Профилактика боевых психических расстройств у военнослужащих специальными методами психологической подготовки. Репортаж с учебно-методического занятия психологов Восточного военного округа по профилактике ТАНКОБОЯЗНИ.
Как сообщают "Красная звезда" и "Суворовский натиск", на полигоне Анастасьевский под Хабаровском прошло практическое учебно-методическое занятие под руководством начальника Центра психологической работы Восточного военного округа подполковника Оксаны БАРМИНОЙ.
Свыше 60 специалистов-психологов и заместителей командиров соединений и частей по работе с личным составом ознакомились с методиками противостояния военнослужащих экстремальным ситуациям при выполнении учебно-боевых задач.
– Для успешного преодоления различных факторов боя недостаточно только физической выносливости, необходим ещё и высокий уровень морально-психологической готовности. Сегодня в ходе занятия психологи Окружного учебного центра подготовки младших специалистов ВВО наглядно покажут некоторые нюансы работы по повышению боевого духа военнослужащих, – отметила в начале занятия подполковник Оксана Бармина.
Затем слово взял руководитель занятия – начальник психологической группы учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск ОУЦ ВВО капитан Ильдар ХАЛИТОВ, который коротко представил учебные места.
– В ходе учебно-методического занятия вам покажут работу военных психологов по устранению случаев ТАНКОБОЯЗНИ на учебном месте № 1 – «подползание под танк», учебном месте № 2 – «обкатка танком», учебном месте № 3 – «десантирование с танка». Кроме того, вам продемонстрируют работу психологов на экспериментальной «психологической полосе» учебного места № 4.
На учебном месте № 5 вы на практике ознакомитесь с организацией работы специалистов на ПОЛЕВОМ ПУНКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. Вам покажут примеры оборудования полевого пункта, психологической реабилитации тех, кто получил психологическую травму, – рассказал капитан Ильдар ХАЛИТОВ.
Перед началом работы на учебных местах специалисты оценили психофизиологическое состояние членов экипажей. Для этих целей применялась функциональная проба Руфье-Диксона, которая представляет собой комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Проба Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 мин, определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле.
Индекс Руфье = (4*(Р1 + Р2 + Р3) - 200 )/10.
Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15.
Меньше 3 — хорошая работоспособность; 3—6 — средняя; 7—9 — удовлетворительная;
10—14 — плохая (средняя сердечная недостаточность);
15 и выше (сильная сердечная недостаточность)
Есть и другие модификации расчета: ((4*Р2-70) + 4*(Р3-Р1))/10
Полученный индекс Руфье—Диксона расценивается как:
хороший - 0,1 – 5; средний — 5,1 – 10;
удовлетворительный — 10,1 – 15;
плохой — 15,1 – 20.
Ещё одним способом оценки психофизиологических показателей стала «ПАЛЬЦЕ-НОСОВАЯ ПРОБА». От военнослужащих требовалось дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
– Непопадание пальцем по носу, дрожание указательного пальца или кисти могло бы означать наличие травм головного мозга, невроза, переутомления, перетренированности, но ничего этого у военнослужащих замечено не было, – пояснил профессиональные подробности данного приёма капитан Ильдар ХАЛИТОВ.
Для подготовки экипажей к выполнению задач и снятию напряжения психологи применили и приём «КВАДРАТНОЕ ДЫХАНИЕ», суть которого заключалась в дыхательной технике в течение 8 минут с продолжительным вдохом, задержкой дыхания, продолжительным выдохом и последующей задержкой дыхания.
По словам капитана ХАЛИТОВА, он позволяет военнослужащим восстановить оптимальное мышечное напряжение. Также членам экипажа предлагалось «ЗАДУТЬ СВЕЧУ». Этот психологический приём, несмотря на внешнюю лёгкость, предполагал предельное внимание психологов за напряжением мышц спины и брюшного пресса военнослужащих при выполнении специального алгоритма дыхания.
Стоит отметить, что при демонстрации различных приёмов на всех учебных местах всегда применялись дыхательные техники. Скажем, при выполнении упражнения «подползание под танк» типичной реакцией военнослужащих может стать страх. Для его снятия применялись приёмы с элементами глубокого вдоха: «ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ», «СТЕНА», «ГРЕБЛЯ», «ЗАМОК». Схожие техники применялись на этом же учебном месте для предотвращения такой реакции организма, как ступор.
На учебном месте «обкатка танком» у военнослужащих могла возникнуть нервная дрожь. Для снятия действия неконтролируемого дрожания специалисты предлагали военнослужащим усилить дрожь путём взятия «пострадавших» за плечи и резкого потряхивания их в течение 15 минут с постоянным поддержанием вербального контакта.
Также психологи провели мастер-класс по релаксирующим упражнениям в ходе выполнения расслабляющих приёмов «НАКЛОН» и «УСПОКАИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ». Ещё одним учебным местом по преодолению танкобоязни и страха стало «десантирование с танка».
– В данной ситуации у военнослужащих потенциально может возникнуть такая реакция, как страх, – рассказал капитан Ильдар ХАЛИТОВ. – Для него характерно напряжение мышц, особенно лицевых, сильное сердцебиение, учащённое поверхностное дыхание, слабый контроль над собственным поведением. Психологи показали присутствующим на занятии специалистам и военнослужащим способы самомассажа для предотвращения этой реакции.
Одним из самых зрелищных на учебно-методическом занятии стало учебное место № 4, где военнослужащим необходимо было вылезти из «подбитого» танка, частично подожжённого напалмом. Далее танкисты сделали небольшой марш- бросок через экспериментальную «психологическую полосу» в 100 метров.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА
Экипажу боевой машины потребовалось преодолеть «проволочное заграждение», пробежать по «бревну», перепрыгнуть через «стену», вступить в ближний бой с манекеном, имитирующим противника, преодолеть «ров», пробежать по отверстиям автомобильных по- крышек, по железным пенькам.
Для имитации боевой обстановки преодоление «психологической полосы» сопровождалось дымовыми завесами, взрывами, стрельбой холостыми патронами из автомата Калашникова. Психологи в это время вели наблюдение за военнослужащими.
– Перед началом испытания я попросила танкистов выполнить упражнение «ПОГОНЧИКИ», а после преодоления ими середины «психологической полосы» провела экспресс-диагностику эмоционального состояния и работоспособности. Это короткий тест из пяти вопросов, на которые необходимо было ответить в течение одной минуты.
Большая часть военнослужащих ответила в течение 30 секунд, остальные уложились в минутный отрезок времени. На основании этого можно судить о степени мыслительной деятельности и реакции, – отметила психолог группы Аина АМРЕНОВА.
Также после прохождения «психологической полосы» военнослужащие смогли восстановить психоэмоциональное состояние с помощью восточной практики арт- терапии, заключающейся в создании цветных кругов из камушков.
– Такой круг принято называть в восточной практике «мандала». Это хороший метод глубинной диагностики и интеграции личности. Когда военнослужащий рисует мандалу, можно немного приоткрыть его внутренний мир и в то же время получить психотерапевтический эффект, – рассказала психолог группы Аурика ЯКОМИ.
– Важно, какой цвет выбирают военнослужащие. На основе ряда признаков можно судить о степени преодоления стресса и эмоциональном состоянии в данное время. По словам подполковника Оксаны БАРМИНОЙ, занятие стало одним из первых в цикле учебно- методической подготовки психологов ВВО по применению в своей деятельности «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ».
В будущем планируется внедрение в программу обучения военнослужащих данной полосы препятствий с элементами психологического сопровождения. Предположительно, её дистанция будет достигать порядка 500 метров.
– Это обзорное экспериментальное занятие в преддверии комплексного внедрения «психологических полос» в соединениях и частях ВВО. Причём данные полосы препятствий для морально-психологической подготовки личного состава будут варьироваться в соответствии со спецификой подразделений. Таким образом, у разведчиков будет своя «психологическая полоса», а у связистов – своя, – подчеркнула подполковник Оксана БАРМИНА.
Очень важно, что на занятие пригласили заместителей командиров по работе с личным составом, которые являются непосредственными начальниками психологов в соединениях и частях.
– От того, насколько грамотно заместители командиров по работе с личным составом организуют работу психологов, будут разбираться в нюансах психологической подготовки, зависит результат нашей работы, – отметила начальник Центра психологической работы ВВО подполковник Оксана БАРМИНА.
Поэтому актуальным для участников учебно-методического занятия также стало знакомство с учебным местом № 5, где состоялся мастер-класс по организации деятельности полевого пункта психологической работы. Подполковник Оксана БАРМИНА лично продемонстрировала примеры оборудования полевого пункта, оказания индивидуальной и групповой психологической помощи военнослужащим.
Также в ходе учебно-методического занятия его участники обсудили организацию психоло- гической работы в соединениях ВВО, ведение документооборота, необходимость повышения компетенции в этих вопросах. Особое внимание уделили анализу деятельности психологов соединений и частей по социально-психологическому изучению прибывающего пополнения, выявлению суицидальных наклонностей, профилактике противоправных действий.
В заключительной части практического учебно-методического занятия настоятель хабаровского храма святого Александра Невского иерей ВАСИЛИЙ (Диденко) поделился своими наблюдениями о работе священнослужителей в частях округа, а также опытом создания благоприятного психологического климата в воинском коллективе.
Пётр АСАНОВ
http://www.redstar.ru/images/files/2016/07-2016/081-27-07-2016_v-v-o.pdf
Как сообщают "Красная звезда" и "Суворовский натиск", на полигоне Анастасьевский под Хабаровском прошло практическое учебно-методическое занятие под руководством начальника Центра психологической работы Восточного военного округа подполковника Оксаны БАРМИНОЙ.
Свыше 60 специалистов-психологов и заместителей командиров соединений и частей по работе с личным составом ознакомились с методиками противостояния военнослужащих экстремальным ситуациям при выполнении учебно-боевых задач.
– Для успешного преодоления различных факторов боя недостаточно только физической выносливости, необходим ещё и высокий уровень морально-психологической готовности. Сегодня в ходе занятия психологи Окружного учебного центра подготовки младших специалистов ВВО наглядно покажут некоторые нюансы работы по повышению боевого духа военнослужащих, – отметила в начале занятия подполковник Оксана Бармина.
Затем слово взял руководитель занятия – начальник психологической группы учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск ОУЦ ВВО капитан Ильдар ХАЛИТОВ, который коротко представил учебные места.
– В ходе учебно-методического занятия вам покажут работу военных психологов по устранению случаев ТАНКОБОЯЗНИ на учебном месте № 1 – «подползание под танк», учебном месте № 2 – «обкатка танком», учебном месте № 3 – «десантирование с танка». Кроме того, вам продемонстрируют работу психологов на экспериментальной «психологической полосе» учебного места № 4.
На учебном месте № 5 вы на практике ознакомитесь с организацией работы специалистов на ПОЛЕВОМ ПУНКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. Вам покажут примеры оборудования полевого пункта, психологической реабилитации тех, кто получил психологическую травму, – рассказал капитан Ильдар ХАЛИТОВ.
Перед началом работы на учебных местах специалисты оценили психофизиологическое состояние членов экипажей. Для этих целей применялась функциональная проба Руфье-Диксона, которая представляет собой комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Проба Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 мин, определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле.
Индекс Руфье = (4*(Р1 + Р2 + Р3) - 200 )/10.
Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15.
Меньше 3 — хорошая работоспособность; 3—6 — средняя; 7—9 — удовлетворительная;
10—14 — плохая (средняя сердечная недостаточность);
15 и выше (сильная сердечная недостаточность)
Есть и другие модификации расчета: ((4*Р2-70) + 4*(Р3-Р1))/10
Полученный индекс Руфье—Диксона расценивается как:
хороший - 0,1 – 5; средний — 5,1 – 10;
удовлетворительный — 10,1 – 15;
плохой — 15,1 – 20.
Ещё одним способом оценки психофизиологических показателей стала «ПАЛЬЦЕ-НОСОВАЯ ПРОБА». От военнослужащих требовалось дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
– Непопадание пальцем по носу, дрожание указательного пальца или кисти могло бы означать наличие травм головного мозга, невроза, переутомления, перетренированности, но ничего этого у военнослужащих замечено не было, – пояснил профессиональные подробности данного приёма капитан Ильдар ХАЛИТОВ.
Для подготовки экипажей к выполнению задач и снятию напряжения психологи применили и приём «КВАДРАТНОЕ ДЫХАНИЕ», суть которого заключалась в дыхательной технике в течение 8 минут с продолжительным вдохом, задержкой дыхания, продолжительным выдохом и последующей задержкой дыхания.
По словам капитана ХАЛИТОВА, он позволяет военнослужащим восстановить оптимальное мышечное напряжение. Также членам экипажа предлагалось «ЗАДУТЬ СВЕЧУ». Этот психологический приём, несмотря на внешнюю лёгкость, предполагал предельное внимание психологов за напряжением мышц спины и брюшного пресса военнослужащих при выполнении специального алгоритма дыхания.
Стоит отметить, что при демонстрации различных приёмов на всех учебных местах всегда применялись дыхательные техники. Скажем, при выполнении упражнения «подползание под танк» типичной реакцией военнослужащих может стать страх. Для его снятия применялись приёмы с элементами глубокого вдоха: «ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ», «СТЕНА», «ГРЕБЛЯ», «ЗАМОК». Схожие техники применялись на этом же учебном месте для предотвращения такой реакции организма, как ступор.
На учебном месте «обкатка танком» у военнослужащих могла возникнуть нервная дрожь. Для снятия действия неконтролируемого дрожания специалисты предлагали военнослужащим усилить дрожь путём взятия «пострадавших» за плечи и резкого потряхивания их в течение 15 минут с постоянным поддержанием вербального контакта.
