вторник, 26 марта 2013 г.

БЕРГ Т.Н. Влияние ситуации угрозы для жизни на личность военнослужащих АПЛ К-152 «Нерпа».


БЕРГ Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент

ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ УГРОЗЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
(на примере военнослужащих АПЛ «Нерпа»)

ЛИЧНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Владивосток, 15-16 апреля 2011 г.

http://vgmu.ru/files/2321.pdf 

Статья посвящена исследованию влияния техногенной аварии на АПЛ «Нерпа», связанной с угрозой для жизни на личность военнослужащих. А так же феноменологическим признакам реагирования на стресс и возможным методам диагностики в остром периоде.

Ключевые слова: угроза для жизни, стресс, психологическая травма, личность.

8 ноября 2008 года в рамках этапа государственной приёмки К-152 «Нерпа» произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Концентрация фреона в среднем по 2-му отсеку в 300 раз превысила ПДК. 

В результате 20 человек погибло 3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов, 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения. 

В работе представлен ряд методик оценки стресса как ответной реакции на стрессоры среды. 

Они позволяют дать количественную оценку феноменологических признаков стрессового реагирования и могут быть использованы для диагностики состояний психической напряженности людей, переживших чрезвычайные обстоятельства уже в остром периоде после травматического воздействия, что, в свою очередь, позволит оказывать психологическую помощь более эффективно, применяя адекватные формы помощи. 

Для определения и оценки психологических последствий несения службы в экстремальных условиях и коррекции постстрессовых состояний были использованы методики, рекомендованные руководящими документами по медицинской и психологической работе. 

На основании методических указаний был сформирован блок методик. 

Для исследования характеристик мыслительной сферы
проба на ассоциативную память;
память на числа;
проба на запоминание 10 слов;
корректурная проба. 

Для исследования эмоционально – личностной сферы
госпитальная шкала тревоги и депрессии (hads);
шкала для экспресс- психологической диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств;
шкала самооценки Спилберга – Ханина;
16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. 

Дополнительно использовалась проективная рисуночная методика «Человек под дождём»

Исследование проводилось в два этапа. 

Первый этап проводился на базе 15 военно-морского госпиталя ТОФ. 

В группу испытуемых вошли находившиеся на излечении в госпитале военнослужащие, пережившие чрезвычайные обстоятельства при аварии на АПЛ «Нерпа». 

В исследовании участвовали 20 мужчин в возрасте от 27 до 63 лет. 

Исследование проводилось в ноябре 2008 года, на третьи сутки после катастрофы. 

Второй этап исследования проводился в июне 2009 года, через 7 месяцев после аварии.

Исследование проводилось в конференц-зале завода «Звезда» г. Большой Камень, где осуществлялся ремонт АПЛ «Нерпа». 

В исследовании участвовало 30 мужчин, члены экипажа АПЛ. 

Из них 14 человек участвовали в повторном исследовании. 

На I этапе эмпирического исследования участвовало 20 человек перенесших сильное стрессовое воздействие. 

Целью исследования являлось определение уровня тревоги и депрессии, а также уточнение мнестической деятельности у данной группы пациентов. 

В результате проведённого исследования у 15 (75%) пациентов память на числа была на среднем уровне. 

Долговременная память у 16 (80%) пациентов –5-7 слов. 

Опосредованное запоминание у 17(85%,) пациентов также на среднем и высоком уровнях. 

Объем и концентрация произвольного внимания у 16 пациентов также были на среднем и высоком уровнях. 

Таким образом, грубых нарушений мнестических процессов не выявлялось, что соответствовало среднестатистической норме. 

Было отмечено, что у 3 пациентов выявлено нарушение мнестических функций органического характера (в виде сужения объёма кратковременной памяти). 

Кривая запоминания носила характер «плато», без существенного наращивания. 

У 5 пациентов объём кратковременной памяти на числа и долговременной памяти – ниже среднего уровня. 

У 4-х ассоциативная память ниже среднего уровня. 

У данных обследуемых отмечались трудности счёта в уме, связанные с переходом через десяток, особенно в операциях, состоящих из нескольких звеньев. 

Объём и концентрация произвольного внимания были также снижены, к деталям и мелочам особенно. 

Темп психомоторных реакций в заданиях, требующих механического или жёстко алгоритмизированного манипулирования стимульным материалом, был замедлен. 

Задания выполнялись в замедленном темпе, что выявило тенденцию к инертности и истощаемости. 

Таким образом, уровень мнестической функции у данных испытуемых, существенно ниже среднестатистической нормы

Введение опосредованного звена, у таких испытуемых, не улучшало показателей мнестической сферы. 

 У 2-х испытуемых, при среднем объёме кратковременной памяти, кривая запоминания имела «истощаемый» характер. 

В случаях повышенной истощаемости периодически прослеживалось повторение и привнесение лишних слов (это может свидетельствовать о бессознательной тревоге, использовании их как средство преодоления внутренней тревоги, заполнения «пустот»). 

Таким образом, мнестические процессы имели изменения астенического характера. 

Наряду с повышенной истощаемостью, снижением трудоспособности,ухудшением способности к концентрации внимания и запоминания наблюдались повышенная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, лабильность настроения

При беседе с больными выяснилось, что астенические расстройства появились непосредственно после травмы. 

Они выражались в резкой слабости, вялости, утомляемости, быстрой истощаемости, резком снижении двигательной активности, имелись в разной степени выраженные неспецифические эмоциональные расстройства, головная боль, полиморфные вегетативные дисфункции, астенические проявления, расстройства ночного сна. 

По утрам и на протяжении дня у них наблюдалась сонливость,
отсутствовало чувство бодрости, отдыха, имевшееся до заболевания, жалобы на «замедленность мыслей», «вялость, заторможенность движений». 

Следует отметить, что у ряда обследуемых были выявлены нарушения эмоциональной сферы

Так, у 4 человек наблюдалось повышение уровня тревоги («Госпитальная шкала тревоги и депрессии»). 

Возможно, невротические расстройства возникли в результате психотравмирующих воздействий. 

У больных с ведущими депрессивными нарушениями отмечалось снижение настроения, не доходящее до степени тоскливого аффекта. 

Они жаловались на «ощущение грусти», «скуку». 

Сниженное настроение обычно сочеталось с выраженной эмоциональной лабильностью, непостоянной тревогой, ухудшением аппетита. 

Если пониженное настроение сочеталось с повышенной истощаемостью, более выраженными были нарушения засыпания, глубины ночного сна. 

Всеми больными осознавалась связь своего состояния с психотравмой. 

Суточные изменения настроения отсутствовали, за исключением 2 больных (настроение к вечеру значительно улучшалось). 

Больные критически оценивали свое состояние. 

Чаще депрессивные проявления имели тревожный характер, причем тревога была довольно заметной и постоянной, связь состояния с психотравмирующими обстоятельствами четко осознавалась всеми больными, 

следует отметить, что пониженное настроение сочеталось с астеническими проявлениями – раздражительностью, повышенной утомляемостью, расстройствами ночного сна (кратковременный, с частыми пробуждениями). 

При более глубоком анализе структуры тревоги с помощью методики «ИТТ», было установлено, что компонентами, за счёт которых возникла девиация в 2-х случаях, явилось повышение по шкале «Астенический компонент ситуативной тревожности»

(свидетельствует о преобладании в структуре тревожности утомляемости, расстройств сна, вялости, пассивности и быстрой утомляемости); 

по результатам у 2 других человек было повышение по шкале «Ситуативный эмоциональный дискомфорт» 

(наличие эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон в связи с неудовлетворённостью жизненной ситуацией). 

По данным методики «Шкала для экспресс психологической диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств» выявлено эмоциональное нарушение в 5 случаях, из них у 4 испытуемых депрессия, диагностировалась на уровне «мягких» депрессий, близких к невротическому спектру. 

Можно предположить, что выявленное нарушение имеет ситуационный характер. 

Исходя из полученных данных первого этапа исследования, можно предположить, что ситуационный стресс, возникший в результате аварийной ситуации в отсеке АПЛ, оказал дезорганизующее воздействие преимущественно на эмоциональную сферу личности обследуемых, вызывая чувство тревоги. 

Ситуационный стресс в значительной степени усиливает сложность и амбивалентность испытываемых эмоций и чувств, что обусловливает склонность к эмоциональной дезорганизации

Механизмы когнитивной защиты не обеспечивают внутреннюю переработку имеющихся негативных эмоций, что обусловливает наличие слабо выраженного эмоционального дистресса. 

В таком состоянии с большой степенью вероятности возможно развитие невротических и психосоматических нарушений, возрастает склонность к импульсивному поведению в условиях проблемной ситуации. 

На II этапе эмпирического исследования, в котором участвовало 30 военнослужащих, эмоциональное состояние в момент исследований характеризовалось отчетливым ощущением психологического дискомфорта, внутренней напряженности, 

озабоченности, беспокойства, нервозности, постоянной готовностью к восприятию отрицательных сигналов извне, неудовлетворенностью актуальной жизненной ситуацией, тревожной оценкой перспективы. 

На фоне неустойчивого фона настроения выявлялось ощущение неопределенной угрозы, разнообразные немотивированные опасения, напряженное ожидание неприятностей, что сопровождалось повышенной раздражительность в форме эмоциональных выбросов, нетерпеливости. 

13 (43%) человек в коллективе держатся обособлено. 

Отмечается слабо выраженная потребность в общении с людьми. 

Строят контакты и удерживают их на формальной основе. 

В общении нет эмоциональной живости

Круг общения ограничен друзьями и близкими. 

Испытывают сложности, когда возникают ситуации, связанные с обращенными просьбами. 

Переживания сопровождались физиологическими реакциями (покраснение лица, потоотделение, вытирание ладоней). 

Появление эмоциональной лабильности, быстрой истощаемости, раздражительности, зависимость фона настроения от внешних факторов испытуемые связывают с травмой. 

На фоне сниженного настроения выявляется ощущение неопределенной угрозы, разнообразные немотивированные опасения, особенно в непривычных для себя ситуациях. 

Эмоции выступают как основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми.

Наиболее эффективны, когда работают в одиночку. 

При необходимости принимать решения используются проверенные опытом способы и приёмы. 

В структуре интеллекта преобладает конкретное, практически ориентированное мышление. 

Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решения требует дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. 

Отмечается неумение актуализировать свои знания и некоторая критичность в принятии нового знания. 

11 (26 %) человек обладают эмоциональной неустойчивостью

Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному поводу. 

Причем спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности до страха, депрессии. 

Склонны к импульсивному поведению. 

2 человека конформны, испытывают выраженную настороженность по отношению к коллективу. 

У 11 человек можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, что также можно предположить как переживания последствий стресса. 

9 (30 %) испытуемых обнаружены признаки депрессивных тенденций, чувство незащищенности. 

10 (30 %) военнослужащих обладают высокой чувствительностью к неудачам, которые переживаются ими как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность. Риск пугает. 

Ситуации, связанные с риском, избегаются. 

Этот вывод формулируется исходя из анализа обращаемости за медицинской помощью:

число случаев обращаемости за период с ноября 2008 года по июнь 2009 года увеличился почти в 2,4 раза (от 3 до 5 случаев амбулаторной обращаемости с днями трудопотерь за указанный период; 

5 человек имели длительные соматические госпитализации (свыше 21 дня стационарного лечения).

Некоторые военнослужащие в межличностных контактах демонстрируют повышенную ранимость, обидчивость, что также затрудняет общение, создает дополнительные коммуникативные барьеры. 

Замечания воспринимаются как порицание, а поддержка не вызывает доверия. 

У 10 (30%) военнослужащих отмечается невротическая симптоматика в форме депрессивности, склонности к усложнению и драматизации ситуации

Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному поводу. 

Эмоциональный контроль ослаблен. 

В спектре эмоций преобладают страх, тревога. 

Жизненная перспектива воспринимается преимущественно негативно. 

Живут своими переживаниями. 

16 (53 %) человек обнаружили тревогу, вызванную социальным окружением, чувство своей неспособности и покинутости, и связанную с этим некоторую агрессию на социальное окружение, при сохраняющейся потребности к общению. 

Волевой контроль ослаблен. 

Конфликтные ситуации вызывают длительное чувство вины. 

У одного военнослужащего непосредственно после аварии была диагностирована клиническая депрессия

Военнослужащий проходил стационарное и амбулаторное лечение с временным улучшением. 

У 8 военнослужащих невротическая симптоматика была диагностирована уже на третьи сутки после аварии в период их нахождения на лечении в госпитале. 

Ситуационный стресс в значительной степени усиливает сложность и амбивалентность испытываемых эмоций и чувств, что обусловливает склонность к эмоциональной дезорганизации. 

У 24 (80 %) испытуемых были обнаружены признаки длительного переживания последствий стресса. 

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: 

В результате проведённого исследования личностных характеристик военнослужащих, переживших ситуацию, связанную с угрозой для жизни по методикам 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла, Спилбергера- Ханина, проективная методика «Человек под дождём» 

у 13 респондентов выявлены нарушения эмоциональной сферы в форме повышенной раздражительности и гневливости, чувства собственной никчемности, подавленности, мнительности и подозрительности, обострения тревоги, апатии, депрессии, эмоционального дискомфорта, нетерпеливости, безразличия, отчужденности, снижения интересов и инициативы, склонности к самообвинению. 

Были отмечены также нарушения в поведенческой сфере в форме избегания общения, проблемы и конфликты в общении, в форме стремления избегать всего, напоминающего о травме, неспособность выразить себя устно или письменно, вспышки гнева и агрессии, эмоциональных выбросов. 

В структуре интеллекта отмечается преобладание конкретного, практически ориентированного мышления, неумение актуализировать свои знания застревание на мыслях, ослабление воображения. 

Кроме того, отмечается динамика состояний: они развиваются, изменяются во времени, проходя вполне определенные стадии. 

Актуальность психогенно сформированной симптоматики сохраняется

Таким образом, говоря о посттравматическом стрессе, мы имеем в виду, что человек пережил травмирующее событие, которое глубоко затронуло его психику. 

Это событие так резко отличается от всего предыдущего опыта или причинило настолько сильные страдания, что человек ответил на него бурной отрицательной реакцией

Нормальная психика в такой ситуации, естественно, стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче. 

Авария на АПЛ «Нерпа» стала сильным травмирующим событием для членов экипажа.

Ситуационный стресс, возникший в результате аварийной ситуации оказал дезорганизующее воздействие преимущественно на эмоциональную сферу личности обследуемых, вызывая чувство тревоги. 

Механизмы когнитивной защиты не обеспечивают внутреннюю переработку имеющихся негативных эмоций, что обусловливает наличие эмоционального дистресса. 

В таком состоянии с большой степенью вероятности возможно развитие невротических и психосоматических нарушений, возрастает склонность к импульсивному поведению в условиях проблемной ситуации. 

Причем эмоциональные нарушения в форме невротического симптомокомплекса и повышенного уровня тревожности были диагностированы нами уже на третий день после катастрофы, что даёт основания предполагать возможность диагностики стрессового расстройства уже в период острой реакции

Что, в свою очередь, позволит своевременно оказать психологическую помощь более эффективно, применяя адекватные формы помощи.

Литература:

1. Назарова И.Э. Личность и травма (Текст) / И.Э. Назарова. – М.: Наука, 1998.

2. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.П. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; под ред.А.Н. Блеера]. – М: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма (Текст) / Р.А. Тигранян. – М.: Наука, 1998.

4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса (Текст) / Н.В. Тарабрина. – СПб.: Питер, 20

Комментариев нет:

Отправить комментарий