Победителем регионального этапа фестиваля МЧС России «Созвездие мужества» в номинации «Лучший психолог» объявлена ЧУДАКОВА Марина Юрьевна - психолог отдела кадров, психологического обеспечения, документооборота, охраны труда и правового обеспечения государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы» .
За время работы в должности Марина ЧУДАКОВА проявила такие качества как энергичность, активность, инициативность и высокую работоспособность.
В настоящее время за ней закреплено более 200 человек личного состава подразделений Главного управления МЧС России по Тульской области и 150 работников подразделений государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы».
На базе ФГКУ «4 ОФПС по Тульской области» Мариной ЧУДАКОВОЙ в полном объеме проводится работа по всем направлениям психологического обеспечения: диагностика, профилактика, коррекция и экстренное реагирование.
Она участвовала в ликвидации последствий прохождения урагана в г. Ефремов Тульской области. Осуществляла психологическое сопровождение вынужденных переселенцев с территории Украины, работала с ними на базе пункта временного размещения, а также в местах встречи и распределения указанных лиц.
Марина ЧУДАКОВА проводит работу по воспитательному и психологическому направлениям в Главном управлении МЧС России по Тульской области. При активном участии Марины Юрьевны, начиная с 2012 года, организованы и проведены конкурсы музыкального творчества и КВН.
Психолог постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2012 году прошла аттестацию на спасателя и курс повышения квалификации по работе с депрессиями и паническими атаками. В 2013 году участвовала в психологических семинарах по графологии.
В 2014 году прослушала курс повышения квалификации по конфликтологии. В 2015 году получила академическую степень магистра по направлению «Психология управления» и обучалась на курсах по нейролингвистическому программированию.
В 2015 году Марина ЧУДАКОВА приняла участие в организации мероприятий «Светофор - мой лучший друг» и «Безопасный город». Всем участникам соревнований были объяснены основные приемы оказания ЭПП. Каждая команда приняла участие в психологической игре «Островок спасения». Провела открытые уроки по профориентации в МОУ СОШ г. Алексин среди старших классов.
9 мая 2015 года на площади Ленина города Тулы в день 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Марина ЧУДАКОВА в составе парадного расчёта спасательного ведомства продемонстрировала хорошую строевую подготовку и выправку.
По итогам конкурса на звание лучшего психолога государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы» в 2013 году Марина заняла 1 место. За высокие показатели в работе по психологическому обеспечению награждена грамотой Главного управления МЧС России по Тульской области.
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Тульской области
http://71.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3261284/
За время работы в должности Марина ЧУДАКОВА проявила такие качества как энергичность, активность, инициативность и высокую работоспособность.
В настоящее время за ней закреплено более 200 человек личного состава подразделений Главного управления МЧС России по Тульской области и 150 работников подразделений государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы».
На базе ФГКУ «4 ОФПС по Тульской области» Мариной ЧУДАКОВОЙ в полном объеме проводится работа по всем направлениям психологического обеспечения: диагностика, профилактика, коррекция и экстренное реагирование.
Она участвовала в ликвидации последствий прохождения урагана в г. Ефремов Тульской области. Осуществляла психологическое сопровождение вынужденных переселенцев с территории Украины, работала с ними на базе пункта временного размещения, а также в местах встречи и распределения указанных лиц.
Марина ЧУДАКОВА проводит работу по воспитательному и психологическому направлениям в Главном управлении МЧС России по Тульской области. При активном участии Марины Юрьевны, начиная с 2012 года, организованы и проведены конкурсы музыкального творчества и КВН.
Психолог постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2012 году прошла аттестацию на спасателя и курс повышения квалификации по работе с депрессиями и паническими атаками. В 2013 году участвовала в психологических семинарах по графологии.
В 2014 году прослушала курс повышения квалификации по конфликтологии. В 2015 году получила академическую степень магистра по направлению «Психология управления» и обучалась на курсах по нейролингвистическому программированию.
В 2015 году Марина ЧУДАКОВА приняла участие в организации мероприятий «Светофор - мой лучший друг» и «Безопасный город». Всем участникам соревнований были объяснены основные приемы оказания ЭПП. Каждая команда приняла участие в психологической игре «Островок спасения». Провела открытые уроки по профориентации в МОУ СОШ г. Алексин среди старших классов.
9 мая 2015 года на площади Ленина города Тулы в день 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Марина ЧУДАКОВА в составе парадного расчёта спасательного ведомства продемонстрировала хорошую строевую подготовку и выправку.
По итогам конкурса на звание лучшего психолога государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы» в 2013 году Марина заняла 1 место. За высокие показатели в работе по психологическому обеспечению награждена грамотой Главного управления МЧС России по Тульской области.
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Тульской области
http://71.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3261284/
Журнал Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого в выпуске № 3 (11) / 2014 опубликовал статью Марины ЧУДАКОВОЙ "Психологические детерминанты профессионального выгорания пожарных"
УДК 159.9.
Тел.: 8-953-190-00-66, e-mail: wildeangel@mail .ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПОЖАРНЫХ
В статье рассматриваются основные подходы к изучению понятий «профессиональное выгорание.» и детерминанты профессионального выгорания у пожарных. За основные психологические детерминанты взяты уровень субъективного контроля и уровень притязаний человека, а также ведущая мотивационная направленность личности. Представлена диагностическая программа и результаты психодиагностического исследования.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, детерминанты, факторы риска, интернальный локус контроля, уровень притязаний, мотивационная направленность.
В последние несколько десятилетий изучение феномена профессионального выгорания стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Наблюдаемый в настоящее время острый интерес к проблеме выгорания как одного из видов функциональных состояний вызван существенными изменениями в жизни и трудовой деятельности современного человека.
Не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, и как следствие, приводит к эмоциональному истощению, избирательности реагирования, редукции профессиональных достижений, которые, в свою очередь, указывают на формирование симптом комплекса, известного как профессиональное выгорание.
В зарубежной и отечественной литературе проблемой выгорания занимались Э. Морроу, Дж. Гринберг (СТАДИИ профессионального выгорания), В.В. Бойко, Н.Е Водопьянова, К. Маслач (ОПРОСНИК профессионального выгорания), тем не менее, до настоящего времени не выработано единой концепции профессионального выгорания, и, соответственно, есть противоречия, сложности в определениях и понятиях. В современной психологической литературе нет четкого разделения понятий «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание».
Впервые термин «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» был введен американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1971 году. Первоначально он применял его к людям, работающим в сфере социальной помощи. Герберт писал, что профессиональное выгорание - это ИСТОЩЕНИЕ энергетических ресурсов, которое наступает вследствие накопления у работников социальных сфер проблем своих пациентов или клиентов. Результатом такого накопления, по словам Фрейденберга, у сотрудников являются ЦИНИЧНЫЕ УСТАНОВКИ, которые становятся специфическим СПОСОБОМ ЗАЩИТЫ.
В.В. Бойко определяет эмоциональное «выгорание как выработанный личностью механизм ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он рассматривает эмоциональное выгорание как приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.
««Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёром» [6].
В своих работах В.В. Бойко выделяет три основных фазы формирования эмоционального выгорания, каждая из которых проявляется в виде четырех симптомов:
1. «Напряжение» - ощущение эмоциональной ВЯЛОСТИ, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Основные симптомы этого компонента: восприятие сотрудником условий профессиональной деятельности и профессионального общения как травмирующих; неудовлетворенность собой как профессионалом; появление желания сменить род деятельности; повышенная нервозность или депрессивность.
2. «Резистенция» - эмоциональное ИСТОЩЕНИЕ с затрагиванием ресурсов, что является основой для включения механизмов психологической защиты (отстраненности, отчуждения). При нахождении человека на данной стадии любое взаимодействие на фоне профессиональной деятельности будет вызывать у сотрудника чувство чрезмерного ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ. Основные симптомы данной стадии: неадекватное эмоциональное реагирование; развитие безразличия к профессиональным отношениям; отчужденность, замкнутость; стремление к экономии времени, затрачиваемого на выполнение профессиональной деятельности.
3. «Истощение» - психофизиологическое ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ, развитие психосоматических нарушений. Симптоматика: минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм исполнения профессиональных задач; создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях; эмоциональная и личностная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения [1].
Б. Перлман и Е.А. Хартман рассматривают синдром профессионального выгорания как ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента:
• эмоциональное и/или физическое истощение;
• снижение рабочей продуктивности;
• деперсонализация или дегуманизация межличностных отношений.
К. Маслач, С.Е. Джексон определяют синдром выгорания как трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.
Дж. Гринберг выделяет пять ступеней эмоционального выгорания.
Первая стадия - «Медовый месяц». Характеризуется удовлетворенностью работника, удовольствием при выполнении заданий, энтузиазмом. Однако, по мере продолжения развития этой стадии при неизменности деятельности, работа начинает приносить все меньше положительных эмоций, а сотрудник становится менее энергичным.
