнослужащего и ситуация в целом;


• ЭТАП АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ, включает:

- наличие хорошего раппорта между консультантом и военнослужащим и атмосферы доверия, а в противном случае военнослужащий вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

- анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоциональных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей военнослужащего;

- анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема военнослужащим и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

- функциональное значение проблемы для военнослужащим, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для военнослужащего;
- построение гипотез, их проверка и подтверждение;


ПОЛНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

ЭТАП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТРЕАГИРОВАНИЯ:
• предоставление военнослужащему возможности выговориться и выразить свои чувства;
• помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, возможности действий;
• помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — "негативных" частей личности, мыслей, чувств;

ЭТАП ДВИЖЕНИЯ КЛИЕНТА К ПРОБЛЕМЕ:
• предоставление военнослужащему эмоциональной поддержки;
• рассмотрение и анализ позитивных (но не "выгодных") аспектов проблемной ситуации;
• формирование у военнослужащего ресурсного состояния;

ЭТАП ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
• осознание военнослужащим причин проблемы;
• совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели.


ЭТАП ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО КОНТРАКТА:
• обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т.п.)
• доля ответственности военнослужащего и консультанта: психолог отвечает за профессионализм своих действий, а военнослужащий — за свои действия и за личный результат;
• выявление и коррекция нереалистичных ожиданий военнослужащего.

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИСТРА ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ:
• поощрение военнослужащего к самостоятельному продуцированию решений, ненавязывание своей точки зрения и своих решений;
• проговаривании и их анализе;
• критическая оценка каждого решения, прогнозирование дальнейшего развития ситуации при выборе того или иного способа решения проблемы;


ЭТАП ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ характеризуется
• выбором оптимального, наиболее подходящего решения с точки зрения военнослужащего, а не консультанта.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ представляет собой:
• разработку плана осуществления выбранного способа решения проблемы;
• детальное проговаривание всех шагов;
• формирование уверенности в правильности сделанного выбора и ресурсного состояния.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.


ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

Уточнение.
Перефразирование.
Обобщение.
Ободрение и успокоение.
Отражение чувств клиента.
Самораскрытие консультанта.
Интерпретация.
Конфронтация.


В материале использованы фотографии из личного архива Людмилы ПЕТКО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий