Начало - http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/01/lend-2015.html
В декабре 2015 года в свободное от основной работы время психолог Людмила ПЕТКО создала блог инклюзивного центра прикладной психологии "АВА- LEND" (г. Ростов-на-Дону). В настоящее время блог находится в стадии тестирования. Все свои замечания по оформлению и публикациям можете оставлять в комментариях или направлять лично модератору блога - Людмиле ПЕТКО. Предлагаю всем ознакомиться с материалами, размещёнными на блоге.
КАК БЫСТРО ПРИДУМАТЬ РОЛЕВУЮ ИГРУ ДЛЯ РЕБЁНКА
Если ребенок подошел к вам с просьбой «поиграть», принес своих любимых мишек или лошадок, на которых вы уже смотреть не можете, не отчаивайтесь, воспользуйтесь этими идей для того, чтобы быстро придумать ролевую игру.
ИГРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ. За основу сюжета нашей игры берем проблему, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, мы знаем, что ребенок боится пауков. Можно попробовать пофантазиpoвать. Например, тот самый страшный паучок попадает в беду и оказывается беспомощным и жалким, а ваш ребенок своим героем его спасает. Ну разве можно бояться того, кого спас? :)
ИГРА В ПРОФЕССИИ. Хорошо знакомить ребенка с различными профессиями при помощи ролевых игр. Придумайте, кем работают и чем занимаются ваши герои. Может, у кого-то сад цветов, а у кого-то ветеренарная клиника? Возможно, дракончик тушит пожары, а медведь строит дома? Ну и не забудем сюда же включить игру про доктора и про магазин.
ИГРА В ПУТЕШЕСТВИЯ. Для любителей разных развивалок эта игра может стать настоящей находкой. Можно выбирать на карте, куда поехать, читать географические названия, прокладывать маршруты, пробовать национальные блюда… И все это не выходя из детской.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_21.html
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более легким становится выбор профессии в жизни.
Для совершенствования ХРОМАТИЧЕСКОГО ВКУСА ребенка используются следующие способы: - при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить;
- отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
- проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_96.html
ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.
К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_64.html
ЧТО ОТЛИЧАЕТ ХОРОШУЮ ПРОГРАММУ ПО АВА - ТЕРАПИИ?
Несколько советов родителям о том, как понять, насколько качественны предложенные услуги по АВА для ребенка с аутизмом
Прикладной анализ поведения (АВА) — подход к обучению детей с аутизмом, чья эффективность в наибольшей степени подтверждается научными исследованиями, и в то же время он вызывает и наибольшее количество разногласий. Причина этого в истории АВА и заблуждениях об этом подходе. Хорошая современная программа АВА — это позитивный опыт, сосредоточенный на ребенке и его мотивации.
Вот несколько признаков хорошей практики АВА, на которые стоит обратить внимание, если вы ищите специалиста в этой области для ребенка с аутизмом.
Установление мотивации. Обучение всегда должно быть веселым, и если ребенок не замотивирован, то обучение не проводится. Хороший инструктор АВА всегда уделяет много внимания выявлению того, что мотивирует ребенка прежде чем чего-то от него требовать. Если ребенок сопротивляется обучению, значит, его не удалось замотивировать в достаточной мере.
Сотрудничество, а не подчинение. Во время обучения акцент должен быть на установлении сотрудничества, а не на подчинении и контроле. Цель в том, чтобы ребенок сам выбирал сотрудничество со специалистом, а не был вынужден подчиняться его требованиям. Принуждение к сотрудничеству может привести к проблемам с обучением в будущем, и это признак того, что инструктор не провел успешную процедуру объединения с положительными стимулами или не смог достаточно мотивировать ребенка.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_37.html
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ИСТЕРИКИ В СУПЕРМАКЕТЕ?
Определите триггеры. Вы знаете своего ребенка лучше всех. Вы знаете сигналы, звуки или ситуации, которые обычно провоцируют истерики. Хорошо бы съездить в магазин без ребенка и взглянуть на то, какие там есть тревожащие стимулы или сигналы. Для некоторых людей с аутизмом яркий мигающий свет невыносим, для других – шум от кондиционеров или писк рации, по которой переговариваются служащие магазина.
Определите индивидуальные «спасательные средства». Если вы знаете триггеры, вы можете подобрать что-то, что поможет ребенку снизить интенсивность тревожащего стимула. Например, если его беспокоят звуки, можно попробовать наушники. Если яркий свет вызывает неприятные ощущения – попробуйте дымчатые очки или бейсболку с козырьком. Многие родители используют этот прием чтобы немного изменить мир для своих детей.
Удостоверьтесь, что у вашего ребенка есть способ сообщить вам, что он чувствует напряжение и приближение сенсорной перегрузки. Многие дети с аутизмом затрудняются в общении, один ребенок может просто сказать: «Мне нужно выйти», другой может использовать знак, например закрыть руками уши. Даже если ребенок не может сообщить о том, что ему нужна передышка, вы можете увидеть особенности его поведения, которые подскажут вам, что терпение ребенка подходит к концу и пора выйти из магазина или одеть наушники во избежание истерики.
Захватите с собой «утешительные» предметы. Истерика может произойти. Вы можете облегчить ситуацию, если у вас есть предмет или вид деятельности, которые обычно помогают ребенку успокоиться. Это может быть любимая игрушка или небольшое покрывало, короткая песенка. У всех этих приемов одна цель: создать оптимальные условия для ребенка в той окружающей среде, где ему предстоит очутиться. Вы увеличиваете вероятность того, что поездка в магазин будет более щадящей для ребенка и вас.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_10.html
Прикладной анализ поведения или АВА-терапия сформировался и развивался в рамках бихевиорального направления психологии (бихевиоральный – изучающий поведение, от английского слова behavior – поведение), основоположниками которого во всем мире считаются американский ученый Джон УОТСОН и русский нейрофизиолог Иван Петрович ПАВЛОВ.
АВА это не только наука, но и коррекционно-развивающая методика, успешно применяющаяся для коррекции поведения и развития навыков детей с особенностями развития, в частности, для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра.
С помощью АВА-терапии можно решать многие задачи:
- формировать новое поведение, учить ребенка тому, что он пока не умеет делать;
- можно увеличить частоту поведения. Например, если ребенок обращается с просьбой, но очень редко или говорит «мама», но только один раз в неделю, можно работать над увеличением частоты такого поведения;
- снижать частоту поведения. Например, ребенок, который научился пользоваться горшком, может проситься на горшок очень часто, в надежде получить поощрение. В таком случае можно работать над снижением частоты поведения, чтобы оно происходило реже, но, тем не менее, оставалось в репертуаре ребенка;
- можно работать над тем, чтобы проблематичное, нежелательное или опасное поведение угасло;
- решать другие задачи, связанные с изменением поведения или его характеристик (частоты, силы, продолжительности).
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_81.html
Окончание. Начало дайджеста блога инклюзивного центра прикладной психологии "АВА- LEND" за декабрь 2015 г. по ссылке - http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/01/lend-2015.html
В декабре 2015 года в свободное от основной работы время психолог Людмила ПЕТКО создала блог инклюзивного центра прикладной психологии "АВА- LEND" (г. Ростов-на-Дону). В настоящее время блог находится в стадии тестирования. Все свои замечания по оформлению и публикациям можете оставлять в комментариях или направлять лично модератору блога - Людмиле ПЕТКО. Предлагаю всем ознакомиться с материалами, размещёнными на блоге.
КАК БЫСТРО ПРИДУМАТЬ РОЛЕВУЮ ИГРУ ДЛЯ РЕБЁНКА
Если ребенок подошел к вам с просьбой «поиграть», принес своих любимых мишек или лошадок, на которых вы уже смотреть не можете, не отчаивайтесь, воспользуйтесь этими идей для того, чтобы быстро придумать ролевую игру.
ИГРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ. За основу сюжета нашей игры берем проблему, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, мы знаем, что ребенок боится пауков. Можно попробовать пофантазиpoвать. Например, тот самый страшный паучок попадает в беду и оказывается беспомощным и жалким, а ваш ребенок своим героем его спасает. Ну разве можно бояться того, кого спас? :)
ИГРА В ПРОФЕССИИ. Хорошо знакомить ребенка с различными профессиями при помощи ролевых игр. Придумайте, кем работают и чем занимаются ваши герои. Может, у кого-то сад цветов, а у кого-то ветеренарная клиника? Возможно, дракончик тушит пожары, а медведь строит дома? Ну и не забудем сюда же включить игру про доктора и про магазин.
ИГРА В ПУТЕШЕСТВИЯ. Для любителей разных развивалок эта игра может стать настоящей находкой. Можно выбирать на карте, куда поехать, читать географические названия, прокладывать маршруты, пробовать национальные блюда… И все это не выходя из детской.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_21.html
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более легким становится выбор профессии в жизни.
- отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
- проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_96.html
ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.
К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_64.html
ЧТО ОТЛИЧАЕТ ХОРОШУЮ ПРОГРАММУ ПО АВА - ТЕРАПИИ?
Несколько советов родителям о том, как понять, насколько качественны предложенные услуги по АВА для ребенка с аутизмом
Прикладной анализ поведения (АВА) — подход к обучению детей с аутизмом, чья эффективность в наибольшей степени подтверждается научными исследованиями, и в то же время он вызывает и наибольшее количество разногласий. Причина этого в истории АВА и заблуждениях об этом подходе. Хорошая современная программа АВА — это позитивный опыт, сосредоточенный на ребенке и его мотивации.
Вот несколько признаков хорошей практики АВА, на которые стоит обратить внимание, если вы ищите специалиста в этой области для ребенка с аутизмом.
Установление мотивации. Обучение всегда должно быть веселым, и если ребенок не замотивирован, то обучение не проводится. Хороший инструктор АВА всегда уделяет много внимания выявлению того, что мотивирует ребенка прежде чем чего-то от него требовать. Если ребенок сопротивляется обучению, значит, его не удалось замотивировать в достаточной мере.
Сотрудничество, а не подчинение. Во время обучения акцент должен быть на установлении сотрудничества, а не на подчинении и контроле. Цель в том, чтобы ребенок сам выбирал сотрудничество со специалистом, а не был вынужден подчиняться его требованиям. Принуждение к сотрудничеству может привести к проблемам с обучением в будущем, и это признак того, что инструктор не провел успешную процедуру объединения с положительными стимулами или не смог достаточно мотивировать ребенка.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_37.html
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ИСТЕРИКИ В СУПЕРМАКЕТЕ?
Определите триггеры. Вы знаете своего ребенка лучше всех. Вы знаете сигналы, звуки или ситуации, которые обычно провоцируют истерики. Хорошо бы съездить в магазин без ребенка и взглянуть на то, какие там есть тревожащие стимулы или сигналы. Для некоторых людей с аутизмом яркий мигающий свет невыносим, для других – шум от кондиционеров или писк рации, по которой переговариваются служащие магазина.
Определите индивидуальные «спасательные средства». Если вы знаете триггеры, вы можете подобрать что-то, что поможет ребенку снизить интенсивность тревожащего стимула. Например, если его беспокоят звуки, можно попробовать наушники. Если яркий свет вызывает неприятные ощущения – попробуйте дымчатые очки или бейсболку с козырьком. Многие родители используют этот прием чтобы немного изменить мир для своих детей.
Удостоверьтесь, что у вашего ребенка есть способ сообщить вам, что он чувствует напряжение и приближение сенсорной перегрузки. Многие дети с аутизмом затрудняются в общении, один ребенок может просто сказать: «Мне нужно выйти», другой может использовать знак, например закрыть руками уши. Даже если ребенок не может сообщить о том, что ему нужна передышка, вы можете увидеть особенности его поведения, которые подскажут вам, что терпение ребенка подходит к концу и пора выйти из магазина или одеть наушники во избежание истерики.
Захватите с собой «утешительные» предметы. Истерика может произойти. Вы можете облегчить ситуацию, если у вас есть предмет или вид деятельности, которые обычно помогают ребенку успокоиться. Это может быть любимая игрушка или небольшое покрывало, короткая песенка. У всех этих приемов одна цель: создать оптимальные условия для ребенка в той окружающей среде, где ему предстоит очутиться. Вы увеличиваете вероятность того, что поездка в магазин будет более щадящей для ребенка и вас.
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_10.html
Прикладной анализ поведения или АВА-терапия сформировался и развивался в рамках бихевиорального направления психологии (бихевиоральный – изучающий поведение, от английского слова behavior – поведение), основоположниками которого во всем мире считаются американский ученый Джон УОТСОН и русский нейрофизиолог Иван Петрович ПАВЛОВ.
АВА это не только наука, но и коррекционно-развивающая методика, успешно применяющаяся для коррекции поведения и развития навыков детей с особенностями развития, в частности, для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра.
С помощью АВА-терапии можно решать многие задачи:
- формировать новое поведение, учить ребенка тому, что он пока не умеет делать;
- можно увеличить частоту поведения. Например, если ребенок обращается с просьбой, но очень редко или говорит «мама», но только один раз в неделю, можно работать над увеличением частоты такого поведения;
- снижать частоту поведения. Например, ребенок, который научился пользоваться горшком, может проситься на горшок очень часто, в надежде получить поощрение. В таком случае можно работать над снижением частоты поведения, чтобы оно происходило реже, но, тем не менее, оставалось в репертуаре ребенка;
- можно работать над тем, чтобы проблематичное, нежелательное или опасное поведение угасло;
- решать другие задачи, связанные с изменением поведения или его характеристик (частоты, силы, продолжительности).
Подробней - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_81.html
Окончание. Начало дайджеста блога инклюзивного центра прикладной психологии "АВА- LEND" за декабрь 2015 г. по ссылке - http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/01/lend-2015.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий