ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ
А.С. Черепанов, Е.В. Митасова, Е.А. Некрасова.
Рис. 2. Распределение частоты реализации симптоматической и каузальной психологической коррекции в воинской части.
Рис. 3. Количество случаев оказания психологами психологической помощи в рабочее и нерабочее время.
Военный университет, Москва.
В статье отражены результаты изучения особенностей оказания психологической помощи в воинских частях ВС РФ: инициатор психологической помощи; направленность психокоррекционной работы с военнослужащими;
продолжительность работы и продолжительность одной встречи с военнослужащим; объем психологической помощи, оказываемой в нерабочее время.
Ключевые слова: деятельность психолога, психологическая помощь, психологическое консультирование, психологическая коррекция.
На современном этапе развития отечественной психологической науки мы вновь наблюдаем в профессиональном сообществе активизацию интереса к деятельности психолога, стремление ответить на вопросы о том, в каких формах она может протекать, при каких условиях она может быть эффективной, каким требованиям должен отвечать специалист и т.д.
Ответы на эти вопросы оказываются особенно важны в таком направлении психологической практики как психологическая помощь.
При этом есть тенденция выработать некоторые универсальные нормы и правила такой работы [см. например, 8, 9].
В то же время ряд исследований посвящен осмыслению специфики работы психолога, проистекающей от особенностей условий, в которых она организовывается и осуществляется.
К числу таковых, например, может быть отнесена деятельность психолога воинской части [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10].
Данное исследование также направлено на изучение такой специфики.
На наш взгляд, результаты подобных исследований имеют значение для организации профессиональной адаптации специалистов, впервые сталкивающихся со специфичность тех или иных условий.
Представленные ниже данные, получены обобщением материалов письменного опроса 99 психологов воинских частей (анкета авторская).
Анализировались следующие вопросы:
- кто является инициатором психологической помощи военнослужащим;
- направленность психокоррекционной работы с военнослужащими;
- возможное количество встреч (сессий) на одного военнослужащего;
- продолжительность одной встречи при оказании психологической помощи;
- объем психологической помощи, оказываемой психологом в нерабочее время.
При изучении вопроса: по чьей инициативе оказывается специализированная психологическая помощь военнослужащим, авторы исходили из представлений о том, что в абсолютном большинстве случаев в рамках воинской части она может исходить от трех субъектов: самого военнослужащего, командира, психолога.
На рисунке 1 представлено распределение частоты встречаемости инициативы того или иного субъекта.
Личное обращение военнослужащего - 36,47 %, запрос командира - 22,98 %, инициатива психолога - 40,19 %
Рис.1. Распределение частоты встречаемости роли инициатора психологической помощи
Следует отметить, что для специализированной психологической помощи классической считается ситуация, когда психолог-консультант работает с самостоятельно обратившимся клиентом.
В тоже время, в отличие от гражданского специалиста, психолог воинской части отвечает за психологическое здоровье военнослужащих в независимости от факта обращения.
В связи с чем, необходимо признать, что эффективная психологическая помощь психолога в условиях воинской части предполагает активную позицию самого специалиста относительно выявления психологического неблагополучия военнослужащих и создания условий по его вовлечению в психологическую коррекцию, консультационную работу.
Этим обстоятельством, на наш взгляд, и объясняются 40,19% случаев, когда психологическая помощь военнослужащему инициирована самим психологом.
Так же необходимо учитывать, что деятельность психолога воинской части – это частный случай работы психолога в организации, в связи с чем имеют место запросы от руководства на проведение психологической работы, в том числе на оказание психологической помощи (22,98%).
В тоже время, вероятно, восприятие психолога командирами подразделений как должностного лица, обладающего компетентностью для решения задач в интересах воинской деятельности, находится в процессе формирования.
В связи с чем, инициация оказания психологической помощи военнослужащим командирами носит самую низкую частотную характеристику.
Однако, из представленной выше диаграммы (см. рис.1) следует, что внешний по отношению к психологу запрос на психологическую помощь (обращение по рекомендации командира и самостоятельное обращение военнослужащих) превышает количество случаев оказания психологической помощи по инициативе психолога,
что говорит о готовности военнослужащих (как командного, так и рядового состава) использовать возможности специализированной психологической помощи для организации жизни и деятельности, а значит о необходимости и значимости этого направления психологической работы в воинской части.
Исследование показало, что психологи воинских частей работают как симптоматически, так и каузально. Распределение частоты тех или иных мероприятий психокоррекционной работы в зависимости от ее направленности представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение частоты реализации симптоматической и каузальной психологической коррекции в воинской части.
Полученные результаты свидетельствуют о преимущественной ориентации специалистов на купирование симптомов, что может отражать неформальные требования к организации психологической помощи, предполагающие достижение максимального эффекта за минимальное количество встреч.
Также установлены значимые корреляции (расчет производился с помощью коэффициента ранговой корреляции тау - Кендалла, p<0,05): прямая взаимосвязь между стажем в должности и симптоматической ориентацией в психокоррекции; обратная взаимосвязь между стажем в должности и каузальной психокоррекцией.
Таким образом, с увеличением стажа изменяется направленность психокоррекционной работы психолога от каузальной к симптоматической.
Это обстоятельство может быть связано как с недостаточностью условий для работы с причинами психологического
неблагополучия конкретного военнослужащего, так и с индивидуальными процессами специалистов-психологов: производственная адаптация, эмоциональное выгорание и стремление
защититься от него.
На наш взгляд, допустим вывод о том, что специалисты, оказывающие психологическую помощь в условиях воинской части должны быть готовы работать как каузально, так и симптоматически.
Специалисты, владеющие только методами каузальной ориентации, будут испытывать затруднения в организации и проведении психологической помощи военнослужащим.
На диаграмме 3 представлены результаты опросов специалистовпсихологов о распределении времени проведения психологической помощи.
В большинстве случаев (88,34%) психологи организуют и проводят психологическую помощь в рамках рабочего времени. В то же время необходимость оказания психологической помощи в нерабочее время также присутствует.
Рабочее время - 88,34 %, сверурочно - 11,66%
При этом выявлена значимая отрицательная корреляционная связь (расчет производился с помощью коэффициента ранговой корреляции тау - Кендалла, p<0,05) между стажем деятельности и количеством случаев оказания психологической помощи в неурочное время.
Вероятно, подобная взаимосвязь может быть объяснена накоплением профессионального опыта в организации и проведении психологической помощи в конкретных условиях деятельности (в данном случае в условиях воинской части).
На рисунке 4 представлены данные о распределении возможного количества встреч (сессий) на одного военнослужащего.
Из представленных данных видно, что при организации и проведении психологической помощи специалист в большинстве случаев должен рассчитывать на максимальную продолжительность работы с одним военнослужащим до пяти встреч.
Мы предполагаем, что такая продолжительность работы определяется условиями работы в воинской части: высокой занятостью личного состава выполняющего служебные задачи; высокой регламентированностью деятельности.
На рисунке 5 представлены данные анализа продолжительности одной встречи при оказании психологической помощи, из которых следует, что чаще всего встреча психолога с одним военнослужащим длится от 30 минут до 1,5 часов.
Однако встречаются экспресс взаимодействия от 10 до 30 минут.
Рис.5 Продолжительность одной встречи при оказании психологической помощи.
Опрошенные указывают, что работа более 2 часов не практикуется, в тоже время авторам статьи известно, из личного профессионального опыта, что в отдельных случаях психологическая помощь военнослужащим может занимать более двух часов,
например, при оказании психологической помощи военнослужащим в состоянии острого горя, убывающим за пределы пункта постоянной дислокации.
Мы предполагаем, что данные случаи не получили своего отражения в силу их единичного, исключительного характера.
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о значимости психологической помощи как направления деятельности психолога воинской части.
В тоже время необходимо учитывать, что процесс ее организации и проведения на сегодняшний день обладает рядом особенностей:
- данная работа имеет преимущественно симптоматическую направленность;
- предполагает готовность к работе с неконструктивноориентированными клиентами: как выявленными самим психологом, так и направленными командирами;
- может проводится в неурочное время;
- требует владения методами как каузальной, так и симптоматической психокоррекции, а также краткосрочной и экспресс психологической помощи.
Авторы предполагают, что учет данных особенностей в практической деятельности позволит психологам воинских частей проходить профессиональную адаптацию в более короткие сроки, повышать эффективность деятельности в области психологической помощи военнослужащим.
Список литературы:
1. Караяни А.Г., Корчемный П.А., Митасова Е.В., Караяни Ю.М., Некрасова Е.А. Психологическая коррекция и реабилитация // Учебное пособие / Под общей редакцией Митасовой Е.В., Москва, 2015.
2. Савич В.В., Митасова Е.В., Некрасова Е.А. Проблемное поле образовательного процесса курсов повышения квалификации специалистов психологической работы силовых структур // Военная мысль, 2016. № 9. С. 54-62.
3. Сапьяник Е. Н. и др. Психологическое консультирование: учебное пособие для курсантов, обучающихся по специальностям "Психология служебной деятельности" и "Психология и педагогика девиантного поведения", слушателей и адъюнктов. / Е. Н. Сапьяник, Е. В. Митасова, Е. А. Некрасова, Е. В. Лаврова, Т. В. Иншакова, А. С. Черепанов, Е. О. Русина, С. А. Козолуп / М.: Военный университет Минобороны России, 2017. – 415 с.
4. Тюрин А.И., Носов А.В. Теоретические и методические аспекты оценки служебного поведения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации // Право в Вооруженных силах. 2010. № 10 (160). С. 33-35.
5. Носов А.В. Проблемы социально-психологического анализа служебной деятельности военнослужащих // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 132-134.
6. Жиляев А.А. Некоторые вопросы морально-психологического обеспечения выполнения задач гражданской обороны // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. № 2. С. 48-55
7. Решетова Н.П., Бычков В.А. Взаимосвязь отношения к деньгам с кредитным поведением военнослужащих // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 4. С. 73-78.
8. Проект закона о психологической помощи рассмотрят в Думе // сайт Психологической газеты (URL: https://psy.su/feed/7698/).Дата публикации:31.12.2019. Дата обращения 15.09.2020. - 11 -
9. Как распознать неэтичное поведение психолога или психотерапевта. Чеклист «Медузы» // сайт издания «Медуза» (URL: https://meduza.io/feature/2020/07/31/kak-raspoznat-neetichnogo-psihologa-ilipsihoterapevta-chek-list-meduzy)/ Дата публикации: 31.07.2020. Дата
обращения: 15.09.2020.
10. Черепанов А.С. Особенности организации психологической помощи в условиях воинской части // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: кризисные состояния личности: сборник статей по материалам IV Всероссийской межведомственной научнопрактической конференции (20 ноября 2019 г., Нижний Новгород) / под общ ред.: Т.В. Маркеловой, сост. Т.Г. Мухина – Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С. 35-39.
Об авторах:
ЧЕРЕПАНОВ Александр Сергеевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ (123001, Москва, ул. Б.Садовая, 14), e-mail: a.cherepanow@yandex.ru
МИТАСОВА Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ (123001, Москва, ул. Б.Садовая, 14), e-mail: evmitasova@gmail.com
НЕКРАСОВА Екатерина Александровна – преподаватель кафедры
психологии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ (123001, Москва, ул. Б.Садовая, 14), e-mail: kariffa@yandex.ru
Вестник Тверского государственного университета, 2020, №4 (53), с 69-75.
Комментариев нет:
Отправить комментарий