Вторая стадия - «Недостаток топлива». На этой стадии начинает накапливаться усталость, возможны проблемы со сном.
Первые две стадии отличаются возможностью купирования развития профессионального выгорания или даже полного его лечения.
Третья стадия - «Хронические симптомы». Отличительной особенностью данного периода является развитие психосоматических заболеваний, повышенной усталости. Возможны также повышенная ОЗЛОБЛЕННОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ или чувство ПОДАВЛЕННОСТИ.
Четвертая стадия - «Кризис». Потеря работоспособности и развитие реальных заболеваний на данной стадии являются основным показателем. Также происходит развитие комплексов, неуверенность в себе, возможен перенос негативных эмоции на личную жизнь.
Пятая стадия - «Пробивание стены». На этой стадии физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать обострение заболеваний и привести к углублению психологических проблем [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное выгорание, по данным многочисленных исследований - это состояние физического, эмоционального и психического ИСТОЩЕНИЯ, вызванного длительностью профессиональной напряжённости.
Подходя к вопросу основных причин профессионального выгорания, необходимо рассмотреть понятие детерминанты. В психологических словарях понятие детерминанта рассматривается как причина, условие или средство [5]. В контексте профессионального выгорания понятие детерминанта будет рассматриваться как причина или условие для его сдерживания или развития.
Профессиональное выгорание пожарных вызвано рядом особенностей таких профессий, как: работа в постоянных условиях нервно-психической напряженности и опасной для здоровья среде, повышенная ответственность за жизнь людей, ограниченность времени, отрицательные психоэмоциональными воздействия, условиями, требующие постоянной интенсивности и концентрации внимания, и т.п.
Ю. Шойгу в своей книге «Психология экстремальных ситуаций пожарных и спасателей» выделяет три группы факторов риска, обусловливающих профессиональное выгорание данных профессий:
1. Группа объективных факторов (условия труда, ответственность за жизнь и здоровье людей, постоянное включение в деятельность волевых процессов, эмоционально насыщенные межличностные контакты, хроническая напряженная эмоциональная деятельность).
2. Группа социально-психологических факторов (социально-экономическая ситуация в регионе, имидж и социальная значимость профессии, дестабилизирующая организация деятельности, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности).
3. Группа субъективных факторов (состояние здоровья, склонность к эмоциональной
сдержанности, нравственные дефекты и дезориентация личности, иррациональные убеждения, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, трудоголизм, количество изменений в жизни) [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что детерминантами профессионального выгорания являются различные факторы - социальные, психологические, личностные и т. д.
В проводимом нами экспериментальном исследовании психологических детерминант профессионального выгорания мы предполагаем, что наиболее важными из них являются мотивационная направленность, уровень субъективного контроля и уровень притязаний человека.
Целью исследования является выявление взаимосвязи между развитием профессионального выгорания и его предполагаемыми детерминантами.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что риск профессионального выгорания у пожарных будет снижен, если у испытуемых преобладает высокий интернальный локус контроля, умеренный уровень притязаний и общая мотивационная направленность на себя.
Основным методом исследования является формирующий эксперимент. В психодиагностическую программу исследования включены методики, представленные в таблице 1.
Читать далее - http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-professionalnogo-vygoraniya-pozharnyh
Литература
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 434 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с.
3. Куликова Т.И., Черкасова С.А., Шалагинова К.С. Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений подростков: монография / под общ. ред. Т.И. Куликовой. Тула: Имидж Принт, 2013. 148 с.
4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.
5. Детерминанта // Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/SSS/word/determinanta (дата обращения: 22.10.2014).
6. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [Электронный ресурс] // Y-сайт. URL: http://test-metod.ru/index.php/ metodiki-i-testy/1/33-metodika-diagnostiki-urovnya-emotsionalnogo-vygoraniya-v-v-bojko (дата обращения: 22.10.2014).
Chudakova M.Y.
PSYCHOLOGICAL DETERMINATS OF THE PROFESSIONAL BURNOUT OF FIREFIGHTERS
The article deals with the main approaches to the studying of the notion "professional burnout" and the determinants of the professional burnout of firefighters. In the article the level of the subjective control and the level of person's pretension and also the leading motivational orientation of a person are distinguished as the main psychological determinants. The diagnostic programme and the results of the psycho-diagnostic research are introduced in the article.
Key words: professional burnout, determinants, risk factors, internal locus of control, level ofpretension, motivational orientation.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-professionalnogo-vygoraniya-pozharnyh#ixzz3sJaKrydb
Комментариев нет:
Отправить комментарий