С благодарностью личному составу N-ского соединения,
за опыт, позволивший написать эту статью.
Методика включена в «Положение по психологической работе в ****» на 2013 год
ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЗАСТУПАЮЩИХ В СОСТАВЕ КАРАУЛА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Психодиагностика военнослужащих, заступающих в составе караула, не сводится и не может сводиться только к психологическим тестам. Основной и очень важный приём для использования - это наблюдение психолога за реальным поведением военнослужащих.
Понятно, что оно автоматически, осуществляется в ходе повседневной жизни.
Но, психолог в войсках не всегда может наблюдать военнослужащих в обыденной жизни. У офицеров, участвующих в подборе личного состава, заступающего в караул, не всегда есть возможность реализовать в полной мере этап подготовки к несению службы, который начинается за 2 - 3 дня до заступления в караул.
Поэтому важно уметь специально создавать условия для процесса наблюдения за военнослужащими, особенно при допуске к оружию.
Одним из методов искусственного создания ситуаций наблюдения, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить, при заступлении в караул, - это использование психогимнастических разминок, занимающих 5-7 минут.
Применять их можно во второй день подготовки в ходе проведения зачетного комплексного занятия (ЗКЗ), либо в день заступления. По моему мнению это наиболее простой, изящный и эффективный способ диагностики психологического состояния.
Разминки имеют следующие преимущества перед тестовыми методиками:
• За 5-7 минут позволяют диагностировать межличностные отношения, наличие НУВ, лидерские качества, самочувствие.
• Связаны непосредственно с энергичной деятельностью. В условиях раскрепощенности, активности – контролировать эмоции, межличностные отношения сложнее. Это повышает диагностические способности разминки.
• Вносят разнообразие в относительно монотонные и повторяющиеся из раза в раз проверки психологического самочувствия перед заступлением в караул.
• Выполняя диагностическую функцию, одновременно являются психологической и физической разминкой.
• Служат сплочению коллектива, тренировкой уверенности в себе, взаимному доверию, развитию навыков саморегуляции.
• Набор экспресс- тестов ограничен, привыкание к тестовой методике происходит со второго раза. Разминки доступны, просты в использовании и разнообразны.
При этом следует отметить, что, не смотря на свою информированность и видимую простоту применения, разминки обладают всеми недостатками проективных методик, и используются в комплексе с опросниками.
Отдельный вопрос – это участие в разминках начальника караула (НК) и помощника начальника караула (ПНК), которые как правило, выше по статусу караульных (военнослужащих по контракту, призыву).
Из моей практики - во время проведения разминки начальник караула и помощника начальника караула, как правило, вмешиваются в процесс, например, дают жесткую оценку участникам. Этот момент необходимо экологизировать.
Заранее оговорить с начальниками, о том, что они выступают в роли наблюдателей, и если возникнут вопросы – обсудить с психологом конфендициально, после окончания занятий, поведение тех или иных военнослужащих во время игры.
Также роль наблюдателей позволяет пресечь все ситуации, где НК, ПНК рискуют совершить явные ошибки и потерять авторитет. Это не лучшим образом отразится на субординации. Учитывая то, что многие игры построены на принципе ошибки, задача психолога — дать начальникам такие роли, где они будут выглядеть лучше. В частности вести открытое наблюдение за военнослужащими, с последующим обсуждением.
Диагностика психологического состояния НК и ПНК проводится через опросники и интервьюирование.
Примеры упражнений для диагностики психологических состояний военнослужащих, (использовались не один раз и доказали свою эффективность):
***
Упражнение «ЗООПАРК С ХЛОПКАМИ».
Цель: Тренировка навыков регуляции своего поведения. Тренировка концентрации внимания на необходимой информации, в условиях звуковых помех. Физическая разминка. Диагностика апатии, агрессии, напряжения, подавленности, конфликтности. Также может служить и как проективная методика на выявление субъектов, объектов неуставных отношений.
Все сидят в кругу. Психолог говорит: «Сейчас будет игра «Зоопарк» и каждому необходимо выбрать, кем он будет, каким животным, птицей или рыбой». Все участники по очереди говорят, кем они будут.
«Мы будем хлопать в ладоши. Два раза по коленям и два раза в воздухе. Хлопают все одновременно, а говорит кто-то один, тот, кто водит (сначала это обычно ведущий). Хлопая в воздухе, одновременно два раза называем себя, то есть то животное, которым являемся.
Хлопая по коленям, называем два раза любое животное, которое есть у нас в зоопарке. Соответственно, теперь говорит тот, кого назвали: два раза хлопая в воздухе, называет себя, и два раза хлопая по коленям, называет кого-то из зоопарка.
Нельзя ошибаться: сбиваться с ритма, называть тех животных, которых нет, хлопать или говорить один раз. Ошибки наказываются: название животного меняется на звук, звук — на движение руками, движение руками — на движение ногами».
Литература: Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга М., 2002
***
Упражнение «КРУГ С КАРАНДАШАМИ».
Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, развитие сплоченности группы, коммуникативные способности.
Игровой материал: карандаши или ручки закрывающиеся колпачками, по одной на каждого участника.
Ход игры: Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки, расстояние между соседями – 50-60 см.
Группа не опуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад;
3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед ( сужение и расширение круга);
4. наклониться вперед, назад, выпрямиться;
5. Присесть, встать.
Усложненные задания.
1. Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед, и поднять руки);
2. Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;
3. Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой – партнера слева);
4.Выполнять упражнение с закрытыми глазами;
5.Выполнять упражнение под медленную музыку и устроить коллективный "танец".
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на' пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70-90 см и держат два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх- вниз, поворачиваться вправо-влево, приседать.
Психологическая игра "Круг с карандашами" применяется для диагностики рассеянности, раздражения, тревожности, уравновешенности, эмоциональной саморегуляции, межличностных отношений.
Литература: Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008. – 190 с.
http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-games/66-game-team-building/1574--q--q
***
Упражнение «ФУТБОЛ ДЛЯ ОСМИНОГОВ».
Цель: Сплочение и тренировка слаженности действий участников, умение регулировать своё поведение таким образом, что бы не стремиться к достижению цели единолично, а действовать согласовано с командой.
Физическая разминка, ломка психологических барьеров между участниками.
Диагностика межличностных контактов, активности, приспособления, инициативы, доминирования, сплоченности.
Игровой материал: мяч среднего размера.
Описание: В игре принимает участие две команды, в каждую из которых входит 4 участника. Они становятся в тесные кружки лицами наружу, отводят руки за спину и берутся сзади за руки стоящих рядом участников таким образом, что бы команда могла перемещаться как единое целое, не разваливаясь на отдельных участников.
Задача: Каждой из команд за время отведенное на игру( 4 минуты), забить как можно больше голов в ворота соперников. Команды должны на протяжении всей игры перемещаться как единое целое, расцепляться нельзя.
Литература: Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008.
http://psi-training.org/publ/reguljacija_povedenija/1-1-0-29
***
Упражнение «ВЛАСТЕЛИН КОЛЬЦА»
Цель: Координация совместных действий, поиск способов решения коллективной проблемы, обмен информацией при ограничении средств для этого, сплочение, выявление лидера. Диагностика раздражительности, вспыльчивости, нетерпеливости, суетливости, растерянности, выявления лидера.
Игровой материал: кольцо диаметром 7-15 см, к которому привязаны на равном расстоянии 4 нити длиной 1, 5 – 2 метра каждая. Монета.
Описание: 4 участника становятся по кругу на расстоянии примерно полтора метра друг от друга и каждый из них берёт в руки по одной нитке.
Задача. Действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень (монету). Упражнение выполняется в нескольких вариантах:
1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (самый простой вариант).
2. Глаза участников открыты, но переговариваться они не могут).
3. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, что бы кольцо опустилось в нужном месте.
4. Участники закрывают глаза, и только один выбранный заранее ведущий, подсказывает, координирует действия всех четырех участников.
Литература: Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008.
***
Упражнение «МЯЧИКИ»
Цель: Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Диагностика сплоченности, межличностного взаимодействия, концентрации внимания, раздражительности, апатии.
Игровой материал: 3-5 небольших мяча.
Описание: участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячей.
Задача. Одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, что бы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удается продержаться таким образом
Литература: Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008.
***
Упражнение «МИНА»
Цель: Развитие способности быстрого реагирования и переключения на другой вид деятельности в экстремальной ситуации. Диагностика подавленности, равнодушия, уравновешенности, усталости, утомления, сплоченности, межличностного взаимодействия, выявления лидера.
Материал: 2 стула.
Описание: Создается установка на вероятность гибели участников, вовремя не успевших покинуть «блиндаж», от прямого попадания в него мины. Упражнение выполняется несколько раз с обсуждениями.
По команде ведущего - «Мина», группе необходимо за минимальное время( 3-5 секунд) покинуть круг («блиндаж») через узкий проход ( между двумя стульями, обозначенный ведущими. Команда подается без предупреждения.
Упражнение сложно выполнить, если каждый участник будет думать только о том, как спастись именно ему. В процессе обсуждения полезно обратить внимание на то, кто выскакивал первым, а кто последним и почему.
Литература: Евтихов О.В. Практика психологического тренинга М., 2000
***
Упражнение «ДВИЖЕНИЕ ПО ОДНОМУ».
Цель: Тренировка решительности, развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации, в ситуациях, когда ошибка создает риск проигрыша команды, а если ответственность не берет никто – проигрыш гарантирован. Диагностика сплоченности, межличностного взаимодействия, выявление лидера, дисциплинированности.
Описание: Участникам предлагается произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают перемещаться в произвольном направлении. Придерживаясь следующих правил:
• В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинается с начала.
• Любой участник может находиться в движении не более 5 секунд подряд, потом должен остановиться. Один человек может двигаться несколько раз за раунд, но не подряд
• Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут длиться не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала.
Задача. Не нарушая этих правил необходимо передвигаться хотя бы две минуты. Переговариваться в процессе упражнения нельзя.
Литература: Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008.
http://trepsy.net/razvit/stat.php?stat=820
***
Упражнение «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА».
Описание: У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми, получив игрушку.
– А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Плюшевый мишка? Как её звали? Где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о своих чувствах, которые вызывают эти воспоминания.
Задача. Дать возможность участникам в течение 3 минут вспомнить своё детство и рассказать о своих любимых игрушках по очереди.
Упражнение медитативного плана. Настраивает на доброжелательное отношение друг к другу, так как обращено к счастливым дням детства. Диагностика подавленности, стресса, фрустрированности.
Завершать разминки нужно обязательно. Иногда достаточно простого вопроса по кругу – как вы себя чувствуете.
Литература: Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе М., 1998
Психолог отдельного соединения МТО
редактор журнала «Военный психолог»
Савельева Наталья
Комментариев нет:
Отправить комментарий