27 февраля в Ростове-на-Дону в стенах Донского государственного технического университета (ДГТУ) открылся ВТОРОЙ ЮЖНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
На мастер-классах форума повышает квалификацию специалист по креативному обучению и развитию персонала ОАО "ГАЗПРОМ" Людмила ПЕТКО. Людмила Юрьевна приняла участие в терапевтической группе «Супервизия, как профилактика синдрома профессионального выгорания».
Группу вели психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии ЕКПП, действительный член ОППЛ, врач психотерапевт, психиатр-нарколог ЛИМАНЦЕВ Василий Викторович и психотерапевт ЕАП, член ЕКПП, член комитета по личной терапии и балинтовскому движению ОППЛ ЕШТОКИН Николай Александрович.
Начало - Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практике
В настоящее время актуальной является проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
Синдром выгорания является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов «помогающих» профессий, так как они имеют дело с негативными переживаниями людей и оказываются личностно вовлеченными в них, подвергая риску собственную эмоциональную устойчивость.
В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся сотрудники социально-педагогических и психологических служб средних школ – педагоги-психологи, педагоги социальные.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Выгорание – относительно устойчивое состояние, в результате которого происходят изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе.
Симптомами профессионального выгорания являются:
усталость,
утомление,
истощение после активной профессиональной деятельности,
психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, неврологические расстройства, бессонница),
появление негативного отношения к клиентам,
отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
агрессивные тенденции,
функциональное, негативное отношение к себе,
тревожные состояния,
пессимистическая настроенность,
депрессия,
ощущение бессмысленности происходящих событий,
чувство вины.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:
эмоциональную истощенность,
деперсонализацию,
редукцию профессиональных (снижение личных) достижений.
Эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса.
Последствия синдрома выгорания не ограничиваются только профессиональной сферой профессиональной деятельности, а могут проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности человека. Синдром выгорания приводит к психическому и физическому неблагополучию, потере удовлетворенности качеством жизни, утрате смысла жизни и профессиональной деятельности.
В результате синдрома выгорания теряется чувствительность к переживаниям других людей, способность сочувствовать и сопереживать, утрачивается чувствительность к собственным эмоциям и переживаниям. В результате длительного пребывания в подобном состоянии негативных переживаний, человек теряет ощущение смысла жизни, способность к самореализации, личную перспективу.
Одним из эффективных методов профилактики профессионального выгорания и повышения качества профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий является супервизия.
Супервизия — регулярно практикуемая форма сохранения качества профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере «помогающих профессий».
Супервизия представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и т.д.
Участие в супервизии позволяет выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы.
Целью супервизии является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение профессионального мастерства, степени удовлетворенности собственной работой и профилактика профессиональных рисков.
Ключевым пунктом в процессе супервизии является профессиональная рефлексия. Профессиональная рефлексия помогает специалисту выйти из состояния «погружения в профессию» и посмотреть на нее с позиции «стороннего наблюдателя» для суждения о ней.
Профессиональная рефлексия определяет отношение специалиста к самому себе как к субъекту деятельности, предвидения себя в конкретной рабочей ситуации.
Профессиональная рефлексия тесно связана с общей рефлексивной способностью, в частности, со способностью субъекта к осознанию собственного жизненного опыта, своих чувств, мыслей и действий в различных ситуациях жизнедеятельности.
Так необходимая специалисту помогающей профессии способность проникать в личностную суть других людей, настраиваться на другого человека и выбирать наиболее адекватный обстоятельствам способ поведения зависит, не столько от знания этого человека, сколько от знания прежде всего самого себя, от умения сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения.
Профессиональная рефлексия в процессе супервизии как система методов и средств изучения профессионального уровня специалиста создает основу для выявления затруднений в работе, способствует осознанию и поиска оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, она позволяет определить сильные стороны специалиста и конкретные способы их развития и укрепления в индивидуальном стиле профессиональной деятельности, что обеспечивает актуализацию потребностей личностного развития супервизованого, повышение мотивированности и качества профессиональной деятельности.
С помощью технологии супервизии супервизор помогает специалисту выстроить комфортное рефлексивное пространство для решения профессиональных задач и проблемных ситуаций.
В процессе супервизии целесообразным является использование интерактивных рефлексивных технологий, построенных по принципу:
вхождение в проблемную ситуацию - анализ стандартных способов
взаимодействия - выход за пределы проблемы в рефлексивную позицию -
реализация найденного принципа решения.
Таким образом, формирование рефлексивной компетентности специалистов помогающих профессий в процессе супервизии является эффективным средством профилактики профессионального выгорания и повышения качества их профессиональной деятельности.
Фото Людмила ПЕТКО
На мастер-классах форума повышает квалификацию специалист по креативному обучению и развитию персонала ОАО "ГАЗПРОМ" Людмила ПЕТКО. Людмила Юрьевна приняла участие в терапевтической группе «Супервизия, как профилактика синдрома профессионального выгорания».
Группу вели психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии ЕКПП, действительный член ОППЛ, врач психотерапевт, психиатр-нарколог ЛИМАНЦЕВ Василий Викторович и психотерапевт ЕАП, член ЕКПП, член комитета по личной терапии и балинтовскому движению ОППЛ ЕШТОКИН Николай Александрович.
Начало - Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практике
СУПЕРВИЗИЯ, КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В настоящее время актуальной является проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
Синдром выгорания является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов «помогающих» профессий, так как они имеют дело с негативными переживаниями людей и оказываются личностно вовлеченными в них, подвергая риску собственную эмоциональную устойчивость.
В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся сотрудники социально-педагогических и психологических служб средних школ – педагоги-психологи, педагоги социальные.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Выгорание – относительно устойчивое состояние, в результате которого происходят изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе.
Симптомами профессионального выгорания являются:
усталость,
утомление,
истощение после активной профессиональной деятельности,
психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, неврологические расстройства, бессонница),
появление негативного отношения к клиентам,
отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
агрессивные тенденции,
функциональное, негативное отношение к себе,
тревожные состояния,
пессимистическая настроенность,
депрессия,
ощущение бессмысленности происходящих событий,
чувство вины.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:
эмоциональную истощенность,
деперсонализацию,
редукцию профессиональных (снижение личных) достижений.
Эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса.
Последствия синдрома выгорания не ограничиваются только профессиональной сферой профессиональной деятельности, а могут проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности человека. Синдром выгорания приводит к психическому и физическому неблагополучию, потере удовлетворенности качеством жизни, утрате смысла жизни и профессиональной деятельности.
В результате синдрома выгорания теряется чувствительность к переживаниям других людей, способность сочувствовать и сопереживать, утрачивается чувствительность к собственным эмоциям и переживаниям. В результате длительного пребывания в подобном состоянии негативных переживаний, человек теряет ощущение смысла жизни, способность к самореализации, личную перспективу.
Одним из эффективных методов профилактики профессионального выгорания и повышения качества профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий является супервизия.
Супервизия — регулярно практикуемая форма сохранения качества профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере «помогающих профессий».
Супервизия представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и т.д.
Участие в супервизии позволяет выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы.
Целью супервизии является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение профессионального мастерства, степени удовлетворенности собственной работой и профилактика профессиональных рисков.
Ключевым пунктом в процессе супервизии является профессиональная рефлексия. Профессиональная рефлексия помогает специалисту выйти из состояния «погружения в профессию» и посмотреть на нее с позиции «стороннего наблюдателя» для суждения о ней.
Профессиональная рефлексия определяет отношение специалиста к самому себе как к субъекту деятельности, предвидения себя в конкретной рабочей ситуации.
Профессиональная рефлексия тесно связана с общей рефлексивной способностью, в частности, со способностью субъекта к осознанию собственного жизненного опыта, своих чувств, мыслей и действий в различных ситуациях жизнедеятельности.
Так необходимая специалисту помогающей профессии способность проникать в личностную суть других людей, настраиваться на другого человека и выбирать наиболее адекватный обстоятельствам способ поведения зависит, не столько от знания этого человека, сколько от знания прежде всего самого себя, от умения сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения.
Профессиональная рефлексия в процессе супервизии как система методов и средств изучения профессионального уровня специалиста создает основу для выявления затруднений в работе, способствует осознанию и поиска оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, она позволяет определить сильные стороны специалиста и конкретные способы их развития и укрепления в индивидуальном стиле профессиональной деятельности, что обеспечивает актуализацию потребностей личностного развития супервизованого, повышение мотивированности и качества профессиональной деятельности.
С помощью технологии супервизии супервизор помогает специалисту выстроить комфортное рефлексивное пространство для решения профессиональных задач и проблемных ситуаций.
В процессе супервизии целесообразным является использование интерактивных рефлексивных технологий, построенных по принципу:
вхождение в проблемную ситуацию - анализ стандартных способов
взаимодействия - выход за пределы проблемы в рефлексивную позицию -
реализация найденного принципа решения.
Таким образом, формирование рефлексивной компетентности специалистов помогающих профессий в процессе супервизии является эффективным средством профилактики профессионального выгорания и повышения качества их профессиональной деятельности.
Фото Людмила ПЕТКО
Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практике
Супервизия и балинтовская группа: общие задачи и точки пересечения
Хорошие новости:
ОтветитьУдалитьhttps://finance.nur.kz/1305398-kitayskiy-citic-katarskiy-qia-napravyat.html китайский «CITIC» и катарский «QIA» отправят свыше 150 миллионов долларов инвестиций на инфраструктурные проекты в Казахстане .