Также психологи провели мастер-класс по релаксирующим упражнениям в ходе выполнения расслабляющих приёмов «НАКЛОН» и «УСПОКАИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ». Ещё одним учебным местом по преодолению танкобоязни и страха стало «десантирование с танка».
– В данной ситуации у военнослужащих потенциально может возникнуть такая реакция, как страх, – рассказал капитан Ильдар ХАЛИТОВ. – Для него характерно напряжение мышц, особенно лицевых, сильное сердцебиение, учащённое поверхностное дыхание, слабый контроль над собственным поведением. Психологи показали присутствующим на занятии специалистам и военнослужащим способы самомассажа для предотвращения этой реакции.
Одним из самых зрелищных на учебно-методическом занятии стало учебное место № 4, где военнослужащим необходимо было вылезти из «подбитого» танка, частично подожжённого напалмом. Далее танкисты сделали небольшой марш- бросок через экспериментальную «психологическую полосу» в 100 метров.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА
Экипажу боевой машины потребовалось преодолеть «проволочное заграждение», пробежать по «бревну», перепрыгнуть через «стену», вступить в ближний бой с манекеном, имитирующим противника, преодолеть «ров», пробежать по отверстиям автомобильных по- крышек, по железным пенькам.
Для имитации боевой обстановки преодоление «психологической полосы» сопровождалось дымовыми завесами, взрывами, стрельбой холостыми патронами из автомата Калашникова. Психологи в это время вели наблюдение за военнослужащими.
Большая часть военнослужащих ответила в течение 30 секунд, остальные уложились в минутный отрезок времени. На основании этого можно судить о степени мыслительной деятельности и реакции, – отметила психолог группы Аина АМРЕНОВА.
Также после прохождения «психологической полосы» военнослужащие смогли восстановить психоэмоциональное состояние с помощью восточной практики арт- терапии, заключающейся в создании цветных кругов из камушков.
– Такой круг принято называть в восточной практике «мандала». Это хороший метод глубинной диагностики и интеграции личности. Когда военнослужащий рисует мандалу, можно немного приоткрыть его внутренний мир и в то же время получить психотерапевтический эффект, – рассказала психолог группы Аурика ЯКОМИ.
– Важно, какой цвет выбирают военнослужащие. На основе ряда признаков можно судить о степени преодоления стресса и эмоциональном состоянии в данное время. По словам подполковника Оксаны БАРМИНОЙ, занятие стало одним из первых в цикле учебно- методической подготовки психологов ВВО по применению в своей деятельности «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ».
В будущем планируется внедрение в программу обучения военнослужащих данной полосы препятствий с элементами психологического сопровождения. Предположительно, её дистанция будет достигать порядка 500 метров.
– Это обзорное экспериментальное занятие в преддверии комплексного внедрения «психологических полос» в соединениях и частях ВВО. Причём данные полосы препятствий для морально-психологической подготовки личного состава будут варьироваться в соответствии со спецификой подразделений. Таким образом, у разведчиков будет своя «психологическая полоса», а у связистов – своя, – подчеркнула подполковник Оксана БАРМИНА.
Очень важно, что на занятие пригласили заместителей командиров по работе с личным составом, которые являются непосредственными начальниками психологов в соединениях и частях.
– От того, насколько грамотно заместители командиров по работе с личным составом организуют работу психологов, будут разбираться в нюансах психологической подготовки, зависит результат нашей работы, – отметила начальник Центра психологической работы ВВО подполковник Оксана БАРМИНА.
Поэтому актуальным для участников учебно-методического занятия также стало знакомство с учебным местом № 5, где состоялся мастер-класс по организации деятельности полевого пункта психологической работы. Подполковник Оксана БАРМИНА лично продемонстрировала примеры оборудования полевого пункта, оказания индивидуальной и групповой психологической помощи военнослужащим.
Также в ходе учебно-методического занятия его участники обсудили организацию психоло- гической работы в соединениях ВВО, ведение документооборота, необходимость повышения компетенции в этих вопросах. Особое внимание уделили анализу деятельности психологов соединений и частей по социально-психологическому изучению прибывающего пополнения, выявлению суицидальных наклонностей, профилактике противоправных действий.
В заключительной части практического учебно-методического занятия настоятель хабаровского храма святого Александра Невского иерей ВАСИЛИЙ (Диденко) поделился своими наблюдениями о работе священнослужителей в частях округа, а также опытом создания благоприятного психологического климата в воинском коллективе.
Пётр АСАНОВ
http://www.redstar.ru/images/files/2016/07-2016/081-27-07-2016_v-v-o.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий