В данном видео вы можете познакомиться с понятием и целями психологической реабилитации раненых участников боевых действий, определением и формами проявления терапевтического контракта.
Профессор А.Караяни расскажет о методе моделирования (воспитании на примерах), помогающем раненому найти смысл в своей дальнейшей жизни и увидеть ее перспективу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНЕНЫХ — деятельность психологов, медицинских работников, самих пострадавших, членов их семей и сослуживцев по использованию психологических методов в целях быстрейшего выздоровления ВОИНОВ и предупреждения развития у них негативных посттравматических расстройств.
Цели реабилитации:
1) снизить отрицательные психологические проявления травмы, которые могут помешать её лечению;
2) предупредить хронические и инвалидизирующие расстройства, которые могут возникнуть в результате травмы.
Psychiatric Intervention For The Battle-injured Medical and Surgical Patient Following Traumatic Injuries / Harold J. Wain, Scott C. Moran, Marvin Oleshansky, Andree Bouterie, Christopher L. Lange
Терапевтический союз:
1. Включение психолога и семьи в рутинный психологический процесс
2. Формирование общей стратегии психологической реабилитации конкретного военнослужащего и доведение её до членов терапевтического союза.
3. Ознакомление членов союза о нежелательном стиле взаимоотношений с раненым (жалость-уважение, неформальные-формальные родственники в палате скука- деятельность и т.д.).
4. Выработка системы заданий для раненого, нацеленных на его раннюю активацию (учёба, игра, самообслуживание, помощь сослуживцам и персоналу и т. д).
5. Выработка рекомендаций сослуживцам.
6. Создание общего поддерживающего климата вокруг раненого.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) АЛЬБЕРТА БАНДУРЫ.
От рождения человек наделён ограниченным числом рефлекторных реакций, на основе которых у него в течение жизни постепенно образуются новые формы поведения.
Ведущий механизм, благодаря которому становится возможным расширение поведенческого репертуара человека это научение.
Человек может учиться не только на собственном опыте, но и через наблюдение за поведением других людей.
При научении через наблюдение у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, он приобретает символическое представление о поведении модели.
Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными процессами: вниманием, сохранением, моторно-репродуктивными процессами и мотивационными процессами.
Внимания определяют, что избирательно наблюдается и что конкретно отбирается из множества модельных влияний.
Процессы сохранения отвечают за запоминание и сохранение наблюдаемого поведения в долговременной памяти посредством символов.
Процессы моторно-репродуктивные обеспечивают преобразование символических представлений в соответствующие действия.
Нужны корректирующие усилия, чтобы добиться правильного выполнения действия.
Мотивационные процессы. Человек с большей вероятностью будет воспроизводить то поведение, которое приводит к положительным результатам.
Поэтому то, к какому результату приводит поведение модели, будет влиять на мотивацию человека к её дальнейшему освоению.
Эффект комиссара Воробьёва.
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ).
Суть приёма состоит в том, что до раненых и инвалидов в яркой форме доводятся сведения о жизни и деятельности военнослужащих, бывших инвалидами, но преодолевших неблагоприятные жизненные обстоятельства и совершивших военные и жизненные подвиги.
Проводится в групповой или индивидуальной форме.
Инвалиды боевых действий знакомятся с жизнеописаниями возможных «моделей», затем проводится их обсуждение, в процессе которого происходит «открытие» того психологического ресурса, который позволил людям, лишённых ног, рук, глаз, имеющих тяжёлые травмы внутренних органов,
преодолеть строгие запреты общества и армейской службы, вернуться в боевой строй, в самолёты, танки, окопы, воевать значительно лучше многих «здоровых» людей, совершить героические военные подвиги и жизненные подвиги в мирное время.
Формируется обобщённая таблица с перечнем таких ресурсов и раненым предлагается проанализировать, какие из перечисленных качеств им нужно обрести, чтобы преодолеть имеющиеся проблемы.
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПРЕОДОЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕННОГО ИНВАЛИДАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
1. Волевые качества: смелость, мужество, решительность, настойчивость, выдержка, энергичность, упорство - 42 %.
2. Вера: вера в справедливость, уверенность в своих силах, в судьбу - 21 %.
3. Патриотизм: любовь к Родине, ненависть к ее врагам - 19 %.
4. Боевой азарт: желание отличиться, стать героем, доказать, что не стал жертвой - 11 %.
5. Месть за свое ранение: желание отомстить врагу за полученную физическую травму и тем самым преодолеть травму психическую - 7 %.
Индивидуальный формат: психолог, член семьи, близкий человек и т.д. предлагает
инвалиду прочитать наиболее подходящий сюжет о жизненном подвиге «модели», a затем обсуждает с ним этот сюжет по вопросам:
-
какими качествами исходно обладал герой сюжета?
- насколько тяжёлой (например, по 10-балльной шкале) можно считать полученную
им травму?
- благодаря чему он преодолел инвалидность?
- чему можно поучиться у героя?
- можно ли «лепить себя с героя»?
- если да, то что для этого нужно сделать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий