вторник, 12 июля 2016 г.

ВАЖНО. Страсбургский суд против командиров и военных психологов

Как стало известно, Европейский суд по правам человека озаботился эффективностью системы профилактики САМОУБИЙСТВ и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ военнослужащим в Российской Армии и задал российскому правительству вопросы об обязательствах государства по сохранности жизни призывников.


СТРАСБУРГСКИЙ СУД ИЗУЧИТ ВИНУ ПСИХОЛОГОВ В ГИБЕЛИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СУИЦИДОВ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ.

Европейский суд по правам человека задал России вопросы по жалобам родственников пятерых военнослужащих, совершивших суицид из-за недосмотра командиров и ПСИХОЛОГОВ (прим. - так в тексте). Дела, в разное время поданные в ЕСПЧ юристами международной правозащитной группы «АГОРА», были объединены судом в одно производство.

Самоубийства, о которых идет речь, произошли в войсковых частях Читинской, Оренбургской, Орловской областей, а также в Хабаровском крае. В некоторых случаях прокурорская проверка подтвердила факты дедовщины, однако уголовные дела по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») во всех случаях были прекращены ввиду «отсутствия в действиях должностных лиц состава преступления». Военные следователи и суды также отказали родственникам погибших в возбуждении уголовных дел по статье 293 УК РФ («Халатность»).

Адвокат «АГОРЫ» Рамиль Ахметгалиев считает, что во всех коммуницированных судом делах российские власти нарушили гарантированное Европейской конвенцией «Право на жизнь» (ст. 2) и «Право на эффективное средство правовой защиты» (ст. 13). 

«В случае гибели военнослужащего следователи обязаны возбудить уголовное дело. Но, объективно говоря, доказать факт доведения человека до самоубийства очень сложно. Поэтому главный вопрос, который мы ставили перед Европейским судом, касался качества профилактической работы и психологической помощи военнослужащим. Суд объединил жалобы в одну, то есть фактически заявил о наличии в России системной проблемы».

Правозащитники занялись темой суицидов после смерти призывника из Татарстана Радика ХАБИРОВА. Первую попытку суицида 19-летний парень совершил еще в саратовской «учебке». В ноябре 2005 года, прибыв в Тоцкий гарнизон Оренбургской области, младший сержант прошел психологический тест, показавший высокую степень «суицидального риска».

Хабиров еще несколько раз пытался свести счеты с жизнью, его поместили в психиатрическое отделение госпиталя, где он совершил очередную попытку, в результате которой впал в кому и скончался. Военные следователи возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Как и в других подобных случаях, расследование вскоре прекратили.

Страсбургский суд задал российскому правительству вопросы об обязательствах государства по сохранности жизни призывников, эффективности систем профилактики самоубийств и психологической помощи военнослужащим. Также Страсбург попросил рассказать об итогах расследований по фактам самоубийств в армии и представить последние статистические данные по жертвам.

Юлия СЧАСТЛИВЦЕВА —
специально для «Новой»
http://www.novayagazeta.ru/inquests/73738.html

Стало известно, что Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы родственников 5 солдат, совершивших суицид в армии. Эти дела объединены в одно производство.

ЕСПЧ задал Правительству РФ конкретные вопросы по делу: в частности, (1) выполнены ли обязательства государства по сохранности жизни сыновей заявителей? 

(2) Имеет ли государство эффективную систему психологической оценки и помощи для предотвращения самоубийств среди военнослужащих? Предлагается предоставить законодательную базу и последние статистические данные о таких происшествиях; 

(3) Когда была установлена причина смерти (суицид), были ли выяснены причины и условия, способствовавшие совершению самоубийств (включая профилактический аспект)?

Интересы родственников погибших в Европейском суде представляет адвокат Рамиль АХМЕТГАЛИЕВ. Он считает, что во всех этих делах российские власти нарушили две статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод — ст. 2 «Право на жизнь» и ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты».

Дело № 1. В 2005 году в Читинской области «деды» войсковой части № 05651 (поселок Шерловая гора) издевались над рядовым Сергем ВАСИЛЬЕВЫМ - не давали спать, вымогали деньги, заставляли покупать продукты питания, отбирали туалетные принадлежности.

Сергей отважился написать всю правду о беззаконии в подразделении. На сборном пункте для самовольно оставивших часть Васильев столкнулся со старослужащими, которые его и унижали. Те обещали организовать расправу над ним в новой части.

2 декабря 2005 года рядовой Сергей Васильев совершил самоубийство в поезде “Иркутск – Усть-Илиимск”, не доехав несколько километров до новой воинской части. «Я не смог поступить иначе, - указал в предсмертной записке Сергей Васильев. - На пересылке сказали, что я “красный” и “сочник”, то есть сбежал из части и сдал пацанов. А я знаю, что делают с такими, поэтому решил умереть, прежде чем опорочат и обольют грязью мою честь и фамилию”.

Прокурорская проверка подтвердила факты «дедовщины», и виновные были осуждены.
Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» прекратили в виду отсутствия в действиях должностных лиц состава преступления. Независимая же экспертиза, проведенная специалистами Бурятского республиканского психоневрологического диспансера, выявила прямую причинную связь между армейским произволом и самоубийством рядового Васильева.

Подробней - После гибели забайкальского солдата

Дело № 2. В декабре 2006 года в Оренбургской области солдат-срочник Антон НАСИБУЛЛИН (уроженец Удмуртии) покончил с собой за полгода до демобилизации. Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» было прекращено. В своем докладе ПСИХОЛОГИ отметили, что на протяжении девяти месяцев до своей гибели 19-летний Антон страдал временным расстройством адаптации.

