суббота, 2 сентября 2023 г.

Профессор А.Караяни. Психологическая реабилитация раненых: обретение будущего.


Боевая психология с профессором Александром Караяни. 

В данном видео вы можете познакомиться с понятием и целями психологической реабилитации раненых участников боевых действий, определением и формами проявления терапевтического контракта. 

Профессор А.Караяни расскажет о методе моделирования (воспитании на примерах), помогающем раненому найти смысл в своей дальнейшей жизни и увидеть ее перспективу.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНЕНЫХ — деятельность психологов, медицинских работников, самих пострадавших, членов их семей и сослуживцев по использованию психологических методов в целях быстрейшего выздоровления ВОИНОВ и предупреждения развития у них негативных посттравматических расстройств. 

Цели реабилитации: 

1) снизить отрицательные психологические проявления травмы, которые могут помешать её лечению;

2) предупредить хронические и инвалидизирующие расстройства, которые могут возникнуть в результате травмы. 

Psychiatric Intervention For The Battle-injured Medical and Surgical Patient Following Traumatic Injuries / Harold J. Wain, Scott C. Moran, Marvin Oleshansky, Andree Bouterie, Christopher L. Lange



Терапевтический союз: 

1. Включение психолога и семьи в рутинный психологический процесс 

2. Формирование общей стратегии психологической реабилитации конкретного военнослужащего и доведение её до членов терапевтического союза. 

3. Ознакомление членов союза о нежелательном стиле взаимоотношений с раненым (жалость-уважение, неформальные-формальные родственники в палате скука- деятельность и т.д.). 

4. Выработка системы заданий для раненого, нацеленных на его раннюю активацию (учёба, игра, самообслуживание, помощь сослуживцам и персоналу и т. д). 

5. Выработка рекомендаций сослуживцам. 

6. Создание общего поддерживающего климата вокруг раненого.



1. Определение/восстановление жизненной перспективы, обретение смысла жизни.


ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) АЛЬБЕРТА БАНДУРЫ.

От рождения человек наделён ограниченным числом рефлекторных реакций, на основе которых у него в течение жизни постепенно образуются новые формы поведения. 

Ведущий механизм, благодаря которому становится возможным расширение поведенческого репертуара человека это научение. 

Человек может учиться не только на собственном опыте, но и через наблюдение за поведением других людей. 

При научении через наблюдение у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, он приобретает символическое представление о поведении модели. 

Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными процессами: вниманием, сохранением, моторно-репродуктивными процессами и мотивационными процессами. 

Внимания определяют, что избирательно наблюдается и что конкретно отбирается из множества модельных влияний. 

Процессы сохранения отвечают за запоминание и сохранение наблюдаемого поведения в долговременной памяти посредством символов. 

Процессы моторно-репродуктивные обеспечивают преобразование символических представлений в соответствующие действия. 

Нужны корректирующие усилия, чтобы добиться правильного выполнения действия.

Мотивационные процессы. Человек с большей вероятностью будет воспроизводить то поведение, которое приводит к положительным результатам. 

Поэтому то, к какому результату приводит поведение модели, будет влиять на мотивацию человека к её дальнейшему освоению. 

Эффект комиссара Воробьёва.


МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ). 

Суть приёма состоит в том, что до раненых и инвалидов в яркой форме доводятся сведения о жизни и деятельности военнослужащих, бывших инвалидами, но преодолевших неблагоприятные жизненные обстоятельства и совершивших военные и жизненные подвиги.

Проводится в групповой или индивидуальной форме. 

Инвалиды боевых действий знакомятся с жизнеописаниями возможных «моделей», затем проводится их обсуждение, в процессе которого происходит «открытие» того психологического ресурса, который позволил людям, лишённых ног, рук, глаз, имеющих тяжёлые травмы внутренних органов, 

преодолеть строгие запреты общества и армейской службы, вернуться в боевой строй, в самолёты, танки, окопы, воевать значительно лучше многих «здоровых» людей, совершить героические военные подвиги и жизненные подвиги в мирное время. 

Формируется обобщённая таблица с перечнем таких ресурсов и раненым предлагается проанализировать, какие из перечисленных качеств им нужно обрести, чтобы преодолеть имеющиеся проблемы.


ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПРЕОДОЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕННОГО ИНВАЛИДАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.  

1. Волевые качества: смелость, мужество, решительность, настойчивость, выдержка, энергичность, упорство - 42 %.  

2. Вера: вера в справедливость, уверенность в своих силах, в судьбу - 21 %. 

3. Патриотизм:  любовь к Родине, ненависть к ее врагам - 19 %. 

4. Боевой азарт: желание отличиться, стать героем, доказать, что не стал жертвой - 11 %. 

5. Месть за свое ранение: желание отомстить врагу за полученную физическую травму и тем самым преодолеть травму психическую - 7 %.


Индивидуальный формат: психолог, член семьи, близкий человек и т.д. предлагает инвалиду прочитать наиболее подходящий сюжет о жизненном подвиге «модели», a затем обсуждает с ним этот сюжет по вопросам: 

- какими качествами исходно обладал герой сюжета? 

- насколько тяжёлой (например, по 10-балльной шкале) можно считать полученную им травму? 

- благодаря чему он преодолел инвалидность? 

- чему можно поучиться у героя? 

- можно ли «лепить себя с героя»? 

- если да, то что для этого нужно сделать.





Комментариев нет:

Отправить комментарий