В связи с этим следователь внес представление в адрес военного командования об устранении причин и условий, способствовавших совершению суицида. Он указал, что старшие офицеры допустили ошибки при оценке личности срочника, его психологического состояния и при проведении профилактических мер.

Отец погибшего считал, что командир и ПСИХОЛОГИ войсковой части № 39986 на протяжении девяти месяцев не могли распознать суицидальные тенденции в поведении Антона и не оказали ему надлежащую помощь. Однако в возбуждении уголовного дела по статье «Халатность» ему было отказано. Суд также встал на сторону военных следователей.

Дело № 3. 18 октября 2006 года курсант Академии Федеральной службы охраны (ФСО) в Орле Алексей ПАВЛОВ (уроженец Читинской области) выпал из окна казармы. Через восемь дней 17-летний подросток, не приходя в сознание, скончался.

При зачислении в учебное заведение психологи отметили импульсивность Алексея, которая могла вызвать проблемы на начальном этапе адаптации в коллективе. За полтора месяца учебы в Академии Павлов, учившийся в школе на «4» и «5», получил семь двоек по пяти предметам. По версии сотрудников учебного заведения, подросток боялся не оправдать возложенных на него матерью ожиданий и надежд.

Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза показала, что за 11 дней до суицидальной попытки Алексей Павлов резко изменил свое поведение, стал замкнутым. Причина — проблемы с учебой.

Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» было прекращено. Мама погибшего настаивала на возбуждении дела по статье «Халатность» в отношении командиров и ПСИХОЛОГОВ за то, что они не выявили суицидальные наклонности у ее сына и не предотвратили летальный исход. Безуспешно.

Дело № 4. Солдат Денис НЕВОСТРУЕВ (уроженец Удмуртии) совершил самоубийство 13 января 2006 года в Хабаровском крае.

За две недели до этого, в конце декабря, молодой человек прошел тест на стрессоустойчивость. По его результатам психологи заявили, что Невоструев имеет хороший уровень нервно-психической устойчивости и рекомендовали его к несению караульной службы. В карауле парень и застрелился из автомата «Калашникова».

Разбирательство по статье «Доведение до самоубийства» было прекращено. Мама погибшего инициировала проверку начальника и психолога пункта психологической помощи и реабилитации войсковой части на предмет ХАЛАТНОСТИ.

Следователь не нашел состава преступления и отказался возбуждать уголовное дело. В своих объяснениях военные психологи отмечали, что суицидального поведения у Невоструева выявлено не было. Обращения мамы Дениса с жалобой в суд результата не дали.

Дело № 5. Первую попытку суицида 19-летний призывник из Татарстана Радик Хабиров совершил еще в саратовской «учебке». В ноябре 2005 года по прибытии в Тоцкий гарнизон (Оренбургская область) младший сержант прошел психологический тест, показавший, что «степень суицидального риска выше среднего".

На следующий день Хабиров самовольно покинул расположение войсковой части. Его нашли и доставили обратно. Однако через пять дней солдат снова ушел, и полиция обнаружила его в поезде.

Психологу Радик заявил, что не хочет продолжать армейскую службу, где его все раздражает и угнетает. После обследования его поместили в психиатрическое отделение госпиталя. Уже в медицинском учреждении он вновь совершил попытку суицида, и лишь после этого парня комиссовали. Домой он вернулся в состоянии комы с весом 28 килограммов (он потерял 50 килограммов своего веса).

Врачи сообщили, что у молодого человека наступила смерть основной части коры головного мозга. В коме парень провел 14 месяцев и скончался 1 апреля 2007 года - в день начала весеннего призыва в Вооруженные силы.

Лишь через полгода военные следователи возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» (ст. 110 УК РФ). Согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы, "в период прохождения военной службы у Хабирова развилось психическое расстройство в виде расстройства адаптации с нарушением поведения и эмоций".

Однако вскоре расследование было прекращено. Военные следователи также отказались возбуждать уголовное дело по статье «Халатность» - “в связи с отсутствием в деянии должностных лиц войсковой части признаков события преступления”. При этом начальник Тоцкого военного госпиталя, подполковник Сергей Смолевский был уволен с военной службы.

Источникhttp://agora.legal/news/2016.06.28/espch-kommuniciroval-zhaloby-rodstvennikov-5-soldat-sovershivshih-suicid/247

7 комментариев:

  1. При этом никто не думает об ответственности родителей.Очень многое зависит от семьи. Есть родители, которые впихивают своих слабеньких детей в военные вузы по блату,готовы платить бешеные деньги,а бедные мальчишки барахтаются в этой системе в надежде оправдать ожидания родителей.
    Конечно это не о призывниках,это отдельная тема.

    ОтветитьУдалить
  2. Опять пытаются всё скинуть на психолога!

    ОтветитьУдалить
  3. Мальчики не дорожат своей жизнью.Почему?Кто в этом виноват?

    ОтветитьУдалить
  4. Жестоко скажу,но считаю,что тех кто пытается покончить жизнь самоубийством демонстративно надо расстреливать.

    ОтветитьУдалить
  5. Прочитала об адвокате,такое сложилось ощущение, что этот человек подрывает государственную систему.Какой-то он проамериканский товарищ.

    ОтветитьУдалить
  6. Европейский суд лучше бы озаботился француженками, которых насилуют эмигранты.
    Чьи права они так защищают.
    Бред.

    ОтветитьУдалить
  7. "Психологу Радик заявил, что не хочет продолжать армейскую службу, где его все раздражает и угнетает."
    У нас таких по 5-7 человек в каждый призыв.
    А психиатр их обратно в часть заворачивает,со словами воспитывайте своих косарей сами.

    ОтветитьУдалить